Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

Журнал » 2019 №32 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ
    Просмотров: 1189

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

 

Л. И. Бершедова,

Л. П. Набатникова,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

BershedovaLI@mgpu.ru,

NabatnikovaLP@mgpu.ru,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути.

С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48–50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств.

Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника. Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.

 

Ключевые слова: Репин; психология искусства; мотивационная сфера человека; системная психология; системный анализ; творчество; кризис реалистического искусства; системные периоды жизни человека.

 

Для цитаты: Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 65–78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

Бершедова Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail:

BershedovaLI@mgpu.ru

 

Набатникова Людмила Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва.

E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

 

 

Литература

 

1. Алленова Е. М. Илья Репин. М.: Белый город, 2005. 65 с.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013. 460 с.

4. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях. М.: Ломоносовъ, 2014. 256 с.

5. Петрушин В. И. Психология художественного творчества. М.: Юрайт, 2017. 233 с.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

7. Прибульская Г. И. Репин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1970. 295 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с.

9. Репин И. Е. Мысли об искусстве / сост. С. Бабанин. М.: Эксмо, 2019. 160 с.

10. Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 400 с.

11. Романова Е. С., Рябов В. В. Психологические аспекты в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007. 171 с.

12. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

13. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

14. Шило А. В. Репин: очерки поэтики и творческого метода. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2013. 383 с.

15. Baltes P. B., Reese H., Nesselroade J. Life span developmental psychology: Introduction to research methods. London, UK: Psychology Press, 2014. 286 p.

16. Jackson D. The Russian vision: the art of Ilya Repin. Washington: D. A. P., 2007. 304 p.

17. Robinson O. A Longitudinal mixed-methods case study of quarter-life crisis during the postuniversity transition: Locked-out and locked-in forms in combination // Emerging Adulthood. 2018. № 7 (3). P. 167–179. DOI: 10.1177/2167696818764144.