WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Б. Н. Рыжов, О. В. Котова, ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Журнал » 2021 №37 : Б. Н. Рыжов, О. В. Котова, ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
![]() ![]()
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872. 2021.37.1.1
ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, О. В. Котова, МГПУ, Москва,
Статья посвящена рассмотрению механизмов возникновения эйдетического образа с позиций системной психологии, позволяющей предложить научную интерпретацию различных форм и явлений эйдетизма, опираясь на единые теоретические основания. Цель исследования заключается в описании системного единства формирования эйдетических образов при различных условиях. С позиций системной психологии эйдетический образ представляет собой удерживаемый в памяти целостный и устойчивый образ восприятия или представления. Данное явление следует рассматривать в качестве информационной системы с фиксированными, неизменяющимися связями, главным отличием которой является значительно большая, чем в соответствующей популяционной норме, насыщенность составляющих эту систему элементов (образов). Возникновение эйдетического образа связано с комбинацией различных индивидуально-личностных характеристик: от психофизиологических особенностей организма до мотивации и развития эмоционально-волевой сферы человека. Системно-психологический анализ позволяет выделить следующие условия формирования эйдетической способности. Возникновение эйдетического восприятия в детском возрасте обусловлено оптимальным развитием нейрофизиологического субстрата психики; меньшей, чем у взрослого, способностью к образованию существенных системных связей при формировании образа восприятия; эмоциональной лабильностью ребенка и легкостью развития у него аффективной реакции на сравнительно слабый раздражитель. Эйдетизм творчески одаренной личности непосредственно связан с наличием врожденных экстраординарных версативных и ингенитивных способностей; высоким индексом социальных видов мотивации развития; переживанием особых эмоциональных состояний при создании творческого продукта. Возникновение эйдетизма при измененных состояниях сознания является следствием вспышкообразного повышения электрической активности обширных зон коры и подкорковых структур головного мозга, обеспечивающее кратковременную генерацию большего количества нервных связей, чем это происходит при нормальной работе мозга. Формирование квазиэйдетических образов является результатом химического воздействия. Интерпретация эйдетизма с позиций системной психологии открывает новую перспективу для понимания этого важного психологического феномена, а также раскрывает дополнительные возможности для объяснения основных проблем психологии развития и патопсихологии.
Ключевые слова: системная психология; системно-психологический подход; эйдетический образ; квазиэйдетический образ; эйдетизм; эйдетическое восприятие; эйдетическая память; эмоциональная возбудимость; напряженность.
Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Эйдетический образ с позиций системной психологии // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 5–27. DOI 10.25688/2223-6872. 2021.37.1.1
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622 Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274
Литература
1. Блонский П. П. Психологические очерки. М.: Новая Москва, 1927. 171 с. 2. Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 110–118. 3. Выготский Л. С. Эйдетика // Основные течения современной психологии: сб. научных трудов / под ред. Б. А. Фингерта, М. А. Ширвиндта. М.; Л., 1930. С. 178–205. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета. URL: http:// psychlib.ru/inc/absid.php?absid=388179 (дата обращения: 26.03.2021). 4. Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83–92. 5. Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60–82. 6. Мухин К. Ю., Миронов М. Б., Барлетова Е. И. Эпилептические ауры: клинические характеристики и топическое значение // Русский журнал детской неврологии. 2011. Т. 6. № 1. 2011. С. 19–30. 7. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 8. Сиволап Ю. П. Галлюциногены: особый класс психоактивных веществ? // Неврологический вестник. 2017. Т. 49. № 2. С. 75–77. 9. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Xарьков: Гуманитарный Центр, 2007. 292 с. 10. Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.; Л.: Молодая гвардия, 1929. 334 с. 11. Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст: [сб. статей] / редкол.: П. П. Блонский, В. Н. Скосырев; под общ. ред. Э. Ю. Шурпе; Гос. центр. науч.-иссл. ин-т охраны здоровья детей и подростков НКЗ РСФСР. М.: Биомедгиз, 1935. С. 13–66. 12. Allport G. W. Eidetic imagery // British Journal of Psychology. General Section. 1924. Vol. 15 (2). P. 99–120. DOI: 10.1111/j.2044-8295.1924.tb00168.x 13. Bridgeman B. Toward a neurological theory of eidetic imagery // Behavioral and Brain Sciences. 1979. Vol. 2 (4). P. 583–598. DOI: 10.1017/S0140525X00064591 14. Dube B., Emrich S. M., Al-Aidroos N. More than a filter: Feature-based attention regulates the distribution of visual working memory resources // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2017. Vol. 43 (10) P. 1843–1854. DOI: 10.1037/xhp0000428 15. Gilmore J. H., Knickmeyer R. C., Gao W. Imaging structural and functional brain development in early childhood // Nature Reviews Neuroscience. 2018. Vol. 19 (3). P. 123–137. DOI: 10.1038/nrn.2018.1 16. Gray C. R., Gummerman K. The enigmatic eidetic image: A critical examination of methods, data, and theories // Psychological Bulletin. 1975. Vol. 82. P. 383–407. DOI: 10.1037/0033-2909.82.3.383 17. Haber R. N. Visual perception // Annual Reviews Psychology. 1978. Vol. 29. P. 31–59. DOI: 10.1146/ annurev.ps.29.020178.000335 18. Jaensch E. R. Die Eidetik und typologische Forschungsmethode // Zeitschrift für Psychologie. 1927. Bd. 102. S. 35–56. 19. Jaensch W. Die beiden eidetischen Haupttypen und die medizinischen Grundlagen der Untersuchung: Tetanie und Morb. Basedow, ihre Latenzzustände und unsre Typen: der T- und B-Typus // Grundzüge einer Physiologie und Klinik der Psychophysischen Persönlichkeit. Berlin; Heidelberg: Springer, 1926. P. 35–47. DOI: 10.1007/978-3-642-91753-0_3 20. Jaensch W. Über die Verbreitung Eidetischer Phänomene und Ihnen Zugrunde Liegender Psychophysischer Konstitutionstypen (Reaktionstypen) // Klinische Wochenschrift. 1926. Vol. 5. Iss. 10. P. 406–410. DOI: 10.1007/bf01752252 21. Klüver H. Eidetic phenomena // Psychological Bulletin. 1932. Vol. 29 (3). P. 181–203. DOI: 10.1037/ h0070381 22. Rieger S. Eidetik Ein psychologisches Bildkonzept zwischen Gedächtniskunst, Literatur und technischen Medien // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2000. Vol. 74. Iss. 2. P. 305–332. DOI: 10.1007/bf03375543 23. Schwartz B. L. Memory: foundations and applications. Sage Publications, 2013. 481 p. 24. Singer J. L., Pope K. S. The power of human imagination. New York: Plenum Press, 1978. 401 p. DOI: 10.1007/978-1-4613-3941-0_7 25. Ye Ch. A two-phase model of resource allocation in visual working memory / Ch. Ye et al. // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2017. Vol. 43 (10). P. 1557–1566. DOI: 10.1037/xlm0000376
|