Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

С. Б. Перевозкин, А. С. Тишкова, ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

Журнал » 2020 №34 : С. Б. Перевозкин, А. С. Тишкова, ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ
    Просмотров: 1104

УДК 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

 

ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

 

С. Б. Перевозкин,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru,

 

А. С. Тишкова,

НГПУ, Новосибирск,

umarowa.albina@yandex.ru

 

В статье рассматриваются темпоральные характеристики ролевого поведения личности как фактора, оказывающего влияние на процесс адаптации в социуме в контексте системного подхода.

Целью проведенного исследования является теоретическое изучение темпоральных характеристик ролевого поведения в процессе социально-психологической адаптации учащихся кадетских образовательных учреждений с позиции системного подхода. При этом проявление системной темпоральности в социально-психологическом контексте находит свое отражение в осмыслении индивидом своего места в системе социальных отношений с другими людьми и адекватном выполнении ролевого репертуара. Личностное восприятие времени играет важнейшую роль в адаптации к различным условиям окружающей действительности. Представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, направленный на изучение специфики временно́ й перспективы кадетов подросткового возраста с учетом уровня их социально-психологической адаптации. С этих позиций отмечается, что ролевой статус респондентов взаимосвязан не только с уровнем социально-психологической адаптации, но с временно́ й перспективой личности.

На основе полученных результатов делается вывод, что специфика темпоральности ролевой структуры кадетов в подростковом возрасте выступает в качестве системной организации и находится в отношениях взаимообусловленности с рядом факторов: уровнем социально-психологической адаптации, представлениями о будущей профессиональной деятельности, особенностями межличностных отношений, наличием целей и планов на будущее.

 

Ключевые слова: темпоральность; социально-психологическая адаптация; ролевое поведение; кадеты; временна́ я перспектива; диахрония; синхрония; система; системный подход.

 

Для цитаты: Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 31–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

 

Перевозкин Сергей Борисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: per@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6790-4835

 

Тишкова Альбина Сергеевна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: umarowa.albina@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3854-982X

 

 

Литература

 

1. Акименко А. К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 131–142.

2. Барабанщиков В. А. Системное исследование психики // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 1 (5). С. 8–19.

3. Бочарова Е. Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 1. С. 57–63.

4. Григорьева М. В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 1. С. 54–58.

5. Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9 (43). С. 127–130.

6. Иванов Д. В. Истоки формирования российской ментальности (становление образа «человека борющегося») // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 1 (43). С. 87–95.

7. Карпов А. В., Орёл В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации: монография. Ярославль: Институт «Открытое Общество»; РПО, 2003. 161 с.

8. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.

9. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5–17.

10. Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Cоциальная роль как фактор учебной мотивации кадет // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 113–120.

11. Кошенова М. И., Волохова В. И. К вопросу о взаимосвязи темпоральной компетентности и психологических границ личности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 96–100.

12. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 5–15.

13. Логутова Е. В. Восприятие психологического времени старшеклассниками образовательных учреждений различного типа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 62–68.

14. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–45.

15. Лукьянов О. В. Принцип транстемпоральности в решении вопроса успешности и актуальности психологической практики // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 59–66.

16. Марин А. П., Румба О. Г., Григорович Л. А. Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы военного

института физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5–6 (157–158). С. 121–134.

17. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

18. Парамонова Ю. А. Особенности временной перспективы личности подростков // Развитие общественных наук российскими студентами: сборник научных трудов. Краснодар: Ассоциация молодых ученых, 2017. С. 35–38.

19. Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Взаимодетерминация учебной мотивации подростков кадетского корпуса и ролевой идентичности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 225–235.

20. Перевозкина Ю. М. Системная модель социально-ролевого функционирования личности // Интеллект. Культура. Образование: Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 19–21.

21. Попов В. В. Темпоральные характеристики исторического процесса в контексте социального моделирования / В. В. Попов и др. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 7. С. 105–108.

22. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Издательские Технологии, 2017. 356 с.

23. Терещенко А. Г. Системно-синергетический подход к проблеме социальной адаптации личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1 (25). С. 123–125.

24. Тишкова А. С., Перевозкин С. Б. Импазо-ролевые корреляты социальной адаптации кадетов // Социокультурные проблемы современного человека: сб. тр. конф. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 241–249.

25. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности — субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета.

Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 4. С. 106–112.

26. Шапочка Н. В. Лексические формы выражения категории темпоральности // Вісник Запорізького національного університету. Філологічнінауки. 2002. Т. 2. № 2. С. 175–177.

27. Besnard T., Letarte M-J. Effect of male and female early childhood education teacher’s educational practices on children’s social adaptation // Journal of Research in Childhood Education. 2017. Vol. 31. Iss. 3. P. 453–464. DOI: 10.1080/02568543.2017.1319445

28. Boniwell, I., Zimbardo, P. G. Balancing time perspective in pursuit of optimal functioning // Positive Psychology in Practice. 2012. P. 165–178.

29. Callina K. S. et al. Character in context: Character structure among United States Military academy cadets // Journal of Moral Education. 2019. Vol. 48. Iss. 4. P. 439–464. DOI: 10.1080/03057240.2018.1528442

30. Deasy-Spinetta P., Spinetta J. J., Oxman J. B. The relationship between learning deficits and social adaptation in children with leukemia // Journal of Psychosocial Oncology. 1989. Vol. 6. Iss. 3–4. P. 109–121. DOI: 10.1300/J077v06n03_08

31. Dorozhkin Iu. N., Mazitova L. T. Problems of the social adaptation of foreign college students // Russian Education & Society. 2008. Vol. 50. Iss. 2. P. 23–30. DOI: 10.2753/RES1060-9393500202

32. Eckhardt A. G., Egert F. Differences in childcare quality — a matter of personality traits, socialization goals and pre-service curriculum? // Early Child Development and Care. 2018. Vol. 188. Iss. 12. P. 1726–1737. DOI: 10.1080/03004430.2016.1278372

33. Ferrari L., Nota L., Soresi S. Time perspective and indecision in young and older adolescents // British Journal of Guidance & Counselling. 2010. Vol. 38. Iss. 1. P. 61–82. DOI: 10.1080/03069880903408612

34. Frank L. K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293–312.

35. Garaigordobil M. Assessment of the effects of a cooperative play programme for children aged 10–11 years on social adaptation and on the perception that parents, teachers and peers have of children's prosocial behaviours // Journal for the Study of Education and Development. 2008. Vol. 31. Iss. 3. P. 303–318. DOI: 10.1174/021037008785702974

36. Kvalsund R., Bele I. V. Adaptive situations and social marginalization in early adult life: students with special educational needs // Scandinavian Journal of Disability Research. 2010. Vol. 12. Iss. 1. P. 59–76. DOI: 10.1080/15017410903309078

37. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. P. 286.

38. Little M. E., Blau E. Social adaptation and climate mitigation through agrotourism: a case study of tourism in Mastatal // Costa Rica: Journal of Ecotourism. 2019. DOI: 10.1080/14724049.2019.1652305

39. Mannino G. et al. Subjective perception of time: Research applied on dynamic psychology // World Futures. 2017. Vol. 73. Iss. 4–5. P. 285–302. DOI: 10.1080/02604027.2017.1333850

40. Mello Z. R , Finan L. J., Worrell F. C. Introducing an instrument to assess time orientation and time relation in adolescence // Journal of Adolescence. 2013. Vol. 36. P. 551–563. DOI:10.1016/j.adolescence.2013.03.005

41. Philips L. Human adaptation and his failures. New York & London: Academic Press, 1968. 395 p.

42. Punia S., Sangwan S. Emotional intelligence and social adaptation of school children // Journal of Psychology. 2011. Vol. 2. Iss. 2. P. 83–87. DOI: 10.1080/09764224.2011.11885466

43. Rolf B. Fasting adapted education: the Norwegian pathway to inclusive and efficient education // International Journal of Inclusive Education. 2013. № 3 (17). P. 263–276. DOI: 10.1080/13603116.2012.676083

44. Tishkova A. S. Specificity of social-psychological adaptation of pupils to the conditions of training in the cadet corps: theoretical review // SMALTA. 2017. № 5. P. 72–75.

45. Turasli N. K. Analysis of the relationship between the social-emotional adaptation and self perception of 5–6 year old children and the problem solving abilities of their mothers and teachers // The Anthropologist. 2015. Vol. 20. Iss. 1–2. P. 101–110. DOI: 10.1080/09720073.2015.11891729

46. Waddell K. J. The self‐concept and social adaptation of hyperactive children in adolescence // Journal of Clinical Child Psychology. 1984. Vol. 13. Iss. 1. P. 50–55. DOI: 10.1080/15374418409533169

47. Willemsen P., Newen A., Kaspar K. A new look at the attribution of moral responsibility: The underestimated relevance of social roles // Philosophical Psychology. 2018. Vol. 31. Iss. 4. P. 595–608. DOI: 10.1080/09515089.2018.1429592