Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

В. П. Шейнов, АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ

Журнал » 2019 №31 : В. П. Шейнов, АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ
    Просмотров: 1456

 

УДК 159.9

 

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.04

 

 

 

АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ

 

 

 

В. П. Шейнов,

 

БГУ, Минск, Республика Беларусь,

 

sheinov1@mail.ru

 

 

 

В статье рассматривается проблема возможной взаимосвязи ассертивности и незащищенности индивидов от манипуляций с эмоциональным интеллектом человека. Использованы методики: авторский тест ассертивности, авторская методика оценки незащищенности от манипуляций, тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Установлено, что ассертивность положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта. Тем самым для русскоязычного социума подтверждена справедливость включения ассертивности в модель эмоционального интеллекта (ESI) Р. Бар-Она. Ассертивность юношей сильнее, чем у девушек, положительно связана со следующими качествами: интегративным показателем эмоционального интеллекта, управлением своими эмоциями и самомотивацией. Распознавание эмоций других людей несколько сильнее связано с ассертивностью у девушек, чем у юношей. У курсантов ассертивность положительно коррелирует с интегративным показателем эмоционального интеллекта, с самомотивацией и эмоциональной осведомленностью. Ассертивность педагогов-руководителей положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта и всеми его составляющими, кроме эмоциональной осведомленности. Защищенности от манипуляций юношей и девушек способствует их эмоциональная осведомленность.

 

Ассертивность студентов и их защищенность от манипуляций положительно коррелируют с их удовлетворенностью от выбранной профессиональной сферы, жизни в целом и академической успеваемостью. Удовлетворенность руководителей педагогических коллективов выбором профессии учителя, занимаемой должностью и жизнью в целом находятся в сильной положительной связи между собой. Для девушек нехарактерно агрессивное, а для юношей в еще большей степени — пассивное поведение. Распределение педагогов и студенток по типам поведения весьма схожее.

 

 

 

Ключевые слова: ассертивность; незащищенностъ от манипуляций; манипуляции; эмоциональный интеллект; индивид; студенты; курсанты; педагоги.

 

 

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Ассертивность, незащищенностъ от манипуляций и эмоциональный интеллект индивидов // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 38–45. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.04

 

 

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь.

 

E-mail: sheinov1@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. 688 с.

 

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 672 с.

 

3. Диагностика эмоционального интеллекта / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. C. 57–59.

 

4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сб. ст. / Институт психологии Российской академии наук; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004. С. 29–36.

 

5. Наследов А. Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

 

6. Стейн С. Дж., Бук Г. И. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. Киев: Баланс Бизнес Букс, 2007. 384 с.

 

7. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014 (а). № 2. С. 107–116.

 

8. Шейнов В. П. Социальные взаимодействия ассертивной личности с окружающими людьми // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 47–57.

 

9. Шейнов В. П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147–154.

 

10. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2016. № 18. P. 13–25.

 

11. Beldoch M. Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication / ed. by J. R. Davitz et al // The Commmmunication of Emotional Meaning. McGrow-Hill, 2004. P. 31–42.

 

12. Mayer J. D., Roberts R. D., Barasade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507–536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646

 

13. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. 2008. № 63 (6). P. 503–517.

 

14. Tolegenova A. A., Jakupo, S. M., Chung M. C., Saduova S., Jakupov M. S. A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 69. P. 1891–1894. International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012). DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.12.142