Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Журнал » 2021 №37 : Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
    Просмотров: 984

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.2

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

Ф. Прюс,

ЭМАУ, Грайфсвальд,

franz@pruess.eu,

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

Статья посвящена определению аспектов, связанных с современными проблемами концептуализации социализации в целом и ролевой социализации молодежи в частности. С этой целью произведен системный анализ проблем ролевых теорий, а затем осуществлено обсуждение того, как современные определения ролей, ролевых ожиданий и ролевых конфликтов перекликаются с эмпирическими исследованиями. С позиции метасистемного подхода ролевая социализация может быть представлена как системный комплекс, включающий в себя три системных образования — личность, культуру и общество.

Основываясь на представлениях метасистемного подхода и опираясь на ролевые теории, осуществлен системный анализ эмпирических исследований ролевой социализации молодежи в четырех жизненных сферах: семейной, профессиональной, неформальных контактов и интимно-сексуальной. Проблемы ролевого освоения в сексуальной сфере связаны с двойными стандартами, размытыми ожиданиями по отношению к гендерной идентичности. В сфере неформальных контактов взаимодействие молодых людей происходит по большей части опосредованно, через социальные сети, которые являются площадкой освоения социальных ролей. Представлены данные о влиянии отношения молодежи к гендерным ролям на трансформацию современной семьи, изменение ее ролевых моделей, тесно коррелирующих с ценностями социума. В профессиональной сфере ролевая социализация молодежи преломляется через призму отношений между субъективными ожиданиями и убеждениями индивида, касающимися своей роли, и то, как эти убеждения влияют на его поведение на работе.

Использование метасистемного подхода позволяет всесторонне рассмотреть изменения в восприятии ролей молодежью и их интеграции, проанализировать их связь с ролевыми ожиданиями и личностными особенностями. Такой подход позволяет подробно описать ролевую социализацию молодежи не только содержательно, но и процессуально. Модель является актуальной для различных областей исследований, в которых используется ролевой конструкт.

 

Ключевые слова: системный анализ; метасистемный подход; системный комплекс; роль; ролевая социализация; сферы жизнедеятельности.

 

Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Системный анализ ролевой социализации в молодежной среде // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 28–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.37.1.2

 

Прюс Франц, доктор педагогики, профессор Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия.

E-mail: franz@pruess.eu ORCID: 0000-0001-9433-2046

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.

E-mail: per@bk.ru ORCID: 0000-0003-4201-3988

 

 

Литература

 

 

1. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 744 с.

2. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 256 с.

3. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Совладание с ролевой перегрузкой как проявление жизненного стиля женщин-руководителей // Бехтерев и современная психология человечности: сб. статей V Междунар. науч.-практ. конф. (к 130-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани). Казань: Отечество, 2015. С. 339–345.

4. Парсонс Т. О структуре социальных действий. М.: Академический проект, 2002. 880 с.

5. Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности: монография. Новосибирск: НГПУ, 2019. 306 с.

6. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с

7. Семенова-Полях Г. Г., Ванюхина Н. В. Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 1 (18). С. 306–309.

8. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985. 473 с.

9. Шейнов В. П. Психологические аспекты манипулирования в интернет-пространстве // Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы. М.: Ин-тпсихологииРАН, 2020. С. 39–51. DOI: 10.38098/soc.2020.89.1

10. Ahmed F. Key indicators for appraising adolescent sexual and reproductive health in South Asia: international expert consensus exercise using the Delphi technique / F. Ahmed et al. // Global Health Action. 2020. Vol. 13 (1). DOI: 10.1080/16549716.2020.1830555

11. Armstrong J., Thorpe S., Williams D. Sexual attitudes, religious commitment, and sexual risk behaviours among college-aged women // Journal of Gender Studies. 2020. 13 November. DOI: 10.1080/09589236.2020.1838888

12. Ashforth B. E., Kreiner G. E., Fugate M. All in a day’s work: Boundaries and micro role transitions // Academy of Management Review. 2000. Vol. 25 (3). P. 472–491. DOI: 10.2307/259305

13. Bates F. L., Harvey C. C. The structure of social systems. New York: John Wiley & Sons Inc., 1975. 419 p.

14. Biddle B. J. Role theory: Expectations, identities, and behaviors. New York: Academic, 1979. 416 p. DOI: 10.2307/2067281

15. Bolshakova M. Russian adolescent sexual behaviour and contraceptive knowledge / M. Bolshakova et al. // Sex Education. 2020. Vol. 20 (5). P. 568–582. DOI: 10.1080/14681811.2019.1705780

16. Burt R. S. Positions in networks // Social Forces. 1976. Vol. 5 (1). P. 93–122. DOI: 10.2307/2577097

17. Coleman-Minahan K., Samari G. «He supported me 100 %»: Mexican-immigrant fathers, daughters, and adolescent sexual health // Ethnicity & Health. 2020. Vol. 25 (4). P. 560–579. DOI: 10.1080/13557858.2018.1439897

18. Depraetere J. Gender role norm conformity and sexual assault risk among male and female university students / J. Depraetere et al. // Victims & Offenders. 2020. № 3. DOI: 10.1080/15564886.2020.1860175

19. Evans R., Widman L., Goldey K. The role of adolescent sex education in sexual satisfaction among LGB+ and heterosexual young adults // American Journal of Sexuality Education. 2020. Vol. 15 (3). P. 310–335. DOI: 10.1080/15546128.2020.1763883

20. Fuxman Sh. Substance use among transgender and cisgender high school students / Sh. Fuxman et al. // Journal of LGBT Youth. 2021. Vol. 18 (1). P. 40–59. DOI: 10.1080/19361653.2020.1727814

21. Halpern C. T., Haydon A. A. Sexual timetables for oral-genital, vaginal, and anal Intercourse: sociodemographic comparisons in a nationally representative sample of adolescents // American Journal of Public Health. 2012. Vol. 102 (6). P. 1221–1228. DOI: 10.2105/AJPH.2011.300394

22. Harmon J., Duffy L. Alienation from leisure: smartphones and the loss of presence // Leisure/Loisir. 2021. Vol. 42. P. 1–21. DOI: 10.1080/14927713.2021.1886870

23. Hundera M. B. How do role conflict intensity and coping strategies affect the success of women entrepreneurs in Africa? Evidence from Ethiopia / M. B. Hundera et al. // Journal of Small Business Management. 2020. 19 August. DOI: 10.1080/00472778.2020.1756121

24. Joel D. Queering gender: studying gender identity in ‘normative’ individuals / D. Joel et al. // Psychology & Sexuality. 2014. Vol. 5 (4). P. 291–321. DOI: 10.1080/19419899.2013.830640

25. Leroux E. J. The association of childhood sexual abuse with non-paraphilic and paraphilic sexual behaviors among adolescents who have sexually offended / E. J. Leroux et al. // The Journal of Sex Research. 2020. Vol. 57 (9). P. 1189–1201. DOI: 10.1080/00224499.2020.1749821

26. Linton R. The study of man. New York: Appleton Century Crofts, Inc., 1936. 523 p.

27. Maheux A. J. Examining sexual behavior among U. S. transgender adolescents / A. J. Maheux et al. // The Journal of Sex Research. 2020. Vol. 57 (9). DOI: 10.1080/00224499.2020.1855408

28. Malcom K. E., Ronis S. T. Observed comfort in sexual communication between mothers and adolescents// American Journal of Sexuality Education. 2021. Vol. 16 (1). P. 107–123. DOI: 10.1080/15546128.2020.1838376

29. Neale M., Griffin M. A. A model of self-held work roles and role transitions // Human Performance. 2006. Vol. 19 (1). P. 23–41. DOI: 10.1207/s15327043hup1901_2

30. Parker S. K. Enhancing role breadth self-efficacy: The roles of job enrichment and other organizational interventions // Journal of Applied Psychology. 1998. Vol. 83. P. 835–852. DOI: 10.1037//0021-9010.83.6.835

31. Schiavo R. Children and COVID-19: addressing the mental health impact of the pandemic // Journal of Communication in Healthcare. 2020. Vol. 13 (3). P. 147–150. DOI: 10.1080/17538068.2020.1821438

32. Turner R. H. Role-taking, Role standpoint, and reference-group behavior // American Journal of Sociology. 1956. Vol. 61 (4). P. 316–328. DOI: 10.1086/221763

33. Wang Yu., Kassam M. Indicators of social change in the UAE: college students’ attitudes toward love, marriage and family // Journal of Arabian Studies. 2016. Vol. 6. (1). P. 74–94. DOI: 10.1080/21534764.2016.1192791

34. Wright K. B. Communication competence, social support, and depression among college students: a model of Facebook and Face-to-Face support Network influence / K. B. Wright et al. // Journal of Health Communication. 2013. Vol. 18 (1). P. 41–57. DOI: 10.1080/10810730.2012.688250

35. Wright P. J., Herbenick D., Paul B. Adolescent condom use, parent-adolescent sexual health communication, and pornography: findings from a U. S. probability sample // Health Communication. 2020. Vol. 35 (13). P. 1576–1582. DOI: 10.1080/10410236.2019.1652392