PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Ш. Р. Хисамбеев, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

Журнал » 2019 №32 : Ш. Р. Хисамбеев, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
    Просмотров: 1038

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.03

 

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

 

 Ш. Р. Хисамбеев,

РГУ им. А. Н. Косыгина,

khisam@mail.ru

 

В статье рассмотрен генезис произвольного выполнения различных действий в качестве этапа становления субъектности в антропогенезе и в онтогенезе. Произвольное выполнение действия как этап, или стадия, становления субъектности отождествляется с волевой регуляцией поведения. Переход от подражания к произвольному выполнению действия представляет собой фазовый переход, качественно меняющий поведение.

Статья состоит из трех разделов. В первом — приведен краткий обзор становления представлений о появлении воли с донаучного периода до современности. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к произвольности, и обосновывается ее связь с развитием высших психических функций.

Второй раздел описывает гипотетическую реконструкцию появления волевой регуляции в ходе антропогенеза. Суть гипотезы заключается в следующем: возникновение социальной среды позволило древнейшим людям сохранять искусственные программы поведения и транслировать их новым поколениям с помощью механизма подражания. Это способствовало сдерживанию животных инстинктов: человек имитировал подавленные действия сформированными в социуме «дубликатами» — мимикой, жестами, криком и артикулируемыми звуками. Появление проторечи создавало возможность замены наглядного образца звуковым символом, который в ситуативном контексте сопровождался для конкретизации интонацией и указанием. Речь в качестве регулятора поведения даже в своей зачаточной форме послужила предпосылкой координации собственных действий и социальной микросреды. Тем самым речевой формат оказался способным инициировать различные протоколы поведения члена группы и уже в виде команды самому себе стал актом воли.

Третий раздел посвящен рассмотрению с позиций возрастной психологии проблемы появления волевой регуляции у современных детей. Отмечается, что в раннем детстве, когда у ребенка бурно развивается речь, одной из первых он усваивает императивную форму речи: произносимые взрослыми команды «Дай!», «Принеси!» и т. п. Затем в ходе интериоризации приказ извне превращается в самоприказ, а слово-императив становится средством самоуправления.

В заключении статьи делается вывод о том, что как в ходе антропогенеза, так и в онтогенезе с появлением речи человек приобретает орудие регуляции деятельности — волю. Появление произвольности выполнения действий становится решающим моментом становления субъектности.

 

Ключевые слова: воля; действие; произвольность; самоуправление; субъектность; человек; личность; природа; речь; окружающая среда.

 

Для цитаты: Хисамбеев Ш. Р. Произвольное выполнение действия как стадия развития субъектности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 30–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.03.

 

Хисамбеев Шамиль Раисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, философии и манусологии Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Москва.

E-mail: khisam@mail.ru

 

 

Литература

 

1. Вильчек В. Алгоритмы истории. М.: Аспект Пресс, 2004. 219 с.

2. Ждан А. Н. История психологии. М.: Академический проект, 2012. 592 с.

3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб: Питер, 2006. 208 с.

4. Панов В. И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. 304 с.

5. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

6. Хисамбеев Ш. Р. Подражание как стадия развития субъектности // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сб. статей. М.: Перо, 2017. C. 481–485.

7. A general benevolence dimension that links neural, psychological,

economic, and life-span data on altruistic tendencies / Hubbard J. and others // Journal of Experimental Psychology: General. 2016. № 145 (10). P. 1351–1358.

8. A transactional analysis of the relation between maternal sensitivity and child vagal regulation / Perry N. B. and others // Developmental Psychology. 2014. 50. P. 784–793.

9. Causadias J. M., Umaña-Taylor A. J. Reframing marginalization and youth development: Introduction to the special issue // American Psychologist. 2018. № 73 (6). P. 707–712.

10. Do cherished children age successfully? Longitudinal findings from the Veterans Affairs Normative Aging Study / Lee L. O. and others // Psychology and Aging. 2015. № 30 (4). P. 894–910.

11. Dweck C. S. From needs to goals and representations: Foundations for a unified theory of motivation, personality, and development // Psychological Review. 2017. № 124 (6). P. 689–719.

12. Gardner R. S., Ascoli G. A. The natural frequency of human prospective memory increases with age // Psychology and Aging. 2015. № 30 (2). P. 209–219. 13. Geary David C. The origin of mind: Evolution of brain, cognition, and general intelligence. New York: American Psychological Association, 2005. 459 p. 14. Heijden van der A. H. C. Attention and Action // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / ed. Neil J. Smelser, Paul B. Baltes. Elsevier Science Ltd., 2001. P. 868–871.

15. Life experience and demographic influences on cognitive function in older adults / Brewster P. W. H. and others // Neuropsychology. 2014. July № 8 (6). P. 846–858. DOI: 10.1037/neu0000098. 16. Llewellyn D. T. Role and scope of regulation and supervision / Handbook of Safeguarding Global Financial Stability. 2013. P. 451–464.

17. Risen J. L. Believing what we do not believe: Acquiescence to superstitious beliefs and other powerful intuitions // Psychological Review. 2016. № 123 (2). P. 182–207. 18. Sundstrom E. Workplace environmental psychology // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / ed. Neil J. Smelser, Paul B. Baltes. Elsevier Science Ltd., 2001. P. 16593–16598.