PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. А. Пономарева, Д. И. Пономарева, ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Журнал » 2019 №31 : Е. А. Пономарева, Д. И. Пономарева, ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Просмотров: 891

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.07

 

ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Е. А. Пономарева,

МГПУ, Москва,

PonomarevaEA@mgpu.ru,

 

Д. И. Пономарева,

МАИ, Москва,

Di37tap1@mail.ru

 

Статья посвящена Алексею Даниловичу Глоточкину (1925–2007) — известному ученому, который внес существенный вклад в развитие военной, социальной и пенитенциарной отечественной психологии. Методологические подходы А. Д. Глоточкина в современных условиях являются востребованными, находя свое воплощение в исследованиях нового поколения ученых.

Доктор психологических наук, профессор, генерал-майор в отставке А. Д. Глоточкин относился к числу тех уникальных специалистов-практиков, кто начал многопланово исследовать сущность социально-психологических факторов межличностного взаимодействия в воинских коллективах. Его личный военный опыт в сочетании с талантом ученого имели огромное значение для актуализации изучаемых в армии психологических проблем.

Он был одним из разработчиков системы методов эффективной психологической подготовки личного состава к боевым действиям, а также процедуры профессионального психологического отбора в армии. А. Д. Глоточкин провел широкомасштабный мониторинг социально-психологических аспектов межличностного и профессионального взаимодействия в войсковых частях и подразделениях. Полученные данные, впервые представленные в докторской диссертации в обобщенном и структурированном виде, стали уникальной научно-методической платформой для написания учебников и монографий [2; 12]. Многие поколения курсантов и слушателей имели возможность получения системных знаний в сфере психологии воинских коллективов, а также военной психологии и педагогики.

Наряду с этим большой научный интерес для Алексея Даниловича представляла работа по созданию концептуального базиса пенитенциарной теории и практики. Написанные им в соавторстве учебные пособия для слушателей вузов МВД СССР по исправительно-трудовой психологии в течение многих лет были широко востребованы в образовательном процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников отечественной уголовно-исполнительной системы.

Учебные и методические пособия, монографии, статьи и научно-популярные очерки профессора А. Д. Глоточкина и в наше время являются актуальными для специалистов разных профилей. Его труды, переведенные на многие языки мира, изданы в США, странах Европы и Латинской Америки, Азии и Африки.

 

Ключевые слова: воинский коллектив; военная психология; межличностные отношения; исправительно-трудовая психология; психологическое сопровождение; девиантное поведение; агрессия подростков; психическое здоровье; педагоги.

 

Для цитаты: Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Вклад А. Д. Глоточкина в развитие отечественной психологии // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 68–75. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.07

 

Пономарева Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: PonomarevaEA@mgpu.ru

 

Пономарева Диана Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (Национального исследовательского университета), Москва.

E-mail: Di37tap1@mail.ru

 

 

 

Литература

 

1. Военная психология: учебник / под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. М.: Военное издательство, 1972. 400 с.

2. Глоточкин А. Д. О формировании психологии первичного коллектива. М.: Знание, 1972. 45 с.

3. Глоточкин А. Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. Славянск: Мистецтво, 1991. 185 с.

4. Глоточкин А. Д. Социальная психология и практика. (Избранные публикации). Уфа: УТИС, 2001. 120 с.

5. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М.: Академия МВД СССР, 1974. 428 с.

6. Глоточкин А. Д. Развитие представлений К. К. Платонова о структуре личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований / под ред. А. Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 85–91.

7. Исправительно-трудовая психология: учеб. пособие для слушателей вузов МВД СССР / под ред. К. К. Платонова, А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 360 с.

8. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. 270 c.

9. Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Психологическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения подростков-делинквентов с агрессивным поведением // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества. К 10-летию журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». М.: Социальное здоровье России, 2004. С. 67.

10. Психология воинского коллектива: монография / А. В.Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В. В. Шеляга. М.: Военное издательство, 1967. 252 с.

11. Психология XXI века: учебник / под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕРСЭ, 2003. 863 с.

12. Ahalt C., Haney Cr., Rios S., Fox Matthew P., Farabee D., Williams B. Reducing the use and impact of solitary confinement in corrections// International Journal of Prisoner Health, 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 41–48. URL: http://doi.org/10.1108/IJPH-08-2016-0040.

13. Ainspan N. D., Penk W., Kearney L. K. Psychosocial approaches to improving the military-to-civilian transition process // Psychological Services. 2018. Vol. 15 (2). P. 129–134. URL: http://dx.doi.org/10.1037/ ser0000259.

14. Bethune S. Teen stress rivals that of adults // Monitor on Psychology 2014. Vol. 45 (4). P. 20. URL: http://www.apa.org/monitor/2014/04/teen-stress.aspx.

15. Clay Z., Ravaux L., Waal Frans B. M., Zuberbühler K. Bonobos (Pan paniscus) vocally protest against violations of social expectations // Journal of Comparative Psychology, 2016. Vol. 130 (1). P. 44–54. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/features/com-coma0040088.pdf.

16. Goodwin Gerald F., Blacksmith N., Coats, Meredith R. The science of teams in the military: Contributions from over 60 years of research // American Psychologist. 2018. Vol. 73 (4). P. 322–333. DOI 10.1037/ amp0000259/ URL: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-amp0000259.pdf.

17. Konold T., Cornell D., Huang F., Meyer P., Lacey A., Nekvasil E., Shukla K. Multilevel multi-informant structure of the authoritative school climate survey // School Psychology Quarterly. 2014. Vol. 29. P. 238–255. URL: http://dx.doi.org/10.1037/spq0000062.

18. Mok C., Weaver C., Rosenthal J., Pettis T., Wickham R. Augmenting Veterans Affairs policemental health response: Piloting diversion to health care as risk reduction // Journal of Threat Assessment and Management. 2018. Vol. 5 (4). P. 227–237. URL: http://dx.doi.org/10.1037/tam0000112.

19. Nekvasil E. K., Cornell D. G. Student threat assessment associated with safety in middle schools // Journal of Threat Assessment and Management. 2015. Vol. 2 (2). P. 98–113. URL:http://www.apa.org/pubs/ journals/features/tam-tam0000038.pdf.

20. Psick Z., Simon Jon., Brown R., Ahalt C. Older and incarcerated: policy implications of aging prison populations// International Journal of Prisoner Health, 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 57–63. URL:http://doi. org/10.1108/IJPH-09-2016-0053.

21. Shilpi P. Behavioral therapy for children with emotional disorders // SOJ Psychology 2017. Vol. 2. P. 1–2. URL: http://symbiosisonlinepublishing.com/psychology/psychology41.pdf.