WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Е. А. Круглова, Н. В. Попель, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Журнал » 2020 №36 : Е. А. Круглова, Н. В. Попель, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.03
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Е. А. Круглова, ИвГУ, Иваново, kruglo-e@mail.ru
Н. В. Попель, ИвГУ, Иваново, nine1@mail.ru
В статье рассматриваются особенности профессиональных деструкций разных категорий педагогических работников, которые оказывают негативное влияние на человека, приводят к различным кризисным состояниям, нарушению профессионального и личностного развития. Исследование строится на принципах системного подхода Б. Ф. Ломова — многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его детерминант. В исследовании приняли участие 215 педагогических работников г. Иванова и Ивановской области со стажем работы от 5 до 30 лет, работающих в различных образовательных учреждениях. Системно-психологическому изучению подвергнуты различные проявления профессионального психического выгорания и профессиональной деформации личности педагогов общеобразовательных школ, спецшкол-интернатов, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений и руководителей образовательных организаций. Результаты исследования показали, что наибольшая степень выраженности общего уровня и симптомов профессионального психического выгорания характерна для педагогов общеобразовательных учреждений. Признаки профессиональных деструкций присутствуют в различных сферах: эмоцио¬нальной, поведенческой, мотивационно-ценностной, а также в сфере межличностных отношений. При этом многие из них становятся у школьных учителей относительно постоянными и устойчивыми с увеличением стажа педагогической деятельности. У других категорий педагогических работников симптомы профессиональных деструкций выражены значительно меньше. Установлено, что специфика и индивидуальный стиль педагогической деятельности являются факторами, детерминирующими развитие профессиональных деструкций. Один из главных выводов исследования состоит в том, что профессиональное выгорание и профессиональная деформация личности имеют разную специфику и психологическую природу, но в системе симптомов и проявлений у разных категорий педагогических работников создают общую картину личностно-профессиональных деструкций.
Ключевые слова: системный подход; личность; педагоги; профессиональные деструкции; профессиональное психическое выгорание; профессиональная деформация; индивидуальный стиль педагогической деятельности. Для цитаты: Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.
Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново. E-mail: kruglo-e@mail.ru ORCID: 0000-0002-7933-4921
Попель Нина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново. E-mail: nine1@mail.ru ORCID: 0000-0002-9073-1194
Литература
1.Дружилов С. А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1236–1246. 2.Егенисова А. К., Ерубаева А. Р. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Colloquium-journal. 2019. № 7-5 (31). С. 37–40. 3.Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 36–52. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.04 4.Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2020. 240 с. 5.Королёва А. В. Теоретический анализ причин возникновения эмоционального выгорания и аддиктивизации представителей социальных профессий // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2019. Т. 18. № 2 (40). С. 13–17. 6.Круглова Е. А., Попель Н. В., Раскумандрина М. Е. Особенности профессионального психического выгорания у государственных служащих и педагогов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2017. № 1. С. 21–25. 7.Ласкин А. А., Подвойский В. П. Педагогические и психологические условия преодоления профессиональных деструкций у педагогов: личностно-ориентированный подход // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 210–215. 8.Львова С. В. Профессиональная мотивация педагогов образовательного учреждения // Системная психология и социология. 2015. № 3 (15). С. 54–62. 9.Молчанова Л. Н., Старкова Е. Е. Трансформация состояния психического выгорания в личностные свойства как проявление профессиональной деформации представителей профессий помогающего типа // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 3. С. 40–44. 10.Обозов Н. Н., Полежаева О. Д. Принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики в концепции Б. Ф. Ломова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития: сб. статей. М.: ИП РАН, 2017. С. 289–295. 11.Ольховская Е. Б. Профессиональное здоровье педагогов: проблемы, пути оптимизации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54–7. С. 70–76. 12.Перепёлкина Н. А. Профессиональное выгорание педагога как препятствие на пути к профессиональной самореализации // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 38–42. 13.Петраш Е. А. Историко-перспективный анализ системного подхода в психологии // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 2 (5). С. 58–69. 14.Поварёнков Ю. П. Системогенетический анализ профессионального развития личности // Институт психологии российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 4. С. 4–39. 15.Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с. 16.Самохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. № 4. С. 20–23. 17.Benkova K. Supervision of professional burnout of social workers in Bulgaria / K. Benkova et al. // 4-th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM 2017. Conference proceedings. 2017. Book 3. Vol. 3. P. 751–758. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/33/S12.098 18.Bezliudnyi O. Psycho-correction of burnout syndrome in sports educators / O. Bezliudnyi et al. // Journal of Physical Education and Sport. 2019. Vol. 19. № 3. P. 1585–1590. 19.Darius S. Socio-psychological aspects of forming emotional burnout among high school teachers / S. Darius et al. // New Armenian Medical Journal. 2017. Vol. 11. № 2. P. 63–71. 20.Galustyan O. V., Berezhnaya I. F., Beloshitsky A. V. Professional and career development of teachers // Sodobna Pedagogika. 2017. Vol. 68. № 4 (134). P. 158–172. 21.Martynova N. A., Eliseeva K. A. Terminological peculiarities of the professional deformation // Modern Research and Development. 2018. № 10 (27). P. 976–977. 22.Masych V. V. Systemic and synergetic approaches to the problem of formation productive and creative competence of future specialists // News of Science and Education. 2017. № 3 (51). P. 031–037. 23.Nagymzhanova K. M. Professional factors of the occurrence of emotional burnout syndrome / K. M. Nagymzhanova et al. // Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment. 2020. Vol. 8. № 1. P. 41–51. DOI: 10.6000/2292-2598.2020.08.01.6 24.Osipova I. S., Nikishov S. N., Rakitskaya H. V. Psychological support of teachers with burnout syndrome // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10. № 12. P. 3257–3260. 25.Polyakova O. B. Features of the image of social workers with professional deformations // Contemporary Problems of Social Work. 2019. Vol. 5. № 4 (20). P. 147–153. DOI: 10.17922/2412-5466-2019-5-4-147-153 26.Polyakova O. B., Petrova E. A., Mironova O. I. Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Irkutsk: Irkutsk National Research Technical University, 2018. P. 958–965. DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.117 27.Rukina M. V. Teachers psycho-emotional burnout as a problem: approaches, perspectives // The Strategies of Modern Science Development. proceedings of the XVI International scientific-practical conference. North Charleston, USA, October 24–25, 2018. North Charleston: CreateSpace, 2018. P. 65–70. 28.Zakharova L. M., Maidankina N. Yu., Kagui N. V. Professional health as a condition of teachers’ potential development // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 12. С. 870–876.
|