И. Н. Кормачёва, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ
Журнал » 2020 №35 : И. Н. Кормачёва, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ |
Просмотров: 1830 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3
СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ
И. Н. Кормачёва, ПЦ «Ирис», Новосибирск,
В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что существуют эмоциональные, мотивационные, волевые детерминанты прокрастинации. Респонденты — 213 студентов в возрасте 18–36 лет. В исследовании применяется множественный регрессионный анализ. Используются следующие методики: шкала прокрастинации П. Стила, опросник волевой организации личности А. А. Хохлова, опросник мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана. Выявлены эмоциональные детерминанты прокрастинации — эмоциональные переживания астенического типа, в том числе поведение в состоянии фрустрации при астеническом типе переживания. Определены волевые детерминанты прокрастинации: самостоятельность и настойчивость; общий показатель волевой организации личности. Выявлены мотивационные детерминанты прокрастинации: социальный статус в рабочем или учебном коллективе (реальное состояние мотива); общение в жизни в целом (реальное состояние мотива); поддержание жизнеобеспечения в жизни (реальное состояние мотива); социальный статус в жизни в целом (идеальное состояние мотива). По результатам исследования сделаны выводы об эмпирическом подтверждении выдвинутой гипотезы, а также о наибольшем влиянии на прокрастинацию волевых предикторов и наименьшем — эмоциональных.
Ключевые слова: системные представления; прокрастинация; множественный регрессионный анализ; эмоциональные, волевые, мотивационные детерминанты прокрастинации.
Для цитаты: Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 39–50. DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3
Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск. E-mail: irina@kormacheva.ru ORCID: 0000-0001-9208-0922
Литература
1. Бурак В. В., Южакова И. О. Феномен прокрастинации как проблема изучения в трудах зарубежных исследователей // Приднепровский научный вестник. 2018. Т. 10. № 2. С. 77–78. 2. Валиуллина Е. В. Влияние самооценки на уровень прокрастинации // Дискурс: научный журнал. 2018. № 6 (20). С. 45–50. 3. Жданова Н. Е. Индивидуально-психологические особенности личности как детерминанты формирования прокрастинации // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 95. DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19087 4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006. 208 с. 5. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Особенности психических процессов в старшем школьном возрасте. Методы исследования и индивидуальной работы // Очерки психологии довузовской подготовки старшеклассников. Методы психодиагностики и коррекционной работы с учащимися, ориентированными на поступление в вуз: монография / А. И. Ушаков и др. Иркутск: ИГПУ, 1999. С. 26–58. 6. Клепикова Н. М., Кормачёва И. Н. Адаптация шкалы прокрастинации и шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психолог 7. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 22–41. 8. Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18–29. 9. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 424 с. 10. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с. 11. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 23–43. 12. Молчанова О. Н., Ракин А. С. Самооценка и самоэффективность как предикторы общей прокрастинации // Психология обучения. 2019. № 4. С. 58–67. 13. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалёва. М.: Когито-Центр, 2015. 672 с. 14. Петросян К. Т. Особенности Я-концепции у студентов, склонных к прокрастинации // Симбирский научный вестник. 2019. № 4 (38). С. 53–58. 15. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15. 16. Романова М. В. Связь перфекционизма и прокрастинации у студентов различных направлений подготовки // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2018. Т. 9. № 7. С. 189–200. 17. Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер. М.: Просвещение, 1986. 144 с. 18. Руднова Н. А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости: дис. … канд. психол. наук. М.: [Б. и.], 2019. 187 с. 19. Рызова С. В. Влияние прокрастинации на психологическую адаптацию учащейся молодежи и ее психологическая коррекция методами когнитивно-поведенческой психотерапии: дис. … канд. мед. наук. М.: [Б. и.], 2019. 142 с. 20. Слученкова К. А. Социально-психологические детерминанты прокрастинации у подростков // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 43–48. 21. Усатов И. А. Тревожность и перфекционизм как детерминанты прокрастинации личности // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 2. С. 185–191. 22. Чеврениди А. А. Взаимосвязь временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статуса: дис. … канд. психол. наук. М.: [Б. и.], 2019. 196 с. 23. Чекмарев О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГАУ, 2013. 343 с. 24. Budney A. J., Marsch L. A., Bickel W. K. Computerized therapies: Towards an addiction treatment technology test // Textbook of Addiction Treatment: International Perspectives / eds. N. El-Guebaly, G. Carrà, M. Galanter. Milano: Springer, 2015. P. 987–1106. 25. Chowdhury S. F., Pychyl T. A. A critique of the construct validity of active procrastination // Personality and Individual Differences. 2018. № 120. Р. 7–12. 26. Del Re A. C. A practical tutorial on conducting meta-analysis in R // The Quantitative Methods for Psychology. 2015. № 11 (1). Р. 37–50. 27. Eckert M. Overcome procrastination: Enhancing emotion regulation skills reduce procrastination / M. Eckert et al. // Learning and Individual Differences. 2016. № 52. Р. 10–18. 28. Grunschel C. “I’ll stop procrastinating now!” Fostering specific processes of self-regulated learning to reduce academic procrastination / C. Grunschel et al. // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. № 46 (2). Р. 143–157. 29. Gustavson D. E., Miyake A. Academic procrastination and goal accomplishment: A combined experimental and individual differences investigation // Learning and Individual Differences. 2017. № 54. Р. 160–172. 30. Kim K. R., Seo E. H. The relationship between procrastination and academic performance: a meta-analysis // Personality and Individual Differences. 2015. № 82. Р. 26–33. 31. Rozental A. Overcoming procrastination: one-year follow-up and predictors of change in a randomized controlled trial of Internet-based cognitive behavior therapy / A. Rozental et al. // Cognitive Behaviour Therapy. 2017. № 46. Р. 177–195. 32. Steel P. D. G. Integrating Theories of Motivation // Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. № 4. P. 889–913. 33. Steel P. D. G. The nature of procrastination: A metaanalytic and theoretical review of quintessential selfregulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. № 1. P. 65–94. |