PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

Журнал » 2019 №32 : Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ
    Просмотров: 1021

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

 

Т. И. Кузьмина,

МГППУ, Москва,

ta-1@list.ru

 

Статья посвящена изучению самосознания лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Воздействие самосознания как регулятора социального поведения на формирование адекватного поля социализации лиц данной категории очень велико и прежде всего имеет значение для организации диалогических отношений субъекта с окружающим миром, предполагающим ситуационный запрос от пространства коммуникации и ответ субъекта в виде поступка.

Субъекту с умственной отсталостью очень сложно быть в диалогических отношениях с окружающим миром. Его поведение чаще всего неосознанно, импульсивно, реактивно. Говорить об истинной осознанности поведения относительно лиц с интеллектуальной недостаточностью не представляется возможным, однако понимание причин и последствий собственных поступков им доступно, особенно при специально организованном самопознании. При этом обращает на себя внимание их определенная беспомощность в решении реальных ситуационных задач, связанных с повседневной жизнью, но требующих от субъекта ориентировки, оценки и принятия решений, в том числе и морально-нравственного плана.

Автором представлено описание диагностической методики «Ситуации» (критериально-параметрическая база оценки), позволяющая исследовать отдельные аспекты самосознания лиц с умственной отсталостью в рамках решения ситуационных задач-кейсов и обоснования своих потенциальных поступков в связи с предложенной проблематикой.

В исследовании приняли участие 48 лиц с легкой умственной отсталостью в возрасте от 17 до 29 лет, учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ.

Результаты исследования продемонстрировали особенности ситуационного самопознания умственно отсталых лиц на всех тематических уровнях: 1) восприятие ситуации и потенциальное поведение в ней; 2) эмоциональное отношение к ситуации; 3) анализ индивидуальных основ поступка; 4) определение контекста поступка, его причин и следствий.

 

Ключевые слова: ситуационная диагностика; задача-кейс; лица с умственной отсталостью; нарушение интеллекта; самосознание; самопознание; Я-концепция; возраст; социализация; специальные (коррекционные) школы.

 

Для цитаты: Кузьмина Т. И. Исследование самосознания лиц с нарушением интеллекта посредством ситуационной методики // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 39–51. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04.

 

Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: ta-1@list.ru

 

 

Литература

 

1. Коробейников И. А. К портрету ребенка с легкой умственной отсталостью в современной образовательной среде // Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 110-летию пед. образования в Иркут. обл. / под ред. Е. Л. Инденбаум. Иркутск: ИГУ, 2019. С. 35–41.

2. Кузьмина Т. И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 310–314.

3. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. М.: НКЦ, 2016. 192 с.

4. Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 484 с.

5. Cтебляк Е. А. Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 344 с.

 

6. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции / пер. с нем. М.: Альпинанон-фикшн, 2016. 344 с.

7. Brandts J., Cooper D. J., Fatas E., Shi Qi. Stand by Me — Experiments on Help and Commitment in Coordination Games // Management Science. 2016. Vol. 62 (10). P. 2916–2936. DOI:10.1287/mnsc.2015.2269.

8. Fatas E, Mateu G. Antisocial punishment in two social dilemmas // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2015. Vol. 9 (107). DOI: 10.3389/fnbeh.2015.00107

9. Frances A. J., Widiger T. Psychiatric diagnosis: lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual review of clinical psychology. 2012. Vol. 8. P. 109–130. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143102.

10. Gallagher S., Daly A. Dynamical relations in the self-pattern // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (664). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00664.

11. Koch S.B.J, Rogier B. Mars R.B, Tonia I, Roelofs K. Emotional control, reappraised // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. Dec. Vol. 95. P. 528–534. DOI:10.1016/j.neubiorev.2018.11.003.

12. Lenton A. P, Slabu L., Bruder M., Sedikides C. Identifying differences in the experience of (in)authenticity: a latent class analysis approach // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5:770. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.00770.

13. Levy-Gigi E., Bonanno G. A., Shapiro A. R., Richter-Levin G., Kéri S., Sheppes G. Emotion regulatory flexibility sheds light on the elusive relationship between repeated traumatic exposure and posttraumatic stress disorder symptoms // Clinical Psychological Science. 2016. Vol. 4. P. 28–39. DOI:10.1177/2167702615577783.

14. Newen A. The embodied Self, the pattern theory of Self, and the predictive Mind // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (2270). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02270.

15. Newen A. The person model theory and the question of situatedness of

social understanding // The Oxford Handbook of 4E Cognition / eds A. Newen, L. de Bruin, S. Gallagher. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 469–492.

16. Newen A. Understanding others — the person model theory // Open Mind / eds T. Metzinger, J. M. Windt. Cambridge, MA: MIT Press, 2015. P. 1049–1076.

17. Oravecz. Z. Hierarchical bayesian modeling for test theory without an answer key // PSYCHOMETRIKA. 2015. Vol. 80. № 2. P. 341–364. DOI: 10.1007/S11336-013-9379-4.

18. Sheppes G., Scheibe S., Suri G., Radu P., Blechert J., Gross J. J. Emotion regulation choice: a conceptual framework and supporting evidence // Journal of Experimental Psychology. General. 2014. Vol. 143. P. 163–181. DOI: 10.1037/a0030831.

19. Weisberg J. Consciousness. Cambridge: Polity, 2014. 184 p.

20. Williford K., Bennequin D., Friston K., Rudrauf D. The Projective consciousness model and phenomenal Selfhood // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (2571). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02571.