Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Журнал » 2019 №32 : И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
    Просмотров: 3794

УДК 159.9.072

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02

 

ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

 

И. Н. Кормачёва,

Н. М. Клепикова,

НГПУ, Новосибирск,

irina@kormacheva.ru,

nataliaklepikova@yandex.ru

 

В статье представлено исследование проблем прокрастинации и предложено ее определение как феномена на основе различных методологических подходов. При анализе характера включенности прокрастинации в реальность психического мира затронуты следующие аспекты: граница между прокрастинацией и схожими поведенческими проявлениями (леность, осознанная стратегия); взаимосвязь прокрастинации с самооценкой, неэффективными копинг-стратегиями, перфекционизмом и другими личностными особенностями и отсутствие связи с национальностью, гендером, уровнем образования и интеллекта. При исследовании прокрастинации как системы рассмотрены психофизиологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный, субъектный, мотивационный подходы, теории лености и комплексные теории. Доказано, что прокрастинация является системой; описаны психофизиологические источники прокрастинации; назван признак, отличающий прокрастинацию от лености; описан иррациональный и частично бессознательный характер прокрастинации. В выводах представлено определение феномена прокрастинации. Отмечено, что прокрастинация отражается на действенно-практической сфере личности, тесно связана с когнитивно-познавательной сферой, а ее источники следует искать в психофизиологии, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах личности. Обозначено наличие двух планов прокрастинации: внешнего (поведенческого) и внутреннего (компоненты прокрастинации). Названы четыре компонента прокрастинации: когнитивный, эмоциональный, волевой и мотивационный. Подчеркнуто, что только совокупность всех четырех компонентов системы и типичных поведенческих проявлений содержательно наполняют данный феномен, а также отличают прокрастинацию от других схожих феноменов.

 

Ключевые слова: прокрастинация; феномен; система; компоненты прокрастинации; реальность психического мира человека.

 

Для цитаты: Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18–29. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02.

 

Кормачёва Ирина Николаевна, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru

 

Клепикова Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: nataliaklepikova@yandex.ru

 

 

Литература

 

1. Болотова А. К., Чеврениди А. А. Временной модус прокрастинации в ретроспективе: виды, предикторы и последствия // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 101–108. Doi:10.17759/chp.2017130411

2. Боровская Н. В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 23 с.

3. Борусяк Е. В. Прокрастинация как одна из форм неэффективных копинг-стратегий студентов // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки 2016» / отв. ред. А. А. Лапшин: в 3 т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. Т. 2. С. 312–315.

4. Варваричева Я. И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2008. Т. 2. С. 147–149.

5. Варваричева Я. И. Психологические механизмы феномена лени. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2007/thesis/Varvaricheva_YI.pdf (дата обращения: 17.03.2019).

6. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 42 с.

7. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. C. 72–81.

8. Дворник М. С. Типология социально-психологических практик отсрочки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociosphera.com/files/conference/2013/ Sociosphere_4-13/1_part/150-155_m_s_dvornik.pdf (датаобращения: 16.02.2019).

9. Дементий Л. И., Карловская Н. Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. 2013. № 7. С. 4–19.

10. Золотарева А. А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 25 с.

11. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Человек как субъект воспитания: теоретический и прикладной аспекты // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6–3. С. 84–93.

12. Ивутина Е. П., Шуракова Е. С. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 4 (1). С. 146–151.

13. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. 221 с.

14. Карловская Н. Н., Баранова Р. А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38–49.

15. КиселеваМ. А., ШустоваН. Е., КаринаО. В. Проблемавлиянияпрокрастинациинапроцесссамоопределенияличности // Personality and social development: materials of the II international scientific conference on March 29–30, 2014. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. С. 22–27.

16. Клепикова Н. М., Кормачёва И. Н. Адаптация Шкалы прокрастинации и Шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 26–37.

17. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 22–41.

18. Кормачёва И. Н. Взаимосвязь личностных особенностей студентов и склонность к прокрастинации в принятии решений: штрихи к современной российской практической психологии // Истоки и пути российской психологии (к 100-летию советской психологии). Материалы молодежной секции I Международной научно-практической конференции. М.: Перо, 2019. С. 223–229.

19. Леонтьев В. Г. Мотивация и активность личности // Ежегодник РПО: материалы IV Всероссийского съезда РПО: в 3 т. Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. Т. 3. С. 236–237.

20. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 718 с.

22. Рыжов Б. Н. Системная психология: моногр. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

23. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

24. Семенова Ф. О., Узденова А. М. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 83 (09). С. 847–856.

25. Семина А. С. Исследование феномена прокрастинации во взаимосвязи с другими психологическими феноменами в студенческой среде [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2240/41401_ e222.pdf (дата обращения: 16.03.2019).

26. Чекмарев О. П. Мотивация труда: персонал, руководитель, собственник, государство. Модели и теории мотивации. [Электронный ресурс]. URL: https://motivtrud.ru/PCost/modely.html (дата обращения: 26.02.2019).

27. Ярославская С. Прокрастинация — это что? [Электронный ресурс]. URL: http://psihotesti.ru/self–info/2013–01–15/126152–prokrastinatciya––yeto–chto.html (дата обращения: 16.02.2019).

28. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/826–yasnaya29.html#e3 (дата обращения: 16.02.2019).

29. Ferrari J. R., Wolfe R. N., Wesley J. C., Schoff L. A., Beck B. L. Ego-identity and academic procrastination among university students // Journal of College Student Development. 1995. Vol. 36. P. 361–367.

30. Haycock L., McCarthy P., Skay C. Procrastination in college students: the role of self-efficacy and anxiety // Journal of counseling & development. Vol. 76. 1998. P. 317–325.

31. Lay C. H. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. 1986. Vol. 20. P. 474–495.

32. Lay C. H. Trait procrastination and the perception of person-task characteristics // Journal of Social Behavior and Personality. 1992. Vol. 7. P. 483–494.

33. McCown W., Petzel T., Rupert P. Personality correlates and behaviors of chronic procrastinators // Personality and Individual Differences. 1987. Vol. 11. P. 71–79.

34. Milgram N. A., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidance procrastination // European Journal of Personality. 2000. Vol. 14. P. 141–156.

35. Rothblum E., Solomon L., Murakami J. Affective, cognitive, and behavioral differences between high and low procrastinators // Journal of Counseling Psychology. 1986. Vol. 33. P. 387–394.

36. Specter M. H., Ferrari J. R. Time orientations of procrastinators: Focusing on the past, present or future? // Journal of Social Behavior and Personality. 2000. Vol. 15. № 5. P. 197–202.

37. Steel P. D. G. Integrating Theories of Motivation // Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. № 4. P. 889–913.

38. Steel P. D. G. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. № 1. P. 65–94.