WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
В. В. Лемиш, CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА
Журнал » 2020 №35 : В. В. Лемиш, CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА |
![]() ![]() УДК 159.99 DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.9
CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА
В. В. Лемиш, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,
В статье осуществлен анализ теоретических идей Б. Г. Ананьева в области психологии старения, разрабатывавшихся в рамках комплексного подхода. Показано, что данная методология позволяет преодолеть существующий разрыв биологических, психологических и социальных подходов в понимании и объяснении специфики феномена старения человека. Представление о человеке как сложной многоуровневой полисистеме, включающей в себя как природные (индивидные), так и социальные (личностные и субъектные) свойства, задает не только теоретическое, но и эмпирическое направление изучения характера взаимосвязей между вышеуказанными структурными элементами, интегрирующимися в индивидуальности. Ананьевым было определено направление поиска механизмов, обеспечивающих психологическое долголетие, на всех уровнях организации человека. На уровне индивида эти механизмы связаны с особенностями изменений характера функционирования мозга; в развитии личности ученый подчеркивал важную роль трудовой деятельности и сохранения социальных ролей; на уровне индивидуальности одним из таких механизмов является рефлексия. Опираясь на фундаментальный закон развития — закон гетерохронности, — выявленный на основе структурно-генетического метода, Ананьев теоретически обосновал принципиальную возможность двух различных типов старения — конвергентного и дивергентного. При конвергентном варианте онтогенез определяет развитие личности; при дивергентном — жизненный путь противостоит естественному угасанию организма. Результатом дивергентного развития является не только возможность сохранения личности, но и ее дальнейшее развитие. Важным вкладом ученого в развитие психологии старения было обоснование использования качественных методов исследования при изучении жизненного пути человека как личности и субъекта, при этом особую роль он отводил биографическому методу, позволяющему реконструировать внутренний мир человека, особенности его самосознания и саморегуляции. Показано, что идеи Ананьева получили эмпирическое подтверждение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.
Ключевые слова: Б. Г. Ананьев; человек; многоуровневая полисистема; комплексный подход; системный подход; психология старения; типы старения; механизмы психологического долголетия; биографический метод.
Для цитаты: Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 119–129. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.9
Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия. E-mail: verlem2004@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7165-5248
Литература
1. Александрова М. Д. Старение человека и его индивидуальные проявления // Вестник СПбГУ. 2014. Сер. 16. Вып. 2. С. 81–86. 2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с. 3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 282 с. 4. Балтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 60–78. 5. Завьялова И. Ю. Актуализация навыков рефлексии в программе психологической поддержки [Электронный ресурс] // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 3. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/07PSMN316.pdf (дата обращения: 16.08.2020). 6. Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия». М.: Поколение, 2007. 384 с. 7. Захарова И. А. Компенсаторный потенциал при нормальном и патологическом старении // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 65–74. 8. Коржова Е. Ю., Лемиш В. В. Взаимодействие с жизненными ситуациями и геронтокультура [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. № 7 (35). С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения:08.07.2020). 9. Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б. Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 18–25. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02 10. Лемиш В. В. Геронтокультура: опыт рефлексивного анализа // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.: Психология, социальная работа. 2014. № 5. С. 55–59. 11. Ле Шан Э. Когда ваш возраст сводит вас с ума. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 288 с. 12. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 285 с. 13. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. Т. 21. № 2. С. 31–45. 14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984. 444 с. 15. Ломов Б. Ф. Избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 423 с. 16. Мищиха Л. П. Рефлексия как составляющая творческой самореализации личности в период поздней взрослости // Психология обучения. 2014. № 8. С. 51–59. 17. Савкина И. Л. «А старость вот она, рядом»: репрезентации старости и старения в дневниках советского времени // Шаги / Steps. 2019. Т. 5. № 2. С. 188–210. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-2-188-210 18. Стрижицкая О. Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2018. 263 с. 19. Стрижицкая О. Ю., Даведюк Е. П. Индивидуально-психологические особенности когнитивных процессов и психологические ресурсы в пожилом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 86–93. 20. Тумакова С. Ю. Критерии завершенности посттрудовой адаптации пенсионеров // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 6. С. 301–306. 21. Фирсова Н. Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). С. 218–225. 22. Холодная М. А. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте / М. А. Холодная и др. // Психология зрелости и старения. 1998. № 2. С. 5–14. 23. Чуйкова Т. С., Полькина Т. М. Изучение социальных репрезентаций, связанных с выходом на пенсию: кросс-культурное исследование // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 89–102. 24. Шай К. У. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. С. 78–88. 25. Шаповаленко И. В., Обухова О. Б. Факторы вариативности когнитивных функций в средней и поздней взрослости // Психология зрелости и старения. 2008. № 4 (44). С. 42–61. 26. Brewster P. W. H. Life experience and demographic influences on cognitive function in older adults / P. W. H. Brewster et al. // Neuropsychology. 2014. Vol. 28. № 6. Р. 846–858. 27. Carstensen L. L., Hartel C. R. When I’m 64. Washington: National Academies Press, 2006. 268 p. 28. Chopik W. J., O’Brien E. Happy you, healthy me? Having a happy partner is independently associated with better health in oneself // Health Psychology. 2017. Vol. 36. № 1. P. 21–30. 29. Fisher Gw. G. Mental work demands, retirement, and longitudinal trajectories of cognitive functioning / Gw. G. Fisher et al. // Journal of Occupational Health Psychology. 2014. Vol. 19. № 2. Р. 231–242. 30. Gerstorf D. Secular changes in late-life cognition and well-being: towards a long bright future with a short brisk ending? / D. Gerstorf et al. // Psychology and Aging. 2015. Vol. 30. № 2. Р. 301–310. 31. Hurlock E. B. Developmental psychology a life-span approach. New Delhi: Tata Mcgraw Hill Publishing, 2016. 477 p. 32. James J. B., Matz-Costa Ch., Smyer M. A. Retirement Security: it’s not just about the money // American Psychologist. 2016. Vol. 71. № 4. Р. 334–344. 33. Lachman M. E., Agrigoroaei S. Promoting functional health in midlife and old age: long-term protective effects of control beliefs, social support, and physical exercise // Memory & Cognition. 2012. Vol. 40. № 2. P. 287–296. DOI: 10.3758/s13421-011-0140-x. 34. Lenehan M. E. Sending your grandparents to university increases cognitive reserve: the tasmanian healthy brain project / M. E. Lenehan et al. // Neuropsychology. 2016. Vol. 30. № 5. P. 525–531. 35. LeRoy A. S. Loneliness predicts self-reported cold symptoms after a viral challenge / A. S. LeRoy et al. // Health Psychology. 2017. Vol. 36. № 5. P. 512–520. 36. Phillips J. E. Key concepts in social gerontology / J. E. Phillips et al. SAGE, 2010. 249 p. 37. Pietromonaco P. R., Collins N. L. Interpersonal mechanisms linking close relationships to health // American Psychologist. 2017. Vol. 72. № 6. Р. 531–542. 38. Waiyavutti Ch., Johnson W., Deary I. J. Do personality scale items function differently in people with high and low IQ // Psychological Assessment. 2012. Vol. 24. № 3. P. 545–555. 39. Zahodne L. B., Stern Y., Manly J. J. Differing effects of education on cognitive decline in diverse elders with low versus high educational attainment // Neuropsychology. 2015. Vol. 29. № 4. P. 649–657. |