Системная психология и социология » Журнал » 2020 №34 » Е. С. Романова, САМОРЕФЛЕКСИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО |
Е. С. Романова, САМОРЕФЛЕКСИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Журнал » 2020 №34 : Е. С. Романова, САМОРЕФЛЕКСИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО |
Просмотров: 1902 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.02
САМОРЕФЛЕКСИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru
В статье рассматриваются вопросы взаимоотношений человека и общества в произведениях Ф. М. Достоевского. Пытаясь понять природу человеческой души, писатель на первое место ставит вопрос о поступках людей и их мотивах. Достоевский непрерывно анализирует мысли и действия своих героев, тем самым напоминая читателям об ответственности за свои поступки. Целью статьи является анализ способов взаимодействия личности и общества в произведениях Ф. М. Достоевского. В вопросе взаимодействия человека и социума, в вопросе автономности личности писатель отстаивал гуманистические позиции. В статье отмечается, что писатель в своих произведениях убедительно доказывает, что убийство не может быть оправдано никакой теорией. Это антихристианская позиция, отрицание законов нравственности. Обращается внимание на то, что Ф. М. Достоевский раньше других ставит вопрос о способах и методах саморефлексии, которые применяет человек для успешного преодоления жизненных трудностей, критических ситуаций. Природа наделила человека механизмом общения с собой как инструментом самоорганизации и самопрограммирования. Человеческая натура противоречива, и это предполагает и требует постоянного внутреннего диалога. По мнению Ф. М. Достоевского, жить — значит непрерывно общаться с самим собой, и в этом случае следует говорить о рефлексии как способе осмысления жизни внутри себя. Адаптивная роль такого рода психической деятельности в будущем будет возрастать, и дальнейшее развитие человечества потребует еще более тонкой рефлективности. При этом Ф. М. Достоевский убедительно показал, что религиозное чувство является питательной средой для развития и улучшения личности. В статье рассматриваются и другие точки зрения Ф. М. Достоевского, созвучные идеям формирования механизмов психической саморегуляции человека, это обращение человека к религии. Предпосылки для подлинного общения с собой, формирования соответствующих психологических структур возникают уже в недрах гуманистических религий. В заключение утверждается, что Достоевский-художник был проповедником гуманистической религии и заявил о новой философии, в основе которой лежал нравственный закон и взгляд на мир эпохи Возрождения.
Ключевые слова: личность; общество; гуманизм; внутренний диалог; психика; ценности; нравственность; религиозное чувство; рефлексия.
Для цитаты: Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 21–30. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.34.2.02
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9032-6869
Литература
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Санкт-Петербург: Азбука, 2017. 416 с. 2. Бурсов Б. И. Личность Достоевского. Роман-исследование. Л.: Сов. писатель, 1979. 679 c. 3. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2017. 432 с. 4. Достоевский. Материалы и исследования. Т. 21 / под ред. Н. Буданова, К. Баршт. СПб.: Нестор-История, 2016. 529 с. 5. Достоевский Ф. М. Дневник. Статьи. Записные книжки. 1877–1881 года. M.: Захаров, 2010. 576 с. 6. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / редкол.: В. Г. Базанов (отв. ред.) и др.; ИРЛИ. Т. 14. Братья Карамазовы: роман в 4 ч. с эпилогом. Кн. 1–10 / текст подгот. В. Е. Ветловская, Е. И. Кийко. Л.: Наука. Ленингр. отд.-ние, 1976. 511 с. 7. Касаткина Т. А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 c. 8. Кестлер А. Слепящая тьма. М.: ДЭМ, 1989. 208 с. 9. Кольцова В. А., Холондович Е. Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоевского. М.: Институт психологии РАН, 2013. 304 с. 10. Мейер Г. А. Свет в ночи: (О «Преступлении и наказании»): опыт медленного чтения. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1967 г. 518 с. 11. Рябов В. В., Романова Е. С. Психологические аспекты в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007. 176 с. 12. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 90 т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. Т. 47. Дневники и записные книжки, 1854–1857. М.: Худож. лит., 1937. 615 с. 13. Фромм Э. Психоанализ и религия. М.: АСТ, 2012, 120 с. 14. Цицерон. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1975. 456 с. 15. Berdyaev N. Dostoevsky: an interpretation / trans. by D. Attwater. San Rafael: Semantron Press, 2009. 242 p. 16. Scruton R. The soul of the world. Princeton: Princeton University Press, 2014. 216 p. 17. Williams R. Dostoevsky: language, faith and fiction. London: Continuum, 2008. 290 p. 18. Horvath Gesa S. Dostoevsky’s idea of the Golden age. Modern subjectivity in philosophical and poetic perspective (Demons) // Dostoevsky Journal. 2017. V. 18. № 1. (Jan 2017). P. 37–48. 19. Jensen K. A. Nietzsche and Dostoevsky: on the verge of nihilism // Dostoevsky Journal.2018. V. 19. № 1 (Dec 2018). P. 85–89. 20. Meacham W. A case study in human behavior: Motivation and abnormal psychology of Fyodor Dostoyevsky // Owlcation. Psychology. Jun. 2016. URL: https://owlcation.com/social-sciences/Abnormal-Psychology-Case-Study-of-Fyodor-Dostoyevsky (дата обращения: 25.01.2019). |