Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Журнал » 2020 №34 : Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса
    Просмотров: 1167

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

В. В. Рябов,

МГПУ, Москва,

RyabovV@mgpu.ru,

 

В. М. Ананишнев,

МГПУ, Москва,

AnanishnevVM@mgpu.ru,

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

TkachenkoAV@mgpu.ru,

 

В. И. Меркушин,

МГПУ, Москва,

MerkushinVI@mgpu.ru,

 

Л. А. Машкова,

МГУ, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

В статье представлены результаты теоретической части исследования, проведенного в рамках инновационной площадки, созданной на базе Московского городского педагогического университета на тему «Социальная адаптация студентов в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса». Основной целью создания площадки являлась разработка системы социализации и социальной адаптации студентов в условиях формирования образовательного комплекса городского университета.

Задачи теоретической части исследования:

– изучение системного характера социализации российской молодежи;

– анализ и разработка инновационных технологий социализации студентов в вузе;

– определение структуры организационной поддержки социализации студентов университетского образовательного комплекса.

Гипотеза теоретической части исследования: создание городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса и разработка инновационных технологий социализации студентов будет способствовать притоку абитуриентов в вузы в условиях демографического спада.

Московский городской педагогический университет формируется как распределенный городской университетский образовательный комплекс, состоящий из образовательных учреждений разного уровня: университетская школа, педагогические колледжи, институты университета и университетский образовательный округ, включающий образовательные учреждения, имеющие партнерские отношения с университетом. Расширение университетского образовательного комплекса будет способствовать росту базы производственной практики и корректировке учебных планов под нужды организаций-партнеров. Данное расширение может происходить благодаря развитию сети малых инновационных предприятий, созданию широкой партнерской сети организаций как социальной сферы (социальная защита, здравоохранение, культура), так и крупных предпринимательских структур, находящихся в столичном мегаполисе. процента трудоустроенной молодежи.

Такой подход не только дает определенные преимущества в наборе абитуриентов, формирует «лестницу жизненного успеха» обучающихся, но и создает проблемы при их социализации и социальной адаптации, особенно для социально уязвимых категорий студентов (инвалиды, сироты, иностранцы и иногородние). Следовательно, разработка системы социализации и социальной адаптации учащихся в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса будет способствовать созданию благоприятной образовательной среды, что, в свою очередь, привлечет дополнительное число абитуриентов в вуз.

Особое внимание уделено анализу и разработке инновационных технологий социализации студентов в вузе, а также рекомендаций по созданию университетской службы консультантов по интеграции, которая поможет в развитии системы социализации всех категорий студентов.

В заключение делается вывод о необходимости создания и внедрения трехуровневой системы инновационных технологий социализации студента: комплексной (моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе), практико-ориентированной (организация различных видов студенческих практик), индивидуально-личностной (ориентирование на индивидуальные особенности и способности студента). Внедрение этой системы дает возможность создания благоприятной образовательной среды, способствует сглаживанию процессов социализации молодежи в университете, что будет привлекать дополнительное число абитуриентов. Создание университетской службы консультантов по интеграции поможет в развитии системы социализации и социальной адаптации студентов.

 

Ключевые слова: социализация; социальная адаптация; социальная система; университет; образовательный комплекс; кампус; мегаполис.

 

Для цитаты: Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 119–133. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

Рябов Виктор Васильевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Московского городского педагогического университета, заведующий общеуниверситетской кафедрой всеобщей и российской истории Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyabovV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7270-2744

 

Ананишнев Владимир Максимович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AnanishnevVM@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-1365

 

Меркушин Владимир Иванович, cпециалист управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Merkushinvi@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-0543-9480

 

Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: TkachenkoAV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5271-3665

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7877-5418

 

 

 

Литература

 

1. Александров Е. Л., Шульман М. Г. Формирование инновационной образовательной среды высшей школы как фактор активизации познавательной деятельности студентов: зарубежный опыт // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 116–122.

2. Воскрекасенко О. А. Модель формирования социальной адаптивности будущих педагогов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 186–195.

3. Ковалева А. И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. С. 48–62.

4. Константиновский Д. Л. Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и результаты исследований: монография / Д. Л. Константиновский и др. M.: ИС РАН, 2017. 167 с.

5. Лобова А. Ю. Восприятие образовательной среды как условия профессионального становления студентов педагогических специальностей // На пути в педагогическую науку. Владимир: ВлГУ, 2017. С. 128–132.

6. Пак Л. Г. Специфика реализации технологий социализации студента в вузе // Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся: Материалы 13-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Р. С. Сафина, Е. А. Корчагина. Казань: Школа, 2019. С. 391–396.

7. Сибгатуллин Р. Р., Яруллина Л. Р. Психологическое сопровождение образовательного процесса с учетом социальной адаптации студентов // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Р. С. Сафина, Е. А. Корчагина. Казань: Школа, 2017. С. 335–339.

8. Степаненко Л. В. Опыт социокультурной адаптации обучающихся и преподавателей в условиях модернизации российской высшей школы // Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы. Ялта: Крымский фед. ун-т им. В. И Вернадского, 2018. С. 185–191.

9. Сухорукова Н. Г. Формирование у студентов профессиональной нормативно-ценностной структуры в образовательном пространстве вуза // Могущество Сибири будет прирастать!?: сб. докладов междунар. науч. форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов». Новосибирск: НГУЭУ, 2018. С. 358–361.

10. Ядова М. А. Моральные авторитеты российской молодежи (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11: Социология. 2017. № 1 (18). С. 120–131.

11. Arifin R. binti M. Influence of social environment on student’s behaviour / R. binti M. Arifin et al. // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2018. 8 (7). P. 930–939.

12. Bæck Unn-Doris K. It is the air that we breathe. Academic socialization as a key component for understanding how parents influence children’s schooling // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2017. № 3 (2). P. 123–132.

13. Guk O. F., Chernuha N. M. Socialization of student youth: Vectors of success // Public Administration. 2017. № 2. P. 76–87.

14. Nigmatullina I. A., Simonova G. I., Agathangelou E. The content of pedagogical support of student's social adaptation // Mathematics Education. 2016. № 11 (1). P. 243–254.

15. Roksa J., Feldon D. F., Maher M. First-generation students in pursuit of the PhD: Comparing socialization experiences and outcomes to continuing-generation peers // Journal of Higher Education. 2018. № 89 (5). P. 728–752.

16. Sergeeva L. V. Academic mobility as expansion factor of migratory flows. Cross-cultural studies // Education and Science. 2016. № 1. P. 87–92.

17. Sosnovskiy B. A., Bitter N. V., Shakhovalov N. N. Psycho-pedagogical adaptation of foreign students to the educational process in high school // Research Result. Series: Pedagogic and Psychology of Education. 2015. № 1 (4). P. 19–22.

18. Terziev V. Conceptual framework of social adaptation. Proceeding of INTCESS 2019: 6th International conference on education and social sciences (4–6 February 2019). Dubai: U.A.E., 2019. P. 494–503.

19. Vikhman V. V., Romm M. V., Vilberger M. E. Phenomenon of social adaptation in modern socio-economic changes in society // Advances in Engineering Research: Proceedings of the International Conference “Actual Issues of Mechanical Engineering”. 2018. № 157. P. 612–617.

20. Zerengok D., Guzel P., Ozbey S. The impact of leisure participation on social adaptation of international students // Journal of Education and Training Studies. 2018. № 6 (2). P. 1–9.