Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал » 2020 №35 : Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Просмотров: 1689 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л. Э. Семенова, ПИМУ МЗ РФ, Нижний Новгород,
В. Э. Семенова, НИРО, Нижний Новгород,
В статье обсуждается проблема детской версии восприятия ситуации пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляции. Отмечается сложность и высокая стрессогенность данной ситуации, приводятся данные, свидетельствующие о негативном влиянии на психическое и психологическое здоровье личности предыдущих эпидемий. Обосновывается необходимость изучения опыта переживания пандемии COVID-19 и самоизоляции детьми, находящего отражение в их восприятии и интерпретации воспринятого. На основе анализа 114 сказочных историй, сочиненных детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, исследовалась специфика детской версии восприятия пандемии COVID-19 и самоизоляции. Посредством методики открытого кодирования проведен содержательный анализ текстов, который был направлен на получение следующей информации: изучение точки зрения детей о характеристиках коронавируса; выявление обозначенных детьми актуальных потребностей применительно к ситуации пандемии и самоизоляции и основных ресурсов, используемых для разрешения трудностей; определение доминирующих эмоций и переживаний в контексте происходящего; тематизация ключевых событий, выделяемых детьми в контексте ситуации пандемии и самоизоляции, через которые они перерабатывают и осмысливают свой опыт происходящего. Установлено, что дети чаще всего представляют образ коронавируса как опасность и угрозу жизни и здоровью, наделяют его в основном отрицательными характеристиками. Кроме того, ситуация пандемии COVID-19 и самоизоляции воспринимается детьми в контексте неудовлетворенных потребностей, среди которых преобладают безопасность, получение удовольствий и положительных эмоций, свобода и активность, а также в контексте ресурсов преодоления возникших трудностей с особым акцентом на правила гигиены и медицинские мероприятия. Констатировано, что ситуация пандемии и самоизоляции связана преимущественно с негативными переживаниями старших дошкольников и младших школьников, и в частности с преобладанием чувства страха, однако финал происходящих событий в большинстве своем оценивается детьми оптимистично. Обнаружено, что в более младшем возрасте дети чаще обращают внимание на необходимость позитивных изменений сознания и поведения для решения проблемы пандемии и лучшей жизни в будущем; тогда как в более старшем возрасте увеличивается реалистичность описания коронавируса и фиксация детей на трагических событиях, а также усиливается акцент на самоотверженном труде врачей в условиях пандемии. По результатам выполненного исследования сделан вывод о том, что в целом ситуация пандемии коронавируса и самоизоляции воспринимается детьми как опасная и дискомфортная, но при этом вполне решаемая, в том числе посредством собственных усилий.
Ключевые слова: пандемия коронавирусной инфекции; самоизоляция; субъективное восприятие; субъективные представления; старшие дошкольники; младшие школьники; стресс; эмоциональное состояние.
Для цитаты: Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 85–101. DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7
Семенова Лидия Эдуардовна, доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения РФ, Нижний Новгород. E-mail: verunechka08@list.ru ORCID: 0000-0001-5077-394X
Семенова Вера Эдуардовна, кандидат философских наук, доцент. Доцент кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования, Нижний Новгород. E-mail: verunechka08@list.ru ORCID: 0000-0001-5841-5354
Литература
1. Абраменкова В. В. Картина мира современного ребенка: представления о добре и зле // Справочник педагога-психолога. Школа. 2012. № 2. С. 46–62. 2. Абраменкова В. В. Картина мира современных российских детей на рубеже тысячелетий: наше будущее глазами ребенка // Мир психологии. 2013. № 2. С. 108–120. 3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 59–60. 4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 208 с. 5. Вещикова М. И. Восприятие опасности подростками и его связь с личностными чертами у подростков в норме и при психической патологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 56–62. 6. Гавриченко О. В. Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 26 с. 7. Дейнека О. С., Максименко А. А. Оценка психологического состояния общества в условиях инфодемии посредством анализа социальных сетей: обзор зарубежных публикаций // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2020. № 2. С. 28–39. 8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. 208 с. 9. Зырянова Н. М. Исследование представлений детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 10. С. 22–32. 10. Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «социализация» в рамках культурно-исторического подхода Л. С. Выготского // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С. 52–60. 11. Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 14–30. 12. Николаева Л. В. Представления об опасностях и типические особенности реагирования в ситуациях угрозы у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 2. Т. 2. С. 140–144. 13. Осипова Е. С. Тематизация страха в концепции У. Бека // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 374. С. 55–58. 14. Радина Н. К. Город как фабрика страха и риска: детский взгляд на городское пространство // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 131–145. 15. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: дис. … д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2010. 521 с. 16. Семенова Л. Э., Семенова В. Э. «Что такое хорошо и что такое плохо»: гендерное измерение версии современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2012. № 1. С. 25–41. 17. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с. 18. Федосенко Е. В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № XXV. С. 34–47. 19. Чем опасен вирус паники? Александр Асмолов об инфодемии [Электронный ресурс] // Психологическая газета: профессиональное интернет-издание. 2020. 22 марта. URL: https://psy.su/feed/8044/ (дата обращения: 23.10.2020). 20. Яркина Л. В., Савицкая Ю. А. Формирование картины мира у дошкольников // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 191–195. 21. Braunack-Mayer A, Tooher R., Collins J. E. Understanding the school community's response to school closures during the H1N1 2009 influenza pandemic // BMC Public Health. 2013. № 13 (344). P. 1–15. 22. Brubacher S. Guidelines for teachers to elicit detailed and accurate narrative accounts from children / S. Brubacher et al. // Children and Youth Services Review. 2016. Vol. 63. Р. 83–92. 23. Caleo G. The factors affecting household transmission dynamics and community compliance with Ebola control measures: a mixed-methods study in a rural village in Sierra Leone / G. Caleo et al. // BMC Public Health. 2018. № 18 (1): 248. DOI: 10.1186/s12889-018-5158-6. 24. Desclaux A., Badji D., Ndione A. G. Accepted monitoring or endured quarantine? Ebola contacts' perceptions in Senegal // Social Science and Medicine. 2017. April. № 178. P. 38–45. DOI: 10.1016/j.socscimed.2017.02.009 25. Jouhki M. R. Participation in siblings' birth at home from children's viewpoint / M. R. Jouhki et al. // Midwifery. 2016. Vol. 34. P. 150–157. URL: https://doi.org/10.1016/j.midw.2015.11.018 26. Kuzanyan S. Linguocultural environment and the «philosophizing» child // Imastut'yun. 2015. Vol. 4. № 1. P. 164–170. 27. Lloyd K., Devine P., Carney G. Imagining their future selves: children's attitudes to older people and their expectations of life at resource] // Children & Society. 2018. Vol. 32. № 6. URL: https://www.researchgate.net/publication/326180208_Imagining_their_Future_Selves_Children%27s_Attitudes_to_Older_People_and_their_Expectations_of_Life_at_Age_70 (датаобращения: 23.10.2020). 28. Makuch K. E., Acczel M., Zaman S. Do children want environmental rights? Ask the Children! [Electronic resource] // Electronic Green Journal. 2020. Vol. 1. № 43. URL: https://www.researchgate.net/publication/341095913_Do_children_want_environmental_rights_Ask_the_Children (датаобращения: 23.10.2020). 29. Pellecchia U., Crestani R., Decroo T. Social consequences of Ebola containment measures in Liberia // PLoS One. 2015. № 10 (12): e0143036. DOI: 10.1371/journal.pone.0143036 30. Reimagining Childhood Studies / ed. by S. Spyrou, R. Rosen, D. T. Cook. London: Bloomsbury, 2018. 272 p. 31. Scoffham S. The world in their heads: children’s ideas about other nations, peoples and cultures // International Research in Geographical and Environmental Education. 2019. Vol. 28. № 4. P. 1–14. 32. Wang Y., Xu B., Zhao G. Is quarantine related to immediate negative psychological consequences during the 2009 H1N1 epidemic? // General Hospital Psychiatry. 2011. № 33 (1). P. 75–77. DOI: 10.1016/j.genhosppsych.2010.11.001 33. Woodhead M. Reconstructing developmental psychology: Some first steps // Children and Society. 1999. Vol. 13. № 1. P. 44–57. |