Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

В. П. Шейнов, ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Журнал » 2021 №37 : В. П. Шейнов, ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
    Просмотров: 845

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4

 

ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию личностных свойств зависимых от смартфона учащихся медицинских колледжей. Для многих людей, особенно подростков, юношей и девушек, смартфон является неотъемлемой частью повседневной жизни. Из-за постоянно прикованного к смартфону внимания активные пользователи оказываются не в состоянии полноценно учиться, налаживать отношения с окружающими и в целом жить полноценной жизнью. Среди отрицательных последствий возникновения зависимости от смартфонов выделяют психологические и поведенческие проблемы, а также проблемы самоэффективности. Зависимость от смартфона связана с синдромом дефицита внимания, с гиперреактивностью, депрессией, тревожностью и стрессом. Эта зависимость затрудняет адаптацию учащихся к студенческой жизни, приводит к снижению успеваемости, постоянному недосыпанию и проблемам со здоровьем.

В исследовании использованы авторские методики оценки зависимости от смартфона, ассертивности, незащищенности от кибербуллинга и известные опросники прокрастинации и стеснительности. В статье показано, что зависимость от смартфона учащихся медицинского колледжа положительно связана с прокрастинацией, стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением. Все зависимости, кроме связи с прокрастинацией, являются линейными, а связь с прокрастинацией — нелинейной. Зависимость от смартфона девушек отличается от общей выборки только тем, что все связи являются линейными. У юношей зависимость от смартфона положительно связана со стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением, но отсутствует связь с прокрастинацией. Все зависимости, кроме связи с настроением, являются линейными, а связь с настроением — нелинейной.

Результаты проведенного исследования показывают наличие в русскоязычном и зарубежном социумах связи зависимости от смартфона с застенчивостью, кибербуллингом, ассертивностью, настроением. Однако не выявлено связей зависимости от смартфона с проблемами со сном и ухудшением здоровья учащихся, а также с прокрастинацией у юношей.

 

Ключевые слова: зависимость от смартфона; прокрастинация; стеснительность; кибербуллинг; ассертивность; настроение; девушки; юноши; учащиеся; колледж.

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Личностные свойства зависимых от смартфона учащихся колледжа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 50–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru ORCID: 0000-0002-2191-646X

 

 

Литература

 

1. Общая психология: введение в общую психологию: психология познавательных процессов: учеб. пособие для студентов психологических специальностей и направлений подготовки / Д. А. Донцов и др.; под науч. и общ. ред. Б. Н. Рыжова, Д. А. Донцова. М.: ФЛИНТА, 2020. 360 с. (Библиотека психолога).

2. Шейнов В. П. Опросник «Оценка степени незащищенности индивида от кибербуллинга»: разработка и предварительная валидизация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 521–541. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-521-541

3. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107–116.

4. Esichaiku V. Relationship of smartphone addiction and academic procrastination: The role of selfregulated learning strategies / V. Esichaiku et al. // Репозиторий DSpace 2016. URL: http://www.cs.ait.ac.th/ xmlui/handle/123456789/822 (дата обращения: 28.02.2021).

5. Gu H. J., Lee O. S., Hong M. J. The relationship between SNS addiction tendency, self-assertiveness, interpersonal problems and in college students // Journal of the Korea Academia. 2016. Vol. 17. Iss. 4. P. 180–187. DOI: 10.5762/KAIS.2016.17.4.180

6. Han L. Relationship between shyness and mobile phone addiction in Chinese young adults: Mediating roles of self-control and attachment anxiety / L. Han et al. // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 76. P. 363–371. DOI: 10.1016/j.chb.2017.07.036

7. Im I. C., Jang K. The convergence influence of excessive smartphone use on attention deficit, learning environment, and academic procrastination in health college students // Journal of the Korea Convergence Society. 2017. Vol.

8. Iss. 12. P. 129–137. 8. Kim S. The relationship between smartphone addiction and symptoms of depression, anxiety, and attention-deficit/hyperactivity in South Korean adolescents / S. Kim et al. // Ann Gen Psychiatry. 2019. Vol. 18. № 1. DOI: 10.1186/s12991-019-0224-8

9. Li L., Gao H., Xu Y. The mediating and buffering effect of academic self-efficacy on the relationship between smartphone addiction and academic procrastination // Computers & Education. 2020. Vol. 159. 104001. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.104001

10. Lin L. Y. Association between social media use and depression among U. S. young adults / L. Y. Lin et al. // Depression and Anxiety. 2016. Vol. 33. P. 323–331. DOI: 10.1002/da.22466

11. Park J. H. The convergent effects of smartphone addiction on sleeping time and sleep deprivation among college students // Journal of Digital Convergence. 2019. Vol. 17 (9). P. 311–320. DOI: 10.14400/JDC.2019.17.9.311

12. Park J. Y., Park S. E., Park M. J. The effects of smartphone addiction on nursing students’ adaptation to college life: Focusing on mediation effect of social support // Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2018. Vol. 19. Iss. 1. P. 218–229.

13. Qudah M. F. A. Smartphone addiction and its relationship with cyberbullying among university students / M. F. A. Qudah et al. // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 628–643. DOI: 10.1007/s11469-018-0013-7

14. Rozgonjuk D., Kattago M., Täht K. Social media use in lectures mediates the relationship between procrastination and problematic smartphone use // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 89. P. 191–198. DOI: 10.1016/j.chb.2018.08.003

15. Tateno M. Internet addiction, smartphone addiction, and hikikomori trait in Japanese young adult: Social isolation and social network / M. Tateno et al. // Front Psychiatry. 2019. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00455

16. Wang J. Fear of missing out and procrastination as mediators between sensation seeking and adolescent smartphone addiction / J. Wang et al. // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 1049–1062. DOI: 10.1007/s11469-019-00106-0

17. Woo J. J., Kwak E. M., Lee H. J. The convergence study of smartphone overuse on cyberbullying: Focusing on mediating effects of aggression // Journal of the Korea Convergence Society. 2018. Vol. 9. Iss. 5. P. 61–67.

18. Xie X., Dong Y., Wang J. Sleep quality as a mediator of problematic smartphone use and clinical health symptoms // Journal of Behavioral Addictions. 2018. Vol. 7. Iss. 2. P. 466–472. DOI: 10.1556/2006.7.2018.40

19. Yang Z., Asbury K., Griffiths M. D. An exploration of problematic smartphone use among Chinese University students: Associations with academic anxiety, academic procrastination, self-regulation and subjective wellbeing // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 596–614. DOI:10.1007/ s11469-018-9961-1

20. Zencirci S. A. Evaluation of smartphone addiction and related factors among university students / S. A. Zencirci et al. // International Journal of Research in Medical Sciences. 2018. № 6 (7). P. 2210–2216. DOI: 10.18203/2320-6012.ijrms20182805

21. Zhang M. X., Wu A. M. S. Effects of smartphone addiction on sleep quality among Chinese university students: The mediating role of self-regulation and bedtime procrastination // Addictive Behaviors. 2020. Vol. 111. DOI: 10.1016/j.addbeh.2020.106552