Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Журнал » 2020 №34 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА |
Просмотров: 1490 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.09
СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
Отечественная психологическая мысль в своем становлении и развитии всегда опиралась на проблемно-смысловые ориентиры тысячелетней национальной традиции осмысления человека, его сущности и базальных характеристик. Психологическое осмысление таких характеристик в различных источниках и текстах, литературных памятниках стало определяющим для кристаллизации понятия «борьба», которое способствует глубокому системному рассмотрению проблем человека (его «норова», сущности, души, духа), утверждения ее значимости для всего общества, защищающего свою этническую идентичность и приверженность высоконравственным идеалам на протяжении многих веков. Идея борьбы как средства социализации, воспитания и нравственного совершенствования человека стала важным направлением в отечественной психологической мысли начиная с древнейших эпох вплоть до начала XX столетия. Высказывания психологов конца XIX – начала XX в. о человеке содержат системное понимание его как предмета особого изучения в творческой духовной мощи, имеющего историческую связь с демиургом — первым борцом и творцом культуры. Человек в системных представлениях отечественных психологов — это цельное, органическое, общественное существо, он проходит путь развития как телесный и духовный организм, реализует свои культурно-творческие, борюще-творящие силы. Человек — индивидуальная личность, стремящаяся к самосовершенствованию, поскольку бесконечен как «особь духовная и род». В плане своего становления во всех своих характеристиках, данных ему российскими мыслителями, использовавшими систему психологических понятий, человек представлен как борец (человек борющийся), а борьба именно та сила, которая созидает материальный, социальный и духовный миры, позволяет достигать поставленных целей самосовершенствования.
Ключевые слова: система; системный подход; демиург; человек борющийся; личность; индивидуальность; социализация; культура; психологическая мысль.
Для цитаты: Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX века // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 108–118. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.09
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru; ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-2478-1468
Литература
1. Ананьев Б. Г. Русская научная психология и ее роль в мировой психологической науке // Советская педагогика. 1945. № 3. С. 47–56. 2. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков: монография. М.: ОГИЗ, 1947. 168 с. 3. Аншакова В. В. Проблема личности и ее проявлений в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX столетий // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 79–93. 4. Астауров Л. Б. Homo sapiens et humanitas — Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности // Новый мир. 1971. № 10. С. 214–224. 5. Большакова В. В. Проблема формирования личности в русской психологической мысли XIX – начала XX вв.: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена., 1987. 32 с. 6. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19. 7. Бунаков Н. Ф. Школьное дело: лекции. СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1874. 442 с. 8. Вентцель К. Н. Среда как фактор нравственного воспитания // Образование. 1900. № 3. С. 35–47. 9. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности (Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармоничного развития жизни и сознания): в 2 т. Т. 1. Этика творческой личности. М.: Изд-во К. И. Тихомирова, 1911. 388 с. 10. Вессель Н. Х. Педагогические сочинения: сб. / сост. В. Я. Струминский. М.: Гос. уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1959. 320 с. 11. Ждан А. Н. История психологии: От Античности до наших дней. 7-е изд., испр. и доп. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007. 576 с. 12. Иванов Д. В. «Человек борющийся» в неклассической российской психологии (конец XIX – начало XX вв.): монография. Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2005. 252 с. 13. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Человек как субъект воспитания: теоретический и прикладной аспекты // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6–3. С. 84–93. 14. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели: монография. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1897. 146 с. 15. Каптерев П. Ф. Аристократия ума в школе и жизни // Образование. 1901. № 3. С. 86–102. 16. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с. 17. Кулешова Л. Н. Психология воспитания: монография: в 2 ч. Ч. 1: Становление и разработка проблем воспитания в дореволюционный период. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавк. гос. техн. ун-та, 1999. 256 с. 18. Кулешова Л. Н., Саванович И. В. Развитие отечественной психологии воспитания в 19–20 веках // Журнал прикладной психологии. 2006. № 4. С. 95–97. 19. Ленский Б. П. Товарищество и его социально-этическая роль в воспитании // Семья и школа. 1878. № 1. Кн. 2. Воспитание и обучение. С. 1–17. 20. Лидак Л. В. Педагог как объект научной рефлексии в российской педагогической психологии второй половины ХIХ–ХХ вв.: дис. … д-ра психол. наук. Ставрополь: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т., 2001. 400 с. 21. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. М.: Акад. проект; Трикста, 2010. 312 с. (Gaudeamus). 22. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX – начала XX в.: учеб. пособие. М.: Флинта, 2010. 192 с. 23. Наумова Д. В. Проблема личности и ее развития в отечественной психологии (вторая половина ХIХ – первая треть ХХ ): автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2001. 18 с. 24. Нечаев А. П. Очерк психологии для воспитателей и учителей. 5-е изд. Петроград: Тип. П. П. Сойкина, 1915. 348 с. 25. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с. 26. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15. 27. Росинский В. Н. (Сорока-Росинский В. Н). Психология в России // Вестник знания. 1908. № 4. С. 562–566. 28. Росинский В. Н. (Сорока-Росинский В. Н). Психология в России // Вестник знания. 1908. № 5. С. 676–683. 29. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в еt связи с общей педагогикой. М.: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1913. 594 с. 30. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. М.: Воен. изд-во, 2004. 240 с. 31. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 32. Снегирёв В. А. Психология. Харьков: Тип. Адольфа Дарре, 1893. 700 с. 33. Урунтаева Г. А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (вторая половина XIX – 20-30-е гг. XX в.): дис. … д-ра психол. наук. СПб.: СПб. ун-т, 2003. 503 с. 34. Фоминых Е. К., Пучкова И. М. История психологии. Развитие отечественной психологии: учеб. пособие. Казань: КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. 150 с. 35. Экземплярский В. М. Эксперимент в психологии и педагогике и наука о воспитании // Вестник воспитания. 1917. № 1. С. 46–61. |