PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Журнал » 2019 №32 : В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
    Просмотров: 1413

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

 

В. М. Кондратьев,

МГПУ, Москва,

KondratyevVM@mgpu.ru

 

Тема XXIV Всемирного философского конгресса «Учиться быть человеком», состоявшегося в Пекине в 2018 году, интерпретируется автором как задача современного образования, для решения которой нужно ответить на вопросы: каким быть человеком; как им стать; зачем учиться быть человеком? Обращение к истории человечества, предпринятое автором, показывает первичность морали и вторичность права. По природе человек — существо моральное, а по обучению — правовое. Образование человека происходит не только в стенах школы или университета, но и в обществе, в реальном жизненном мире. Основным противоречием развития современного общества является противоречие между правом и моралью, доминирование права над моралью. Одним из следствий этого доминирования являются непрекращающиеся в мире межнациональные конфликты и войны. Автор задается вопросом о миротворческой функции образования. Возможность влиять на общественные процессы определяется уровнем осознанной самостоятельности человека — целью образования. Одним из ресурсов современного образования является концентрация знаний и навыков преподавателей в решении студентами исследовательских задач. Таким образом, автором предложены подходы к решению задачи «учиться быть человеком».

 

Ключевые слова: человек; личность; социализация; мораль; право; образование; осознанная самостоятельность.

 

Для цитаты: Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 103–108. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09.

 

Кондратьев Виктор Михайлович, кандидат философских наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru

 

 

Литература

 

1. Гегель Г. В. Ф. Философия права: пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 524 с.

2. Гёте И. В. Стихотворения. Фауст: пер. с нем. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 798 с.

3. Идеология: социальная теория и практика: монография / [А. В. Жукоцкая и др.]; под ред. А. В. Жукоцкой. М.: Социальный проект, 2017. 207 с.

4. Коллини С. Зачем нужны университеты? М.: ВШЭ, 2016. 264 с.

5. Конституция Российской Федерации. М.: Изд. Центральной избирательной комиссии РФ, 2003. 63 с.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1978. 908 с.

7. Национальный проект «Образование 2019–2024». URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye (дата обращения: 05.10. 2019).

8. Нилл А. Школа Саммерхилл — воспитание свободой / пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой. Москва: АСТ, 2014. 480 с.

9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; пер. с нем. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 231–490. (Литературные памятники)

10. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ВШЭ, 2014. 192 с.

11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.

12. Россия – Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв.: сравнительный анализ: [сборник] / Российская акад. образования, Центральная акад. пед. исслед. КНР; [отв. ред. и сост.: Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань]. Москва: [б. и.], 2007. 591 с.

13. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха: пер. с англ. М.: Точка, 2018. 240 с.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: Омега-Л, 2013. 135 с.

15. Хачатрян М. А. Ценности и атрибутивные процессы в социальном познании // Социальная психология и общество. 2014. № 1. С. 84–98.

16. Anderson C. The local-ladder effect: social status and subjective well-being / C. Anderson et al. // Psychological Science. 2012. Vol. 23. № 7. P. 764–771.

17. Global citizenship education. An emerging perspective // Outcome document of the Conference «Technical Consultation on Global Citizenship Education». Paris, UNESCO, 2014. ISBN:978-89-7094-802-7. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002241/224115E.pdf (date of access: 05.10. 2019).

18. Niehaus E., Williams L. Faculty transformation in curriculum transformation: The role of faculty development in campus internationalization // Innovative Higher Education. 2016. № 41 (1). P. 59–74. DOI: 10.1007/s10755-015-9334-7.

19. Teo P. Teaching for the 21st century: A case for dialogic pedagogy // Learning, Culture and Social Interaction. 2019. Vol. 21. June 2019. P. 170–178. Doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.03.009.

20. Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development. Retrieved URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (date of access: 05.10. 2019).