Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Журнал » 2020 №34 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА |
Просмотров: 1897 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Г. А. Урунтаева, ИИДСВ РАО, Москва, lotsman52@mail.ru,
Е. Н. Гошева, ИРО, Мурманск, GoshevaEN@yandex.ru
В статье представлены концептуальные основы деятельности по познанию ребенка дошкольного возраста воспитателем. Поскольку своеобразие профессионально-педагогической деятельности воспитателя заключается в ее системном строении, а интегральным компонентом данной деятельности выступает взаимодействие воспитателя с ребенком, существенным фактором ее успешного осуществления является познание дошкольника педагогом в условиях образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Значит, профессиональная деятельность воспитателя имеет исследовательский (гностический и диагностический) характер, а важнейшим ее аспектом является познание малыша. Оно осуществляется в виде деятельности, имеющей структурно-уровневую организацию. Соответственно, деятельность познания включает по аналогии с общепсихологической структурой деятельности ценностно-смысловой, технологический и сквозной, контрольно-оценочный, компоненты. Деятельность познания реализуется воспитателем как научное, в частности диагностическое, исследование, включая такие этапы, как проектировочный, организационный, аналитический и прогностический. Деятельность познания протекает на двух взаимосвязанных уровнях: во-первых, понимания, когда воспитатель познает ребенка в процессе непосредственного взаимодействия с ним, опираясь на гностические компетенции, что помогает ему сформировать образ воспитанника в своем сознании; во-вторых, на уровне целенаправленного изучения малыша как специально организованного исследования, опираясь на диагностические компетенции, что приводит к составлению его целостного возрастно-психологического портрета. Предложенные в статье концептуальные положения позволяют определить пути преодоления профессиональных дефицитов воспитателей в процессе реализации исследовательской профессиональной функции и в осуществлении стратегии индивидуализации образовательной деятельности с воспитанниками в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: системный и антропологический подходы; воспитатель; гностические и диагностические компетенции; дошкольник; концептуальные основы деятельности воспитателя по познанию ребенка; профессионально-педагогическая деятельность воспитателя; уровни познания ребенка воспитателем.
Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 69–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06
Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва. E-mail: lotsman52@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3515-4889
Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск. E-mail: GoshevaEN@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8405-4230
Литература
1. Асмолов А., Кудрявцев В. Детство ради настоящего и будущего // Обруч. 2017. № 4. С. 5–7. 2. Будже Т. А. Педагогическая диагностика как инструмент моделирования и оценки эффективности образовательной деятельности с дошкольниками // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. С. 40–49. 3. Бутусова Т. Ценностные ориентиры дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 81–87. 4. Ежкова Н. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций // Дошкольное воспитание. 2017. № 6. С. 86–89. 5. Лепе П. Л., Никитина Т. А. Типичные ошибки при разработке основных образовательных программ дошкольного образования в рамках современных требований // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. С. 106–112. 6. Найбауэр А. Какие они — дошкольники XXI века? Краткий обзор материалов современных исследований // Дошкольное воспитание. 2018. № 3. С. 62–67. 7. Найбауэр А. Что мы упускаем из нашей профессии? // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С. 85–91. 8. Ничипоренко Л. К., Яфизова Р. И., Атарова А. Н. Исследовательские детерминанты в социальном конструировании современного детства // Современное дошкольное образование. 2018. № 6. С. 50–61. 9. Пичугина В. К., Сериков В. В. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. 2016. № 1. С. 19–30. 10. Слепцова И. Индивидуализация и социализация как инновация ФГОС ДО и результат дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 84–92. 11. Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 42–53. 12. Собкин В. С., Халутина Ю. А. Отношение родителей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. № 1 (83). С. 6–18. 13. Солнцева О., Езопова С. Практика воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 74–80. 14. Скоролупова О. Качество дошкольного образования. Что и как оценивать в наступающем учебном году // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2018. № 8. С. 15–20. 15. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 215 с. 16. Фроловская М. Н. Педагогическое образование в герменевтическом круге // Педагогика. 2016. № 6. С. 26–34. 17. Barnett W. S., Hustedt J. T. Preschool: The Most important grade // Educational Leadership. 2003. Vol. 60. № 7. P. 54–57. 18. Haan A., Hoots E., Leseman P. Targeted versus mixed preschools and kindergartens: effects of class composition and teacher-managed activities on disadvantaged children's emergent academic skills // School effectiveness and school improvement. 2013. № 24. P. 177–194. DOI:10.1080/09243453.2012.749792 19. Media and young minds. AAP Council on Communications and Media // Pediatrics. 2016. № 138 (5). e20162591. 20. Slot P. L. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings / P. L. Slot et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 33. P. 64–76. 21. Yamamoto Y., Li J. What makes a highquality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents’ views // Early Childhood Research Quarterly. 2012. Vol. 27. Issue 2. P. 306–315. |