WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Е. Р. Артамонова, Е. В. Лобанов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО
Журнал » 2020 №36 : Е. Р. Артамонова, Е. В. Лобанов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8
СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО
Е. Р. Артамонова, ВлГУ, Владимир, art1960.2@yandex.ru
Е. В. Лобанов, МГМСУ имени А. И. Евдокимова, Москва, lobanov.evg@inbox.ru
В статье анализируется вклад П. П. Блонского в развитие системных идей в психологической науке. Описываются актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии, нашедшие отражение в фундаментальных трудах автора. Рассматривается используемый им диалектико-материалистический подход к решению основных методологических проблем психологии. Освещается концептуальная модель решения проблемы психического развития ребенка. Осуществляется теоретический анализ широкого спектра затрагиваемой автором проблематики: исследование вопроса о значении детства, об историческом изменении темпов и содержания различных возрастных этапов развития человека, выделение различных стадий возрастного развития и специфических переходов между ними, а также постановка проблемы психологического возраста и разработка конкретно-исторического направления ее решения. Отмечается наличие в работах Блонского новаторских идей, послуживших фундаментом для зарождения системных концепций с целью понимания основ психического развития человека. Особое внимание в статье уделяется тем представлениям П. П. Блонского по вопросам возрастной и педагогической психологии, которые сохраняют свой научный и практический интерес по настоящее время. Творческое наследие Блонского дает современным исследователям ключ к осмыслению психолого-педагогических закономерностей становления человеческой личности. В его работах звучат идеи психофизиологического единства, а также необходимости повышения роли генетических исследований в рассмотрении механизмов возрастного развития. При этом подчеркивается значение активной включенности в соответствующую возрасту деятельность как необходимого условия гармоничного развития личности ребенка. Все это свидетельствует о понимании Блонским необходимости применения принципа системности к изучению психических явлений. В трудах Блонского высказываются идеи системной взаимосвязи психических процессов. Им постулируются основные принципы организации изучения психологии ребенка. Острый интерес вызывают взгляды автора относительно психологических особенностей обучения и воспитания трудных школьников, а также положения Блонского, затрагивающие специфику интеллектуального развития детей.
Ключевые слова: П. П. Блонский; системные идеи; педагогическая психология; возрастная психология; диалектико-материалистический подход; деятельность; закономерности развития; психолого-педагогические закономерности. Для цитаты: Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8.
Артамонова Елена Романовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир. E-mail: art1960.2@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1714-3625
Лобанов Евгений Валерьевич, аспирант Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, Москва. E-mail: lobanov.evg@inbox.ru ORCID: 0000-0003-2249-004X
Литература
1.Ананьев Б. Г. Важная проблема современной педагогической антропологии: Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь // Советская педагогика. 1966. № 1. С. 33–53. 2.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с. 3.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учений и трудовой деятельности детей. М.: Просвещение, 1986. 251 с. 4.Артамонова Е. Р. Вопросы детской и педагогической психологии в трудах П. П. Блонского: дис. … канд. психол. наук. М., 1988. 149 с. 5.Артамонова Е. Р. Научное наследие П. П. Блонского — богатейший источник психологической мысли // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 4. С. 89–99. 6.Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание. 1987. 80 с. 7.Блонский П. П. Вопросы психологии школьника. Лекция 1-я: Как образовывается характер ребенка и как в нем разобраться. Лекция 2-я: Элементы характера и основные недостатки его // Народный учитель. 1934. № 3. С. 33–36; № 4. С. 25–27. 8.Блонский П. П. Память и мышление / Наркомпрос, Гос. науч. исслед. инст. психологии. М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во. 1935. 213 c. 9.Блонский П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические тр. / под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 629 с. 10.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с. 11.Вагнер В. А. Биопсихология и смежные науки. Пг.: Образование, 1923. 71 с. 12.Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. М.: АПН РСФСР, 1957. 214 с. 13.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с. 14.Данильченко М. Г. Выдающийся советский педагог и психолог. К 85-летию со дня рождения П. П. Блонского // Народное образование. 1969. № 7. С. 96–98. 15.Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 150 с. 16.Калмыкова З. И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. С. 132–138. 17.Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. 96 с. 18.Кострюков В. Я. Некоторые вопросы всестороннего развития личности в трудах П. П. Блонского // Учен. зап. Горьковского пед. ин-та им. М. Горького. Серия: Общественные науки. 1970. Вып. 76. С. 173–180. 19.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с. 20.Леонтьев А. А. Вижу революционное наследие // Учительская газета. 1988. 7 ноября. 21.Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с. 22.Махмутов М. И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. 184 с. 23.Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 349–387. 24.Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 272 с. 25.Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с. 26.Петровский А. В. Проблемы психологии в последних трудах П. П. Блонского // Вопросы психологии. 1964. № 3. С. 15–28. 27.Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15. 28.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 199 с. 29.Славина С. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: АПН РСФСР, 1958. 214 с. 30.Характеристика Государственного института психологии на имя П. П. Блонского (1939) // Научный архив РАО. Личный фонд П. П. Блонского. Ф. 112. Оп. 1. Ед. хр. 215. Л. 1. 31.Шеин А. А. П. П. Блонский как психолог // Вопросы психологии. 1964. № 3. С. 29–39. 32.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
|