Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ — АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ
Журнал » 2020 №33 : Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ — АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ |
Просмотров: 2028 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.03
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ — АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ
Л. Э. Семенова, ПИМУ МЗ РФ, Нижний Новгород,
В. Э. Семенова, НИРО, Нижний Новгород, verunechka08@list.ru
В статье обсуждается проблема места и роли информационных компьютерных технологий в жизни и развитии ребенка дошкольного возраста. Рассматриваются различные точки зрения современных отечественных и зарубежных специалистов по этому вопросу. При этом с позиций подхода Ульяны Васильевны Ульенковой особое внимание уделяется проблеме влияния активного использования старшими дошкольниками электронных гаджетов в плане их подготовки к обучению в школе, и в частности становления как субъектов учебной деятельности дошкольного типа, что предполагает овладение ребенком всеми ее компонентами — мотивационным, ориентировочно-операциональным и регуляционно-оценочным. Проведено эмпирическое исследование, посвященное изучению особенностей общей способности к учению 6–7-летних детей — активных пользователей электронных гаджетов, которое включало два этапа. На первом этапе по результатам опроса родителей и прародителей определялась степень активности использования дошкольниками электронных гаджетов. На втором этапе осуществлялся сравнительный анализ особенностей общей способности к учению 6–7-летних детей с разной степенью активности использования электронных устройств (активных пользователей электронных гаджетов и редко использующих электронные гаджеты). Констатирован факт значительного преобладания в возрасте 6–7 лет детей, активно использующих разные электронные гаджеты, которые играют в них или просматривают видео- и фотоматериалы в среднем около 2,5 часов в день. По итогам сравнительного анализа установлено, что более высокой способностью к учению обладают дошкольники, которые используют электронные гаджеты редко и в очень дозированном временном режиме (не более 20–30 минут в день), тогда как многие дети, активно использующие гаджеты, демонстрируют уровень сформированности общей способности к учению, характерный, по результатам исследований У. В. Ульенковой конца ХХ столетия, преимущественно для 6–7-летних детей с задержкой психического развития. Получены также данные, свидетельствующие о гораздо более низких показателях развития зрительной памяти старших дошкольников — активных пользователей электронных гаджетов. Сделан вывод о том, что дети 6–7 лет, регулярно использующие разные электронные гаджеты вне контекста взаимодействия со взрослыми, составляют группу риска в плане психологической готовности к обучению в школе, поскольку у многих из них наблюдаются трудности в овладении всеми компонентами учебной деятельности. С опорой на полученные эмпирические данные поднят вопрос о необходимости поиска оптимальных путей приобщения современных дошкольников к компьютерным технологиям и разумного соотношения в их жизни традиционных видов детской деятельности и занятий с электронными гаджетами.
Ключевые слова: электронные гаджеты; дошкольники; общая способность к учению; учебная деятельность дошкольного типа.
Для цитаты: Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Особенности общей способности к учению 6–7-летних детей — активных пользователей электронных гаджетов // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 38–50. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.33.1.03
Семенова Лидия Эдуардовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения РФ, Нижний Новгород. E-mail: verunechka08@list.ru
Семенова Вера Эдуардовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородского института развития образования, Нижний Новгород. E-mail: verunechka08@list.ru
Литература
1. Афонина Ю. В., Ханова Т. Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы науки и образов 2. Барсукова О. В., Мавлютова Е. В., Савка М. А. Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1. С. 14–18. 3. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 2014. № 9 (85) декабрь. С. 108–112. 4. Борцова М. В., Некрасов С. Д. Отношение родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов // Человек. Сообщество. Управление. 2017. Т. 18. № 3. С. 69–80. 5. Борцова М. В., Некрасов С. Д. Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов [Электронный ресурс] // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 133 (09). URL: http://ej.kubagro.ru/2017/09/pdf/13.pdf 6. В режиме раннего детства // Дети в информационном обществе. 2019. № 2 (31). Гаджеты и здоровье: Мифы, факты, дискуссии. С. 44–53. 7. Гуляева Е. В., Соловьева Ю. А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 5–12. 8. Жукембаева А. М. Влияние компьютера на здоровье детей и подростков / А. М. Жукенбаева и др. // Вестник КазНМУ. 2016. № 4. С. 237–239. 9. Князев К. Е., Валявко С. М., Кириллова С. С. Влияние телепродукции на появление нейротизма у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. статей: в 2-х ч. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. С. 64–73. 10. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 272 с. 11. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 128 с. 12. Никитина А. А., Рытова К. Э. К вопросу о влиянии электронных гаджетов на интеллектуально-волевую готовность к школе старших дошкольников [Электронный ресурс] // Нижегородский психологический альманах. 2019. № 1. URL: http://psykaf417.esrae.ru/pdf/2019/1/211.pdf 13. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования // Информатика и образование. 2010. № 2. С. 91–92. 14. Пацлаф Р. Застывший взгляд. М.: Evidentis, 2003. 224 с. 15. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. 16. Поливанова К. Н. Детство сегодня — в науке и в жизни [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 28. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/childhood-today-in-science-and-in-life 17. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. 688 с. 18. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 25–32. 19. Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю. Семинар «Виртуальная реальность современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 71–76. 20. Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность современного раннего и дошкольного детства // Психологическая наука и образование. 2018. № 3. С. 42–53. 21. Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника // Дитя человеческое. 2014. № 2. С. 20–24. 22. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. 23. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с. 24. Ульенкова У. В. Актуальные проблемы развития психики ребенка на этапах раннего онтогенеза. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. 92 с. 25. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2005. 176 с. 26. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 6–11. 27. Barlett C. P. The effect of violent and non-violent computer games on cognitive performance / C. P. Barlett et al. // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 96–102. 28. Çeker E., Özdaml F. What «gamification» is and what it's not // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6. № 2. P. 221–228. 29. Digital childhoods: Technologies and children’s everyday lives / S. J. Danby, M. Fleer, C. Davidson, M. Hatzigianni (eds.) // Springer. 2018. Vol. 22. 287 p. 30. Ellis W. F., McAleer B., Szakas J. S. Internet addiction risk in the academic environment // Information Systems Education Journal. 2015. Vol. 7. P. 100–105. 31. Emel'yanenko V. D. Man’s values and ideologies as a basis of gamification / V. D. Emel'yanenko et al. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. №. 18. P. 12576–12592. 32. Fröhlich-Gildhoff K. Digitale medien in der Kita — die risiken werden unterschaetzt // Frühe Bildung. 2017. Vol. 6 (4). Р. 225–228. 33. Grishina A. V., Volkova E. N. Features of the subjectivity structure of teenagers with different level of computer game addiction // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. Vol. 9. № 7. P. 1108–1116. 34. Lauricella A. R., Wartella E., Rideout V. J. Young children’s screen time: The complex role of parent and child factors // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. № 36. Р. 11–17. 35. Moawad R. A. Computer tablet games’ effect on young children’s self-concept // International Education Studies. 2017. № 10 (3). Р. 116–124. 36. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. № 9. P. 1022–1038. 37. Spitzer M. Cyberkrank! Wie das digitalisierte Leben unsere Gesundheit runiniert. München: Droemer, 2015. 432 p. 38. Stornaiuolo A. Contexts of digital socialization: Studying adolescents’ interactions on social network sites // Human Development. 2017. Vol. 60. № 5. P. 233–238. 39. Uhls Y. T. Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues / Y. T. Uhls et al. // Computers in Human Behavior. 2014. № 39. Р. 387–392. 40. Wang S. S. «I share, therefore I am»: Personality traits, life satisfaction, and Facebook check-ins // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013. Vol. 16. № 12. P. 870–877. 41. Yee H. K. Why gadget usage among preschoolers should matter to teachers? A pilot study / H. K. Yee et al. // Education Science and Psychology. 2016. № 3 (40). Р. 98–111. |