Б. М. Коган, А. А. Мухина, Т. И. Хазиева, ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Журнал » 2020 №33 : Б. М. Коган, А. А. Мухина, Т. И. Хазиева, ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА |
Просмотров: 1594 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09
ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Б. М. Коган, МГПУ, Москва, KoganBM@mgpu.ru,
А. А. Мухина, школа № 1799, Москва, dadeko@inbox.ru,
Т. И. Хазиева, МГПУ, Москва, tanya.hazieva@gmail.com
В настоящее время отмечается значительный рост числа детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии, следствием которых является их неготовность к обучению в школе. Родители данной категории детей все чаще обращаются к специалистам за помощью по поводу дезадаптации их ребенка. В представленной статье приводятся результаты проведения коррекционной программы с использованием фольклорных игр у детей с различной степенью недоразвития, направленной на комплексное развитие моторных и когнитивных процессов, необходимых для эффективной адаптации в социуме. Целью проведенного исследования явилась оценка эффективности игрового метода в коррекции нарушенного психомоторного развития у детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести при разных вариантах нарушенного развития. Были обследованы дети с различной патологией: 32 ребенка с расстройством аутистического спектра, 34 ребенка с задержкой психического развития; 23 ребенка с умственной отсталостью легкой и средней степенями, а также 44 ребенка с синдромом Дауна, у которых проводился анализ основных показателей памяти и внимания. В работе показано, что коррекционная работа с использованием фольклорных игр, направленная на нормализацию психомоторного развития детей с разными вариантами дизонтогенетичекого развития, приводит к значимым изменениям в их когнитивной сфере, в пространственной ориентировке и сфере произвольной регуляции деятельности. Дети при всех вариантах дизонтогенеза, особенно при синдроме Дауна, обладают совершенно разными исходными показателями состояния высших когнитивных функций, колеблющимися от уровня, близкого к возрастной норме, до значительной степени задержки интеллектуального развития, более того, развитие внимания и памяти детей с синдромом Дауна происходит динамически и не зависит от возраста, так как в каждой возрастной группе присутствовали дети, показывающие высокие, средние и низкие результаты.
Ключевые слова: дизонтогенез; дошкольный возраст; младший школьный возраст; психомоторное развитие; когнитивное развитие; память; внимание.
Для цитаты: Коган Б. М., Мухина А. А., Хазиева Т. И. Игровой метод коррекции нарушений психомоторного развития у детей с разными вариантами дизонтогенеза // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 112–119. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09
Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KoganBM@mail.ru
Мухина Анастасия Александровна, педагог-психолог школы № 1799, Москва. E-mail: dadeko@inbox.ru.
Хазиева Татьяна Ивановна, аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: tanya.hazieva@gmail.com
Литература
1. Коган Б. М., Куликова Т. Г. Современные исследования низкого когнитивного темпа у детей: аналитический обзор // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 47–58. 2. Коган Б. М., Дроздов А. З., Куликова Т. Г. Нейродинамический дефицит у детей с трудностями школьного обучения. М.: Парадигма, 2018. 140 с. 3. Корнеева В. А. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста // Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. Ч. 2. Гл. 7. С. 462–483. 4. Коршунов Д. Н. Сенсомоторное развитие аномального ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2009. 96 с. 5. Мухина А. А., Дроздов А. З., Коган Б. М. Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна // Специальное образование. 2014. № 3. С. 63–70. 6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. 143 с. 7. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Психологические особенности проблемных детей: лекции 1–4. М.: Педагогич. ун-т «Первое cентября», 2008. 60 с. 8. Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции / Факультет коррекционной педагогики МГПУ; Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа. М.: МГПУ; ПМСЦ помощи детям и подросткам СЗО, 1998. 76 с. 9. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007. 474 с. 10. Султанова А. С., Горячева Т. Г. Сенсомоторная коррекция при психосоматических расстройствах в детском возрасте // Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков: монография / под ред. Ю. С. Шевченко. СПб.: Речь, 2003. Гл. 12. С. 465–490. 11. Староверова М. С. Психологический феномен школьной неуспешности: учеб.-методич. пособие. Саарбрюккен: LAP LAMBER, 2016. 175 с. 12. Becker Stephen P. For some reason I find it hard to work quickly: Introduction to the special issue on sluggish cognitive tempo // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21. Issue 8. Р. 615–622. 13. Hornung C., Romain M., Michel F. General and sSpecific contributions of RAN to reading and arithmetic fluency in first graders: a longitudinal latent variable approach. // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1746. 14. Iglesias-Sarmiento V. Mathematical learning disabilities and attention deficit and/or hyperactivity disorder: A study of the cognitive processes involved in arithmetic problem solving / V. Iglesias-Sarmiento et al. // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 61. P. 44–54. 15. Fenollar Cortés J. External validity of ADHD inattention and sluggish cognitive tempo dimensions in Spanish children with ADHD / J. Fenollar Cortés et al. // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21. P. 655–666. 16. Krause M. B. Pay attention! Sluggish multisensory attentional shifting as a core deficit in developmental dyslexia // Dyslexia. 2015. Vol. 21. P. 285–303. 17. Lee S., Burns G. L., Becker S. P. Can sluggish cognitive tempo be distinguished from ADHD inattention in very young children? Evidence from a sample of Korean pre-school children // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. Р. 623–631. 18. Leopold D. R. Attention-deficit / hyperactivity disorder and sluggish cognitive tempo through-out childhood: Temporal invariance and stability from preschool through ninth grade / D. R. Leopold et al. // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2016. № 57. Р. 1066–1074. 19. Hopstaken J. F. Shifts in attention during mental fatigue: Evidence from subjective, behavioral, physiological, and eye-tracking data / J. F. Hopstaken et al. // Journal of Experimental Psychology. 2016. № 42 (6). Р. 878–889. |