WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования
Журнал » 2020 №34 : Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования |
![]() ![]() УДК 371.47.022 DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08
СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. Л. Любимов, МГПУ, Москва, LyubimovML@mgpu.ru,
И. Л. Соловьёва, МГПУ, Москва, 89036283574@mail.ru,
М. О. Захарова, МГПУ, Москва, ZakharovaMO@mgpu.ru,
А. А. Мокс, МГПУ, Москва, MoksA@mgpu.ru
В статье рассматривается проблема создания комфортной образовательной среды для всех обучающихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Организация совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников предполагает переоборудование образовательного пространства, трансформацию мотивационной и профессиональной составляющих педагогического сообщества, мировосприятия всех участников образовательного процесса. Последнее является наиболее сложным, особенно среди ученического коллектива, причиной чего являются низкий уровень знаний о категории детей с ОВЗ в целом, об их психологических и физических особенностях, неумение общаться с такими детьми, незнание эффективных способов коммуникации с ними, вследствие чего формируется отрицательное отношение к инклюзии, к детям с ОВЗ. В данном контексте возникает необходимость формирования в образовательных организациях, помимо педагогического коллектива, процессов, которые способствуют изменению поведенческих стереотипов ученических сообществ по отношению к обучающимся с ОВЗ как средовой базы толерантности для любой образовательной организации, работающей в режиме инклюзии. Для достижения этой цели разработана технология для формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде на основе принципов и методов эдьютейнмента. Целесообразность использования эдьютейнмента (как варианта игрового обучения) для формирования толерантной среды в детском коллективе обусловлена возможностью неформальной, нетрадиционной подачи сложных нравственных знаний, поведенческих ценностей, представленных в ситуациях естественно-житейского характера. Структура технологии имеет четыре блока: научно-теоретический, целевой, процессуальный и дидактический, — отображающих взаимосвязь содержания, методов и приемов обучения. На основе данной технологии разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая способствует формированию у учащихся опыта коммуникативного и социального взаимодействия с детьми с ОВЗ, способствуя развитию механизмов самоорганизации ученического коллектива.
Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзивная среда; толерантность; дети с ограниченными возможностями здоровья; социализация; коммуникация; коммуникативные особенности детей с ОВЗ; эдьютейнмент.
Для цитаты: Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования // Системная психология. 2020. № 2 (34). С. 94–107. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08
Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: LyubimovML@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8692-3943
Соловьева Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: 89036283574@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-9727
Захарова Марина Олеговна, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: ZakharovaMO@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0533-6200
Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: MoksA@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-4475
Литература
1. Белобородова Е. В., Захарова М. О., Любимов М. Л. Интерактивные технологии речевого развития для детей с ОВЗ // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития: материалы I Международной научно-практической конференции (Москва, 6–7 апр. 2018 г.) / Ин-т непрерывного образования Моск. город. пед. ун-та. М.: А-Приор, 2018. С. 223–237. 2. Горбачева Е. В. Эдьютейнмент — он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому // Молодой ученый. 2020. № 1. С. 130–132. 3. Гузнаева Н. Ю. Эдьютейнмент и современные методы обучения в преподавании русского языка как иностранного // Теория и практика обучения иностранным языкам: Традиции и перспективы развития: материалы IV Международной студенческой научно-методической онлайн-конференции (Москва – Гомель – Санкт-Петербург – Минск – Тамбов – Речица – Ханствилл, 27 марта 2019 г.) / отв. ред. А. П. Василевич. М.: МГОУ, 2019. С. 93–96. 4. Кармалова Е. Ю., Ханкеева А. А. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 7 (389) С. 64–71. 5. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993. № 3. С. 2. 6. Козловцева Н. А. Эдьютейнмент-технология как средство повышения мотивации учащихся подготовительных факультетов российcких вузов // Русский язык: история, диалекты, современность: сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции / сост. Л. Ф. Копосов (отв. ред.), Ю. В. Коренева, О. В. Ряховская (зам. отв. ред.). Вып. XVII. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 145–149. 7. Любимов М. Л., Теров А. А. Ресурсы и возможности тьюторского сопровождения в работе педагога для успешной социализации лиц с ОВЗ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 4. С. 6–20. 8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 2 / сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. 512 с. 9. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 5 / АПН; [сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов]. М.: Педагогика, 1985. 333 с. 10. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 3–9. 11. Савочкина И. В. Опыт применения технологии эдьютейнмента в образовательном процессе школы и вуза // Преподавание общеобразовательных предметов на русском языке в иноязычной аудитории: сб. материалов II Международного научно-практического семинара (ИРЯиК МГУ имени М. В. Ломоносова, 3 марта 2016 г.) / сост. Ю. В. Жебелева, Е. С. Конюхова; под ред. Е. Г. Кольовской, М. В. Кульгавчук. М.: Перо, 2016. С. 118–122. 12. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В. Технология «Эдьютейнмент»: к истории вопроса // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). Вып. 36. С. 142–149. 13. Сапух Т. В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде университета // Вестник ТГПУ. 2016. № 8 (173). С. 30–34. 14. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПБ.: СПБГУП, 2011. 36 с. (Избранные лекции Университета. Вып. 119) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gup.ru/events/news/smi/feld.pdf. 15. Addis М. New technologies and cultural consumption — edutainment is born! // European Journal of Marketing. 2002. № 7/8 (39). 13 p. 16. Aksakal N. Theoretical view to the approach of the edutainment // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 1232–1239. 17. Catarci M., Fiorucci M. (ed.) Intercultural education in the European context: theories, experiences, challenges. London; New York: Routledge, 2015. 288 p. 18. Esta De Fossard. Writing and producing radio dramas: communication for behavior change. New Delhi: SAGE Publications Pvt. Ltd., 2005. 325 p. 19. Van Eck Richard. Digital game-based learning: It's not just the digital natives who are restless // EDUCAUSE Review. 2006. Vol. 41. № 2. P. 16–30. URL: http://www.educause.edu/ero/article/digital-game-based-learning-its-not-just-digital-natives-who-are-restless. 20. Yan Wang, XiangYong Li, MingZhang Zuo. Edutainment technology — a new starting point for education development of China // 37th Annual Frontiers In Education Conference — Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports (WI, Milwaukee, USA, 10–13 Oct. 2007). Milwaukee: IEEE, 2008. P. 10–13. |