WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Л. В. Куриленко, А. А. Киселева, СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Журнал » 2021 №37 : Л. В. Куриленко, А. А. Киселева, СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.6
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Л. В. Куриленко, Самарский университет, Самара, А. А. Киселева, Самарский университет, Самара,
Статья посвящена раскрытию взаимосвязи компонентов системы формирования информационно-аналитической компетентности специалистов фармацевтического профиля в процессе повышения квалификации. На сегодняшний день профессиональная деятельность является пространством развития личности. Реализация профессионально-психологического потенциала ведет к повышению эффективности профессиональной деятельности, что обусловливает необходимость формирования профессиональной компетентности специалистов. В статье представлены результаты исследования двух групп специалистов фармацевтического профиля, которые на начальном этапе повышения квалификации показали равномерное развитие уровня компетентности. Первая — констатирующая группа, состоящая из 232 специалистов, проходила обучение согласно существующей методологии программы учебного курса без использования инновационных технологий. Вторая группа — формирующая, численностью 236 специалистов, проходила обучение по новой технологии. Под новые требования был подобран и апробирован метод смешанного обучения. Данный метод сочетает классическую форму очного обучения с элементами электронного обучения путем использования информационных технологий: диалоговых симуляторов, графических кейсов и прочих интерактивных упражнений. В качестве одного из инструментов обучения использовался алгоритм «Расположение в фармакологической группе», позволяющий повысить уровень информационно-аналитической компетентности. В ходе исследования компонентов системы формирования информационно-аналитической компетентности установлены значимые связи между используемыми в процессе обучения технологиями и уровнем сформированности информационно-аналитической компетентности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что смешанная форма обучения, сочетающая классическую форму очного обучения с элементами электронного обучения, способствует наиболее успешному развитию информационно-аналитических компетенций. Данные проведенного исследования подтверждают необходимость дальнейшей модернизации программ повышения квалификации специалистов фармацевтического профиля.
Ключевые слова: система формирования информационно-аналитической компетентности; взаимосвязь компонентов; повышение квалификации; специалисты фармацевтического профиля; эффективность обучения; информационные технологии; смешанное обучение; качество знаний.
Для цитаты: Куриленко Л. В., Киселева А. А. Система формирования информационно-аналитической компетентности специалистов фармацевтического профиля // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 70–80. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.6
Куриленко Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, Самара. E-mail: srludmila@mail.ru ORCID: 0000-0001-8602-0659 Киселева Анна Александровна, аспирант кафедры теории и технологии социальной работы Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, Самара. E-mail: natlya@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3794-1958
Литература
1. Барболин М. П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Петрополис, 2015. 280 c. 2. Вейжль С. Р. Действенная обратная связь. Как сформировать и передать свои идеи. М.: Center for Creative Leadership, 2015. 382 с. 3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в работе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 512 c. 4. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2018. 708 с. 5. Камаева Т. С. Формирование информационно-аналитической компетентности будущих экономистов в среднем профессиональном образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 79–90. 6. Киркпатрик Д. Л., Киркпатрик Д. Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу: практическое руководство по оценке эффективности обучения. М.: Эйч Ар Медиа, 2008. 128 c. 7. Киселева А. А. Информационно-аналитическая компетентность как основа профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 63. С. 102–108. 8. Киселева А. А. Средства формирования информационно-аналитической компетентности у специалиста фармацевтической отрасли в системе повышения квалификации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21. № 64. С. 100–106. 9. Кобак В. В. Интегративная образовательная система повышения квалификации. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 176 с. 10. Кутузов А. В., Образцов П. И. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 138–143. 11. Масленникова О. Е., Назарова О. Б. Повышение эффективности процесса формирования компетенций специалиста // Прикладная информатика. 2016. № 1(61). С. 49–56. 12. Медоуз Д. Азбука системного мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с. 13. Мерсино Э. Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 352 с. 14. Рыжова Н. В. Формирование профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности: теоретические основы и содержание. Самара: Офорт-Пресс, 2008. 262 с. 15. Семенихин В. В. Кадровый вопрос. Обучение и повышение квалификации персонала. М.: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2015. 160 с. 16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. 350 с. 17. Субботенко О. А., Кошелева А. О. Критериально-оценочный аппарат уровня сформированности информационно-аналитической компетентности у будущих специалистов в ведомственных вузах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 3 (47). С. 179–186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35630028 (дата обращения: 16.01.2021). 18. Титкова Л. С. Математические методы, применяемые в психологии. Владивосток: Изд. дом Дальневосточного федерального ун-та, 2013. 137 с. 19. Шмелев А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: Маска, 2013. 347 с. 20. Kruger J., Dunning D. Unskilled and unawart of it: How difficulties in recognizing ones own incompetence lead to inflated self-assessments // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77 (6). P. 1121–1134. DOI: 10.1037//0022-3514.77.6.1121 21. Subramanian R. Blended eLearning: Integrating knowledge, perfomance support, and online learning // Academy of Management Learning and Education. 2006. Vol. 5 (2). P. 248–249. DOI: 10.5465/AMLE.2006.21253793 |