Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Журнал » 2020 №35 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА |
Просмотров: 1437
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Г. А. Урунтаева, ИИДСВ РАО, Москва,
Е. Н. Гошева, ИРО, Мурманск,
В статье представлены концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к деятельности по познанию дошкольника. Положения разработаны для достижения цели психологического обучения студентов — развития у них профессиональных компетенций по применению теоретических психологических знаний о дошкольнике в педагогической деятельности и для преодоления противоречия в педагогическом образовании, состоящем в расхождении требования выполнения исследовательской профессионально-педагогической функции будущими педагогами с реальным уровнем ее владения студентами. Общим концептуальным положением является представление о системном строении деятельности по познанию дошкольника и подготовки к ней, а также об идентичности их структур. Подготовка как система включает компоненты, интегральным среди которых выступает взаимодействие педагога и ребенка, строящееся на глубоком познании воспитанника. Частными положениями выступили следующие идеи: 1) подготовка направлена на формирование компонентов деятельности по познанию ребенка (ценностно-смыслового, технологического и сквозного — контроля и оценки, причем технологический компонент разворачивается согласно логике научного/диагностического исследования); 2) подготовка нацелена на развитие структуры гностических и диагностических компетенций, обеспечивающих познание дошкольника на двух уровнях познания — эмпирического понимания и целенаправленного изучения; 3) подготовка осуществляется с помощью использования практических форм обучения продуктивного типа (психологические задачи/кейсы, психологический практикум, психолого-диагностическая практика), моделирующих как отдельные компоненты деятельности по познанию, так и эту деятельность в целом, а также сквозной формы (интерактивный психологический театр), создающей условия для объединения линий профессионального и личностного развития педагогов и различных аспектов познания. Выбор методов и форм обучения происходит в соответствии с целями и задачами этапов подготовки (начального, основного и заключительного), принципом целостности организации познания дошкольника и принципами интермодального подхода в использовании экспрессивных искусств как средства развития педагога. Предложенные концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника носят практико-ориентированный характер, могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: системный подход; воспитатель; профессиональная подготовка воспитателя к познанию дошкольника; интерактивный импровизационный театр; психологические задачи/кейсы; психологический практикум; психолого-диагностическая практика.
Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя в познании дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 61–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5
Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва. E-mail: lotsman52@mail.ru ORCID: 0000-0003-3515-4889
Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск. E-mail: GoshevaEN@yandex.ru ORCID: 0000-0001-8405-4230
Литература
1. Абрамова М. А. Современные технологии работы с молодежью средствами театрального искусства // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. № 1 (2). С. 274–283. 2. Арпеньева М. Р. Проблема понимания в современной консультативной психологии // Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка: сб. материалов / под ред. В. В. Архангельской, А. А. Голзицкой, Н. В. Кисельниковой, Е. А. Семеновой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 12–21. 3. Гаврилова М. Н., Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А. Связь качества образовательной среды дошкольного учреждения и психического развития ребенка: теоретический обзор // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 135–145. 4. Гогоберидзе А. Г., Головина И. В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых профессиональных образовательных программ // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 38–45. 5. Гогоберидзе А. Г., Езопова С. А., Калабина И. А. Петербургская модель подготовки педагога дошкольного образования. Модернизация длиною в век // Современное дошкольное образование. 2018. № 7. С. 38–49. 6. Девяткина Т. В. Новые подходы к построению и реализации основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) / Т. В. Девяткина и др. // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. C. 17–26. 7. Деменюк М. А. Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство личностного и профессионального развития студентов // Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики образования. Материалы IV межрегиональной, с международным участием научно-практической конференции, 23 ноября 2017 г. / сост. О. В. Сысоева. Хабаровск: ДГМУ, 2018. С. 27–30. 8. Исаева А. Н., Старовойтенко Е. Е. Метод кино-кейсов в преподавании современной персонологии // Мир психологии: научно-методический журнал. 2016. № 4 (88). С. 177–189. 9. Кораблева А. А. Кейс-технология как способ диагностики профессиональных компетенций на экзамене // Педагогическая диагностика. 2017. № 1. С. 28–31. 10. Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3. С. 240–249. 11. Марголис А. А, Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014–2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 5–24. 12. Ройтблат О. В. Неформальное образование в системе профессиональной подготовки в условиях системных изменений // Современное научное знание в условиях системных изменений. Материалы Второй Национальной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 155-летию со дня рождения П. А. Столыпина. 13–14 апреля 2017 г. Омск: ОГАУ имени П. А. Столыпина. 2017. С. 38–40. 13. Санина С. П. Развитие компетенций учителя начальных классов в процессе решения профессиональных задач [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 41–49. URL: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080405 (дата обращения: 23.10.2020). 14. Слепцова И. Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2018. № 1 (83). С. 30–37. 15. Червонный М. А., Газизов Т. Т., Борисова Е. Е. Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования // Педагогика. 2017. № 9. С. 103–107. 16. Шиян И. Б. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы / И. Б. Шиян и др. // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 77–92. 17. Шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / И. Е. Федосова, М. Р. Хайдарпашич. М.: Национальное образование, 2019. 128 с. 18. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 215 с. 19. A’Court B. The art of mindful walking in earthbased art therapy // Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice / ed. by A. Kopytin and M. Rugh. New York: Routledge; Taylor & Francis, 2017. P. 123–160. 20. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings / P. L. Slot et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 33. P. 64–76. 21. Biersteker L. Center-based early childhood care and education program quality: A South African study / L. Biersteker et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2016. Vol. 36. P. 334–344. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.004 22. Bi Ying Hu. Are structural quality indicators associated with preschool process quality in China? An exploration of threshold effects / Bi Ying Hu et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2017. Vol. 40. P. 163–173. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.03.006 23. Broekhuizen M. L. Classroom quality at pre-kindergarten and kindergarten and children’s social skills and behavior problems / M. L. Broekhuizen et al. // Еarly Childhood Research Quarterly. 2016. Vol. 36. P. 212–222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.005 24. Fox J. Playback NR workbook: guidelines for mastering narrative reticulation. New York: Tusitala Publishing, 2019. 16 p. 25. Horm D. M. Associations between continuity of care in infant-toddler classrooms and child outcomes / D. M. Horm et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2018. Vol. 42. P. 105–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.08.002 26. Kopytin A., Rugh M. (eds.). Environmental expressive therapies: nature-assisted theory and practice. New York: Routledge; Taylor & Francis Group, 2017. 280 p. 27. McNiff S. Imagination in action: secrets for unleashing creative expression. Fist editian. Random House (USA), 2015. 256 p. 28. Vermeer H. J. Quality of Child Care Using the Environment Rating Scales: A MetaAnalysis of International Studies / H. J. Vermeer et al. // International Journal of Early Childhood. 2016. April. Vol. 48. № 1. P. 33–60.
|