Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок, О. Б. Ганпанцурова, СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Журнал » 2020 №33 : Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок, О. Б. Ганпанцурова, СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ |
Просмотров: 1449 УДК 316.6 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.04
СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок, О. Б. Ганпанцурова, НГПУ, Новосибирск, per@bk.ru severus.snegg.1997@gmail.com olgana74@mail.ru
Статья посвящена изучению системной детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления. Авторы рассмотрели содержание понятия «индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения». Показано, что в зарубежной психологии индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения рассматриваются как система неспециализированных навыков, позволяющих индивиду успешно самореализоваться в профессиональной деятельности. Проанализировано, что в отечественной науке индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения могут быть рассмотрены как система, поскольку включают в себя ряд составляющих, предположительно обуславливающих разворачивание следующих за ними более обобщенных компонентов. Методологической основой понимания индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения выступил метасистемный подход, вскрывающий взаимодействие системы психического с внешней системой социального. В рамках метасистемного подхода любое системное образование представлено в виде пяти иерархических уровней: элементного, компонентного, субсистемного, общесистемного и метасистемного. Дизайн исследования предполагал изучение системной детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления с использованием эксплораторного факторного анализа и множественного регрессионного анализа. В результате факторизации получена модель из пяти факторов, объясняющая более 62 % общей изменчивости признаков. Все интегральные факторы соответствовали пяти уровням системы: элементному, компонентому, субсистемному, общесистемному и метасистемному. Полученные пять интегральных факторов выступили предикторами в четырех регрессионных моделях. Проведенное эмпирическое исследование показало, что признаки, составляющие нижележащий уровень, комплексно детерминируют вышележащий уровень. Сделан вывод, что индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения представлены в виде пяти уровней и эксплуатируют принцип увеличивающейся интеграции. Детерминация индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения носит структурный характер, что позволяет преодолеть узость отдельного влияния переменных на интегральный компонент индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения.
Ключевые слова: индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения; система; структурные детерминации; психолого-педагогическое направление.
Для цитаты: Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В., Ганпанцурова О. Б. Системные детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 51–63. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.33.1.04
Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: per@bk.ru; ORCID ID: 0000-0003-4201-3988
Ветерок Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: severus.snegg.1997@gmail.com; ORCID ID: 0000-0003-4303-1985
Ганпанцурова Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: olgana74@mail.ru; ORCID ID: 0000-0002-8884-4851
Литература
1. Андронникова О. О., Ветерок Е. В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1 (65). С. 72–76. 2. Бацунов С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов и др. // Концепт. 2018. № 4. С. 12–21. 3. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности: монография. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2018. 744 с. 4. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.01 5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.: Моск. психол. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 424 с. 6. Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Основы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: в 2 ч. Ч. 2. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 241 с. 7. Платонова Р. И., Михина Г. Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // АНИ: педагогика и психология. 2018. T. 7. № 4 (25). С. 177–181. 8. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т 8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 9. Рыжов Б. Н., Сенкевич Л. В., Моргалла С. Самоактуализация или нравственность: опыт исследования мотивации студентов Папского Грегорианского университета // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 2. С. 10–17. 10. Уварина Н. В., Савченков А. В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 3 (45). С. 27–35. 11. Cobb E. J., Meixelsperger J., Seitz K. K. Beyond the classroom: Fostering soft skills in pre-professional LIS organizations // Journal of Library Administration. 2015. Vol. 55 (2). Р. 114–120. DOI: 10.1080/01930826.2014.995550. 12. Connell Ju. Soft skills: The neglected factor in workplace participation? // Labour & Industry: a journal of the social and economic relations of work. 1998. Vol. 9 (1). Р. 69–89. DOI: 10.1080/10301763.1998.10669187. 13. Devedzic V. Metrics for students’ soft skills / V. Devedzic et al. // Applied Measurement in Education. 2018. Vol. 31 (4). Р. 283–296. DOI: 10.1080/08957347.2018.1495212. 14. Ellis M., Kisling E., Hackworth R. G. Teaching soft skills employers need // Community College Journal of Research and Practice. 2014. Vol. 38 (5). Р. 433–453. DOI: 10.1080/10668926.2011.567143. 15. England T. K., Nagel G. L., Salter S. P. Using collaborative learning to develop students’ soft skills // Journal of Education for Business. 2019. DOI: 10.1080/08832323.2019.1599797. 16. Gibb St. Soft skills assessment: theory development and the research agenda // International Journal of Lifelong Education. 2014. Vol. 33 (4). Р. 455–471. DOI: 10.1080/02601370.2013.867546. 17. Holohan A. Transformative training in soft skills for peacekeepers: Gaming for peace // International Peacekeeping. 2019. Vol. 26 (5). Р. 556–578. DOI: 10.1080/13533312.2019.1623677. 18. Kaburise Ph. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies — Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2016. Vol. 11 (2). Р. 87–101. DOI: 10.1080/18186874.2016.1248061. 19. Kyllonen P. C. Soft skills for the workplace // Change: The Magazine of Higher Learning. 2013. Vol. 45 (6). Р. 16–23. DOI: 10.1080/00091383.2013.841516. 20. Levant Y., Coulmont M., Sandu R. Business simulation as an active learning activity for developing soft skills // Accounting Education. 2016. Vol. 25 (4). Р. 368–395. DOI: 10.1080/09639284.2016.1191272. 21. Lim B. T. H., Ling F. Y. Y. Contractors’ human resource development practices and their effects on employee soft skills // Architectural Science Review. 2011. Vol. 54 (3). Р. 232–245. DOI: 10.1080/00038628.2011.590056. 22. Losekoot E. The development of soft skills during internships: The hospitality student’s voice / E. Losekoot et al. // Research in Hospitality Management. 2018. Vol. 8 (2). Р. 155–159. DOI: 10.1080/22243534.2018.1553386. 23. Succi Ch., Canovi M. Soft skills to enhance graduate employability: comparing students and employers’ perceptions // Studies in Higher Education. 2019. DOI: 10.1080/03075079.2019.1585420. 24. Tsaoussi A. I. Using soft skills courses to inspire law teachers: a new methodology for a more humanistic legal education // The Law Teacher. 2020. Vol. 54 (1). Р. 1–30. DOI: 10.1080/03069400.2018.1563396. 25. Vaughan K. The role of apprenticeship in the cultivation of soft skills and dispositions // Journal of Vocational Education & Training. 2017. Vol. 69 (4). Р. 540–557. DOI: 10.1080/13636820.2017.1326516. |