WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА: П. Д. ЛОДИЙ
Журнал » 2021 №38 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА: П. Д. ЛОДИЙ |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.10
СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА: П. Д. ЛОДИЙ
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье рассматриваются системные идеи одного из крупных деятелей российского просветительства — П. Д. Лодия, — которые позволяют говорить о его вкладе в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия, в становление профессионального научного тезауруса, системы психологических понятий в России. В жизнедеятельности этого просветителя выделены три больших этапа. Первый, длившийся с 1779 по 1803 г., включал в себя ученичество и зарубежный этап профессорско-преподавательской деятельности. Второй — с 1803 по 1819 г. — стал периодом расцвета и научного подъема, востребованности социально-педагогического опыта преподавания и руководства, системного изложения психологических взглядов. Третий этап — с 1819 по 1829 г. — постепенное завершение творческого пути на фоне идеологической реакции в России, «закат» самих идей, уходивших вместе с их носителем. Психологические идеи и взгляды Лодия позволяют отметить его приверженность психологическому принципу совершенствования, развития естества человека и общества. Философ рассматривал природу человека, не мифологизируя его психологию. Его взгляды на психическую реальность человеческого существования систематизированы. Он считал, что внешний мир чувственно воспринимается человеком, независимо от духовных сил. Особое внимание в представлениях мыслителя занимают вопросы индивидуальных особенностей и различий, выявляемых у людей. В качестве условий развития и совершенствования Лодий отмечает природные возможности человека и способы воспитания и взаимодействия с ним. Он обращает внимание на взаимосвязь человека и той общественно-исторической среды, которая выступает проводником воспитания. Лодиевский человек борющийся — исторически и общественно обусловленная ипостась индивида, готового к активным социальным действиям, преодолению и устранению различного рода препятствий, стоящих на пути совершенствания. В статье использовалась историко-психологическая реконструкция, библиографический прием, психологическая интерпретация идей и взглядов мыслителя русского Просвещения, содержащихся в ряде аутентичных времени их написания источников.
Ключевые слова: П. Д. Лодий; системные идеи; естество; чувствование; разумение; темперамент; воспитание; наставление; семиотика ума; гимнастика ума; человек борющийся. Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России XIX века: П. Д. Лодий // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.10
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2478-1468
Литература
1.Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков: монография. М.: ОГИЗ, 1947. 168 с. 2.Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII века: монография. СПб.: Алетейя, 1996. 320 с. 3.Всемирная история: в 10 т. Т. 5. [Новая история. (Середина XVII в. – конец XVIII в.)] / отв. ред. Я. Я. Зутис. М.: Госполитиздат, 1958. 782 с. 4.Всемирная история: в 10 т. Т. 6. Новая история. [1789–1870 гг.] / отв. ред. Н. А. Смирнова. М.: Госполитиздат, 1959. 830 с. 5.Греч Н. И. Записки о моей жизни. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1886. 588 с. 6.Дессуар М. Очерк истории психологии: монография. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. 256 с. 7.«Для блага общего»: Александр Петрович Куницын (1783–1840) — просветитель, правовед, государственный деятель: сб. / сост. С. А. Ершов, А. В. Большакова; науч. ред. Т. Н. Жуковская. СПб.: Дмитрий Булавин, 2018. 496 с. 8.Зверев В. М. Петр Дмитриевич Лодий (К истории его жизни и характеристике мировоззрения) // Бюллетень студенческого научного общества Ленингр. ун-та. Вып. 2. 1959. С. 28–41. 9.Зверев В. М. Гносеологические взгляды П. Д. Лодия // Вестник Ленингр. ун-та. Серия: Экономика, философия, право. 1964. № 17. Вып. 3. С. 97–107. 10.Зверев В. М. Петр Лодий в истории русской логико-философской мысли: дис. … канд. философ. наук. Л., 1964. 314 с. 11.Иванов Д. В. Естественное право как основа профессионального образования и становления человека // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 27–32. 12.Из истории русской психологии: сб. / под ред. М. В. Соколова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 440 с. 13.Каменский З. А. Философские идеи русского Просвещения (первая четверть XIX века): автореф. дис. … д-ра философ. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1965. 35 с. 14.Каменский З. А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая школа): монография. М.: Мысль, 1971. 398 с. 15.Каменский З. А. А. И. Галич: монография. М.: ИФ РАН, 1995. 229 с. 16.Кондаков И. М. Психология в зеркале пушкинской судьбы: монография. М.: ЭКО, 2000. 224 с. 17.Костюк Г. С. Избранные психологические труды: сб. / под ред. Л. Н. Проколиенко. М.: Педагогика, 1988. 304 с. 18.Лодий П. Д. Логическия наставления руководствующия к познанию и различению истиннаго от ложного, в пользу студентов Санкт-Петербургскаго педагогического института сочиненныя. СПб.: Тип. Иос. Иоаненесова, 1815. 486 с. 19.Лодий П. Д. Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве. Санкт-Петербург: Тип. Деп. внеш. торг., 1828. 472 с. 20.Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с. 21.Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века: монография. Воронеж: ВГУ, 2011. 560 с. 22.Рыбников Н. А. Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе) // Советская педагогика. 1943. № 4. С. 42–49. 23.Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с. 24.Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с. 25.Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. I. М.: РОССПЭН, 2008. 592 с. 26.Шульце Г. Э. Психическая антропология, или Опытное учение о жизни человека по его духовной стороне: в 2 т. Т. 1. СПб.: Тип. И. Глазунова, 1834. 330 с. 27.Шульце Г. Э. Психическая антропология, или Опытное учение о жизни человека по его духовной стороне: в 2 т. Т. 2. СПб.: Тип. И. Глазунова, 1835. 580 с.
|