WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Журнал » 2021 №37 : Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.2
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Ф. Прюс, ЭМАУ, Грайфсвальд, Ю. М. Перевозкина, НГПУ, Новосибирск,
Статья посвящена определению аспектов, связанных с современными проблемами концептуализации социализации в целом и ролевой социализации молодежи в частности. С этой целью произведен системный анализ проблем ролевых теорий, а затем осуществлено обсуждение того, как современные определения ролей, ролевых ожиданий и ролевых конфликтов перекликаются с эмпирическими исследованиями. С позиции метасистемного подхода ролевая социализация может быть представлена как системный комплекс, включающий в себя три системных образования — личность, культуру и общество. Основываясь на представлениях метасистемного подхода и опираясь на ролевые теории, осуществлен системный анализ эмпирических исследований ролевой социализации молодежи в четырех жизненных сферах: семейной, профессиональной, неформальных контактов и интимно-сексуальной. Проблемы ролевого освоения в сексуальной сфере связаны с двойными стандартами, размытыми ожиданиями по отношению к гендерной идентичности. В сфере неформальных контактов взаимодействие молодых людей происходит по большей части опосредованно, через социальные сети, которые являются площадкой освоения социальных ролей. Представлены данные о влиянии отношения молодежи к гендерным ролям на трансформацию современной семьи, изменение ее ролевых моделей, тесно коррелирующих с ценностями социума. В профессиональной сфере ролевая социализация молодежи преломляется через призму отношений между субъективными ожиданиями и убеждениями индивида, касающимися своей роли, и то, как эти убеждения влияют на его поведение на работе. Использование метасистемного подхода позволяет всесторонне рассмотреть изменения в восприятии ролей молодежью и их интеграции, проанализировать их связь с ролевыми ожиданиями и личностными особенностями. Такой подход позволяет подробно описать ролевую социализацию молодежи не только содержательно, но и процессуально. Модель является актуальной для различных областей исследований, в которых используется ролевой конструкт.
Ключевые слова: системный анализ; метасистемный подход; системный комплекс; роль; ролевая социализация; сферы жизнедеятельности.
Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Системный анализ ролевой социализации в молодежной среде // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 28–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.37.1.2
Прюс Франц, доктор педагогики, профессор Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия. E-mail: franz@pruess.eu ORCID: 0000-0001-9433-2046 Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия. E-mail: per@bk.ru ORCID: 0000-0003-4201-3988
Литература
1. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 744 с. 2. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 256 с. 3. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Совладание с ролевой перегрузкой как проявление жизненного стиля женщин-руководителей // Бехтерев и современная психология человечности: сб. статей V Междунар. науч.-практ. конф. (к 130-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани). Казань: Отечество, 2015. С. 339–345. 4. Парсонс Т. О структуре социальных действий. М.: Академический проект, 2002. 880 с. 5. Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности: монография. Новосибирск: НГПУ, 2019. 306 с. 6. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с 7. Семенова-Полях Г. Г., Ванюхина Н. В. Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 1 (18). С. 306–309. 8. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985. 473 с. 9. Шейнов В. П. Психологические аспекты манипулирования в интернет-пространстве // Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы. М.: Ин-тпсихологииРАН, 2020. С. 39–51. DOI: 10.38098/soc.2020.89.1 10. Ahmed F. Key indicators for appraising adolescent sexual and reproductive health in South Asia: international expert consensus exercise using the Delphi technique / F. Ahmed et al. // Global Health Action. 2020. Vol. 13 (1). DOI: 10.1080/16549716.2020.1830555 11. Armstrong J., Thorpe S., Williams D. Sexual attitudes, religious commitment, and sexual risk behaviours among college-aged women // Journal of Gender Studies. 2020. 13 November. DOI: 10.1080/09589236.2020.1838888 12. Ashforth B. E., Kreiner G. E., Fugate M. All in a day’s work: Boundaries and micro role transitions // Academy of Management Review. 2000. Vol. 25 (3). P. 472–491. DOI: 10.2307/259305 13. Bates F. L., Harvey C. C. The structure of social systems. New York: John Wiley & Sons Inc., 1975. 419 p. 14. Biddle B. J. Role theory: Expectations, identities, and behaviors. New York: Academic, 1979. 416 p. DOI: 10.2307/2067281 15. Bolshakova M. Russian adolescent sexual behaviour and contraceptive knowledge / M. Bolshakova et al. // Sex Education. 2020. Vol. 20 (5). P. 568–582. DOI: 10.1080/14681811.2019.1705780 16. Burt R. S. Positions in networks // Social Forces. 1976. Vol. 5 (1). P. 93–122. DOI: 10.2307/2577097 17. Coleman-Minahan K., Samari G. «He supported me 100 %»: Mexican-immigrant fathers, daughters, and adolescent sexual health // Ethnicity & Health. 2020. Vol. 25 (4). P. 560–579. DOI: 10.1080/13557858.2018.1439897 18. Depraetere J. Gender role norm conformity and sexual assault risk among male and female university students / J. Depraetere et al. // Victims & Offenders. 2020. № 3. DOI: 10.1080/15564886.2020.1860175 19. Evans R., Widman L., Goldey K. The role of adolescent sex education in sexual satisfaction among LGB+ and heterosexual young adults // American Journal of Sexuality Education. 2020. Vol. 15 (3). P. 310–335. DOI: 10.1080/15546128.2020.1763883 20. Fuxman Sh. Substance use among transgender and cisgender high school students / Sh. Fuxman et al. // Journal of LGBT Youth. 2021. Vol. 18 (1). P. 40–59. DOI: 10.1080/19361653.2020.1727814 21. Halpern C. T., Haydon A. A. Sexual timetables for oral-genital, vaginal, and anal Intercourse: sociodemographic comparisons in a nationally representative sample of adolescents // American Journal of Public Health. 2012. Vol. 102 (6). P. 1221–1228. DOI: 10.2105/AJPH.2011.300394 22. Harmon J., Duffy L. Alienation from leisure: smartphones and the loss of presence // Leisure/Loisir. 2021. Vol. 42. P. 1–21. DOI: 10.1080/14927713.2021.1886870 23. Hundera M. B. How do role conflict intensity and coping strategies affect the success of women entrepreneurs in Africa? Evidence from Ethiopia / M. B. Hundera et al. // Journal of Small Business Management. 2020. 19 August. DOI: 10.1080/00472778.2020.1756121 24. Joel D. Queering gender: studying gender identity in ‘normative’ individuals / D. Joel et al. // Psychology & Sexuality. 2014. Vol. 5 (4). P. 291–321. DOI: 10.1080/19419899.2013.830640 25. Leroux E. J. The association of childhood sexual abuse with non-paraphilic and paraphilic sexual behaviors among adolescents who have sexually offended / E. J. Leroux et al. // The Journal of Sex Research. 2020. Vol. 57 (9). P. 1189–1201. DOI: 10.1080/00224499.2020.1749821 26. Linton R. The study of man. New York: Appleton Century Crofts, Inc., 1936. 523 p. 27. Maheux A. J. Examining sexual behavior among U. S. transgender adolescents / A. J. Maheux et al. // The Journal of Sex Research. 2020. Vol. 57 (9). DOI: 10.1080/00224499.2020.1855408 28. Malcom K. E., Ronis S. T. Observed comfort in sexual communication between mothers and adolescents// American Journal of Sexuality Education. 2021. Vol. 16 (1). P. 107–123. DOI: 10.1080/15546128.2020.1838376 29. Neale M., Griffin M. A. A model of self-held work roles and role transitions // Human Performance. 2006. Vol. 19 (1). P. 23–41. DOI: 10.1207/s15327043hup1901_2 30. Parker S. K. Enhancing role breadth self-efficacy: The roles of job enrichment and other organizational interventions // Journal of Applied Psychology. 1998. Vol. 83. P. 835–852. DOI: 10.1037//0021-9010.83.6.835 31. Schiavo R. Children and COVID-19: addressing the mental health impact of the pandemic // Journal of Communication in Healthcare. 2020. Vol. 13 (3). P. 147–150. DOI: 10.1080/17538068.2020.1821438 32. Turner R. H. Role-taking, Role standpoint, and reference-group behavior // American Journal of Sociology. 1956. Vol. 61 (4). P. 316–328. DOI: 10.1086/221763 33. Wang Yu., Kassam M. Indicators of social change in the UAE: college students’ attitudes toward love, marriage and family // Journal of Arabian Studies. 2016. Vol. 6. (1). P. 74–94. DOI: 10.1080/21534764.2016.1192791 34. Wright K. B. Communication competence, social support, and depression among college students: a model of Facebook and Face-to-Face support Network influence / K. B. Wright et al. // Journal of Health Communication. 2013. Vol. 18 (1). P. 41–57. DOI: 10.1080/10810730.2012.688250 35. Wright P. J., Herbenick D., Paul B. Adolescent condom use, parent-adolescent sexual health communication, and pornography: findings from a U. S. probability sample // Health Communication. 2020. Vol. 35 (13). P. 1576–1582. DOI: 10.1080/10410236.2019.1652392 |