Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Б. М. Абушкин, Я. Н. Концевенко, Д. Д. Козиков, К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал » 2020 №33 : Б. М. Абушкин, Я. Н. Концевенко, Д. Д. Козиков, К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
    Просмотров: 1120

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08

 

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBA@mgpu.ru,

 

Я. Н. Концевенко,

АО «МАКС», Москва,

janina25@mail.ru,

 

Д. Д. Козиков,

МГПУ, Москва,

daniil.kozikov@mail.ru

 

В статье представлен анализ основных социальных установок современных школьников, определяющих их предпочтения в современной социальной практике.

В исследовании приняли участие 62 школьника 14–15 лет, учащихся девятых классов общеобразовательной школы. В работе исследовалось содержание межличностных отношений, показатели самоактуализации личности, характерологические особенности подростков и специфика психологической защиты в общении.

Обработка и анализ полученных результатов были сориентированы на выделение из первичных показателей по шкалам методик показателей более высокого смыслового уровня, которые соответствовали по своему предназначению категории «социальные установки».

Содержательное наполнение (или направленность) этих установок определялось на основе факторного анализа первичных показателей по выбранным методикам. Выявленные таким образом социальные установки, обуславливающие поведение подростков в выбранных социальных аспектах (согласно направленности методик исследования) можно рассматривать как основные социальные установки, регулирующие такие важные социальные факторы, как саморазвитие и взаимоотношения с окружающими.

В работе рассмотрены социальные установки подростков, которые можно отнести к категории наиболее значимых для них в социальном самоопределении. Уровень социальной практики, представленный в них, имеет прямую проекцию на содержание мотивационно-ценностной сферы старшеклассников и в силу этого выявленные социальные установки могут рассматриваться как надежные диагностические показатели социальных предпочтений школьников.

 

Ключевые слова: социальные установки; самоактуализация; межличностные отношения; характерологические особенности; факторный анализ; социальная практика; самодетерминация; школьники.

 

Для цитаты: Абушкин Б. М., Концевенко Я. Н., Козиков Д. Д. К вопросу о социальном развитии современных школьников // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 100–111. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений по науке Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

 

Концевенко Янина Николаевна, начальник отдела сопровождения и пролонгации договоров добровольного медицинского страхования АО «МАКС», Москва.

E-mail: janina25@mail.ru

 

Козиков Даниил Дмитриевич, аспирант кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: daniil.kozikov@mail.ru

 

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект - Пресс, 2016. 363 с.

2. Аниканова А. А. Психологические факторы изменения социальных установок молодежи в социальных движениях: автореф. дис. … канд. психолог. наук. М., 2010. URL: https://guu.ru/files/referate/anikanova.pdf

3. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 343–354.

4. Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

5. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 445 с.

6. Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. Калининград: Калинингр. ун-т, 1999. 309 с.

7. Донога Л. Влияние социальных установок на процесс адаптации старшеклассников и родителей в семье: дис. … док. психолог. наук. Кишинев, 2016. 227 с.

8. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.

9. Монмолен Ж. Изменение социальных установок / под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 100–149.

10. Петровский А. В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.

11. Романова Е. С. Психодиагностика. М.: Кнорус, 2015. 336 с.

12. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблемы объективации / Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Л. В. Куликов [сост.]. СПб.: Питер, 2000. С. 87–91.

13. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. 447 с.

14. Ajzen I. Attitudes, personality, and behavior. Milton-Keynes, England: Open University Press / McGraw- Hill, 2005. 192 p.

15. Myers D. Social psychology. New York: McGraw-

16. Schwartz S. H. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663–688.

17. Smith E. R., Mackie D. M. Attitudes and attitude change & Attitudes and behavior // Social psychology (third edition). SUA-New York: Psychology Press Taylor & Francis Group, 2007. P. 229–305.