PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVI ВЕКА

Журнал » 2020 №36 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVI ВЕКА
    Просмотров: 1708

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.9

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ 

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVI ВЕКА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

Психологическая мысль о человеке и его борьбе в XVI столетии оказалась адекватна проблемам святоотеческой литературы. Особое место системным описаниям образа человека, его природе отводится в таком литературном памятнике, как «Великие Четьи минеи», составленные под руководством московского митрополита Макария. «Четьи минеи» являют собой обширный свод источников отечественной мысли, позволяющих понимать особенности и специфику развития психологических представлений в конкретный исторический период времени. 

В основе святоотеческого наследия, которое важно для изучения стройности и непрерывности отечественной психологической мысли, лежит обращение к душе человека вне зависимости от возраста; стремление затронуть его эмоционально-волевой мир темой и образами борьбы, которые представлены конкретным духовным опытом, позволяющим выстроить собственную линию жизни; ориентация на становление телесных и душевных потенций человека; формирование интереса к самопознанию и самосовершенствованию. 

Духовный борец-аскет, представленный в святоотеческом наследии, обладает волеизъявлением, способен к борьбе, которая позволяет дать оценку его характера. Аскету присуща внутриличностная борьба, помогающая подготовить его к развитию духовных возможностей, достигать вершины восхождения по пути к прообразу. Его борьба определяется и как социализирующая по своей функции, помогает сформировать общественный идеал действий. Взрослеющий человек по мере развития у себя способности к борьбе обнаруживает активность своей души. На протяжении всего жизненном пути происходит становление потенций борющейся души человека. 

Идея борьбы и образ человека борющегося, разработанные системно, во взаимосвязи своих проявлений, образуют единое целое в их восприятии, понимании и дальнейшем описании.

 

Ключевые слова: системные представления; оригинальная святоотеческая литература; борьба; аскет; человек борющийся.

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.9.

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468 

 

 

Литература

 

1.Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М.: ОГИЗ, 1947. 168 с.

2.Апенок (Черкасова) Р. С. Тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 142–148.

3.Архангельская А. В., Пауткин А. А. Русская литература XI–XVII вв.: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2003. 216 с.

4.Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.

5.Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2-х т. Т. 2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 527 с.

6.Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.

7.Водовозов Н. В. История древней русской литературы. М.: Просвещение, 1972. 383 с.

8.Воробьев М. Н. Православное просвещение на Руси (X–XVII вв.) // Педагогика. 1996. № 2. С. 84–88.

9.Всемирная история: в 10 т. / под ред. Н. А. Сидоровой и др. Т. 3. М.: Гос. изд-во полит. л-ры, 1957. 896 с.

10.Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI – начала XII в.: монография. Киев: Наукова думка, 1988. 214 с.

11.Гостев А. А., Елисеев В. А., Соснин В. А. Святоотеческая мысль как источник историко-психологического анализа // Современная психология: состояние и перспективы исследований: сб. М.: ИП РАН, 2002. С. 39–66.

12.Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории: Русские земли в XIII–XV веках: монография. М.: Мол. гвардия, 1988. 334 с.

13.Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х–ХVIII веков: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. 228 с.

14.Гуменская О. М. Очерки по истории отечественной психологии. Вып. 1. История психологической мысли на Руси (X–XVII вв.): учеб. пособ. Саратов: Научная книга, 2006. 68 с.

15.Дворецкая М. Я. Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан Средневековья: автореф. … дис. д-ра психол. наук. М., 2006. 51 с.

16.Дессуар М. Очерк истории психологии: монография. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. 256 с.

17.Егоров В. Л. Пересвет и Ослябя // Вопросы истории. 1985. № 9. С. 177–183.

18.Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI–XVI вв.): монография. Л.: Наука, 1987. 248 с.

19.Замалеев А. Ф. Философская мысль в России XI–XX веков: монография. СПб.: Петрополис, 2015. 480 с.

20.Златоструй. Древняя Русь. X–XIII вв.: сб. / сост., авт. текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. М.: Мол. гвардия, 1990. 303 c.

21.Иванов Д. В. Представление о феномене борьбы в российской философско-психологической мысли (XIX – начало ХХ вв.): монография. Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2006. 88 c.

22.Иванов Д. В. Архетип российского воспитания: образ «человека борющегося» в исторических и литературных памятниках // Философия образования. 2008. № 1. С. 277–280.

23.Ильин И. А. Национальное воспитание — путь духовного обновления // Педагогика российского зарубежья. М.: Ин-т практич. психологии, 1996. С. 317–325.

24.Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (Духовно-нравственный аспект воспитания): дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 112 с.

25.Кольцова В. А., Медведев А. М.  Об изучении истории психологии в системе культуры // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 3–11.

26.Кольцова В. А. История психологии: проблемы методологии: монография. М.: ИП РАН, 2008. 512 с.

27.Коржова Е. Ю. Творческий лик русских мыслителей: монография. СПб.: Общ-во памяти игумении Таисии, 2009. 507 с.

28.Корнетов Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизованного подхода: дис. … д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1994. 64 с.

29.Костецкий В. В. Аристократические истоки духовой культуры // Педагогика. 2011. № 2. С. 25–31.

30.Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. Т. 2. М.: Мысль, 1987. 447 с. 

31.Ключевский В. О. О русской истории. М.: Просвещение, 1993. 576 с.

32.Ключевский В. О. О нравственности и русской культуре. М.: Дрофа, 2006. 302 с.

33.Клыпа О. В. Генезис русской психологической мысли в средневековый период: дис. … д-ра психол. наук. М., 2017. 374 с.

34.Кусков В. В. История древнерусской литературы. М.: Высш. шк., 1998. 336 с. 

35.Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3-х т. Т. 1: Развитие русской литературы X–XVII веков. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож. лит., 1987. 656 с.

36.Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1997. 384 с.

37.Миронов В. Б. Образование в истории человеческой цивилизации: эволюция и перспективы: дис. … д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1991. 63 с.

38.Пушкин А. С. Собрание соч.: в 10 т. Т. 7. М.: Худож. лит., 1976. 398 с.

39.Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

40.Роменец В. А. Предмет и принципы историко-психологического исследования: дис. … д-ра психол. наук в форме научного доклада. Киев, 1989. 42 с.

41.Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / сост. и авт. вступ. ст. С. В. Перевезенцев. М.: Роман-газета, 1994. 240 с.

42.Русское православие: вехи истории: монография / науч. ред. проф. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. 719 с.

43.Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

44.Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с.

45.Сказание о Мамаевом побоище. Текст в современной транскрипции и переводе на русский язык. Научный аппарат / Т. Дианова, М. Черниловская, Э. Шульгина. М.: Книга, 1980. 148 с.

46.Соколов М. В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI–XVIII веках: монография. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 420 с.

47.Четьи-Минеи. Святые русского православия. Х–ХV вв. М.: Эксмо, 2004. 480 с.

48.Черкасова (Апенок) Р. С. Идея самосовершенствования в произведениях русских авторов XV–XVI веков // Известия ВГПУ. 2015. № 2 (267). С. 140–143.

49.Щапов А. П. Древние пустыни и пустынножители на северо-востоке России // Православный собеседник. 1860. Ч. III. С. 196–221.

50.Щапов А. П. Избранное. Иркутск: Оттиск, 2001. 368 с.