Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

И. Н. Кормачёва, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ

Журнал » 2020 №35 : И. Н. Кормачёва, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ
    Просмотров: 1449

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ

 

И. Н. Кормачёва,

ПЦ «Ирис», Новосибирск,

irina@kormacheva.ru

 

В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что существуют эмоциональные, мотивационные, волевые детерминанты прокрастинации. Респонденты — 213 студентов в возрасте 18–36 лет. В исследовании применяется множественный регрессионный анализ. Используются следующие методики: шкала прокрастинации П. Стила, опросник волевой организации личности А. А. Хохлова, опросник мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана. Выявлены эмоциональные детерминанты прокрастинации — эмоциональные переживания астенического типа, в том числе поведение в состоянии фрустрации при астеническом типе переживания. Определены волевые детерминанты прокрастинации: самостоятельность и настойчивость; общий показатель волевой организации личности. Выявлены мотивационные детерминанты прокрастинации: социальный статус в рабочем или учебном коллективе (реальное состояние мотива); общение в жизни в целом (реальное состояние мотива); поддержание жизнеобеспечения в жизни (реальное состояние мотива); социальный статус в жизни в целом (идеальное состояние мотива). По результатам исследования сделаны выводы об эмпирическом подтверждении выдвинутой гипотезы, а также о наибольшем влиянии на прокрастинацию волевых предикторов и наименьшем — эмоциональных.

 

Ключевые слова: системные представления; прокрастинация; множественный регрессионный анализ; эмоциональные, волевые, мотивационные детерминанты прокрастинации.

 

Для цитаты: Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 39–50. DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3

 

Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru

ORCID: 0000-0001-9208-0922

 

 

Литература

 

1. Бурак В. В., Южакова И. О. Феномен прокрастинации как проблема изучения в трудах зарубежных исследователей // Приднепровский научный вестник. 2018. Т. 10. № 2. С. 77–78.

2. Валиуллина Е. В. Влияние самооценки на уровень прокрастинации // Дискурс: научный журнал. 2018. № 6 (20). С. 45–50.

3. Жданова Н. Е. Индивидуально-психологические особенности личности как детерминанты формирования прокрастинации // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 95. DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19087

4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006. 208 с.

5. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Особенности психических процессов в старшем школьном возрасте. Методы исследования и индивидуальной работы // Очерки психологии довузовской подготовки старшеклассников. Методы психодиагностики и коррекционной работы с учащимися, ориентированными на поступление в вуз: монография / А. И. Ушаков и др. Иркутск: ИГПУ, 1999. С. 26–58.

6. Клепикова Н. М., Кормачёва И. Н. Адаптация шкалы прокрастинации и шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психолог

7. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 22–41.

8. Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18–29.

9. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 424 с.

10. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.

11. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 23–43.

12. Молчанова О. Н., Ракин А. С. Самооценка и самоэффективность как предикторы общей прокрастинации // Психология обучения. 2019. № 4. С. 58–67.

13. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалёва. М.: Когито-Центр, 2015. 672 с.

14. Петросян К. Т. Особенности Я-концепции у студентов, склонных к прокрастинации // Симбирский научный вестник. 2019. № 4 (38). С. 53–58.

15. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

16. Романова М. В. Связь перфекционизма и прокрастинации у студентов различных направлений подготовки // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2018. Т. 9. № 7. С. 189–200.

17. Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

18. Руднова Н. А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости: дис. … канд. психол. наук. М.: [Б. и.], 2019. 187 с.

19. Рызова С. В. Влияние прокрастинации на психологическую адаптацию учащейся молодежи и ее психологическая коррекция методами когнитивно-поведенческой психотерапии: дис. … канд. мед. наук. М.: [Б. и.], 2019. 142 с.

20. Слученкова К. А. Социально-психологические детерминанты прокрастинации у подростков // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 43–48.

21. Усатов И. А. Тревожность и перфекционизм как детерминанты прокрастинации личности // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 2. С. 185–191.

22. Чеврениди А. А. Взаимосвязь временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статуса: дис. … канд. психол. наук. М.: [Б. и.], 2019. 196 с.

23. Чекмарев О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГАУ, 2013. 343 с.

24. Budney A. J., Marsch L. A., Bickel W. K. Computerized therapies: Towards an addiction treatment technology test // Textbook of Addiction Treatment: International Perspectives / eds. N. El-Guebaly, G. Carrà, M. Galanter. Milano: Springer, 2015. P. 987–1106.

25. Chowdhury S. F., Pychyl T. A. A critique of the construct validity of active procrastination // Personality and Individual Differences. 2018. № 120. Р. 7–12.

26. Del Re A. C. A practical tutorial on conducting meta-analysis in R // The Quantitative Methods for Psychology. 2015. № 11 (1). Р. 37–50.

27. Eckert M. Overcome procrastination: Enhancing emotion regulation skills reduce procrastination / M. Eckert et al. // Learning and Individual Differences. 2016. № 52. Р. 10–18.

28. Grunschel C. “I’ll stop procrastinating now!” Fostering specific processes of self-regulated learning to reduce academic procrastination / C. Grunschel et al. // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. № 46 (2). Р. 143–157.

29. Gustavson D. E., Miyake A. Academic procrastination and goal accomplishment: A combined experimental and individual differences investigation // Learning and Individual Differences. 2017. № 54. Р. 160–172.

30. Kim K. R., Seo E. H. The relationship between procrastination and academic performance: a meta-analysis // Personality and Individual Differences. 2015. № 82. Р. 26–33.

31. Rozental A. Overcoming procrastination: one-year follow-up and predictors of change in a randomized controlled trial of Internet-based cognitive behavior therapy / A. Rozental et al. // Cognitive Behaviour Therapy. 2017. № 46. Р. 177–195.

32. Steel P. D. G. Integrating Theories of Motivation // Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. № 4. P. 889–913.

33. Steel P. D. G. The nature of procrastination: A meta­analytic and theoretical review of quintessential self­regulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. № 1. P. 65–94.