PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Журнал » 2019 №32 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
    Просмотров: 921

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

 

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

 

Е. С. Романова,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

AbushkinBN@mgpu.ru

 

Психологическая работа с обучающимися предъявляет большие требования к диагностическим подходам, объективизирующим их индивидуальный мир настоящих и будущих интересов. В работе представлен диагностический подход, позволяющий дать оценку ориентации обучающихся в мире личностных интересов, характерных для сформировавшейся активной личности, и в мире социальных факторов, предопределяющих эффективность профессиональной деятельности.

Экспериментальное исследование на выборке из 450 школьников показало высокую эффективность предлагаемых подходов для диагностики особенностей личностной самореализации подростков. В частности, результаты исследования выявили целесообразность применения диагностического инструментария в работе с обучающимися для их включения в творческий процесс саморефлексии. В основу самооценки обучающимися своих личностных качеств заложена практика сравнительного оценивания результатов разных методик, диагностирующих определенные аспекты их личностного развития. Полученные в исследовании данные позволили увидеть суть проблемы саморазвития обучающихся, основанной на широком интересе подростков ко всем возможным запросам социальной и профессиональной практики. Личностный потенциал подростков, необходимый для успешной ориентации во всем этом многообразии возможностей, отступает на второй план перед яркостью и привлекательностью будущих перспектив. Выявляемые в ходе диагностики и обсуждаемые с обучающимися противоречия в желаниях и возможностях приобретают необходимую конкретность для решения поставленной задачи развития личностного потенциала обучающихся. В работе представлены статистически обработанные результаты, которые дополняют методику материалом для критериального оценивания.

 

Ключевые слова: социальные ценности; ценностно-смысловая направленность; личность; личностный потенциал; профессиональное самоопределение; метод парных сравнений; социализация; самореализация; самовыражение; психологическая работа; психологическая диагностика; обучающиеся.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01.

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

 

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

 

 

Литература

 

1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 3–21.

2. Акопов Г. В. Сознание человека в глобализирующемся мире // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда: в 3 т. М.: Российское психологическое общество, 2012. Т. 1. С. 64.

3. Ананьев Б. Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ACT; Астрель, 2008. С. 294–300.

4. Асмолов А. Г. Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО) // Российский психологический журнал. 2012. № 1. С. 7–11.

5. Бодапев А. А., Васина Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? СПб.: Речь, 2010. 224 с.

6. Иванников В. А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. № 2. С. 139–145.

7. Крегер О., Тьюсон Дж. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. М.: Альпина Паблишер, 2013. 356 с.

8. Леонтьев Д. А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / [А. Ж. Аверина и др.]; под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 669–675.

9. Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. М.: Академия, 2013. 304 с.

10. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. ЖурналВысшейшколыэкономики. 2014. № 2. С. 7–22.

11. Avey J. B., Luthans F., Smith R. M., Palmer N. F. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17–28.

12. Bonnano G. A. Clarifying and extending the construct of adult resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60 (3). P. 265–267.

13. Caprara G. V., Steca P. Affective and social self-regulatory efficacy beliefs as determinants of positive thinking and happiness // European Psychologist. 2005. Vol. 10 (4). P. 275–286.

14. Cole K., Daly A., Mak A. Good for the soul: The relationship between work, wellbeing and psychological capital // The Journal of Socio-Economics. 2009. Vol. 28. P. 464–474.

15. Culbertson S., Fullagar C. J., Mills M. J. Feeling good and doing great: The relationship between psychological capital and well-being // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 4. P. 421–433.

16. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Jour

17. Lam C. F., Gurland S. T. Self-determined work motivation predicts job outcomes, but what predicts self-determined work-motivation? // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. P. 1109–1115.

18. Lane M. S., Klenke K. The ambiguity tolerance interface: a modified social cognitive model for leading under uncertainty // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2004. Winter. Vol. 10. № 3. P. 69.

19. Niemiec C. P., Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the relation of autonomy to self-regulatory processes and personality development // Hoyle R. H. (ed.). Handbook of Personality and Self-Regulation. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2010. P. 169–190.

20. Vansteenkiste M., Sierens E., Soenens B., Luyckx K., Lens W. Motivational profiles from a self-determination perspective: the quality of motivation matters // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. P. 671–688.