Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина,ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Журнал » 2020 №35 : Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина,ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
    Просмотров: 2630

УДК 316.6.001.5

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.1

 

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Ф. Прюс,

ЭМАУ, Грайфсвальд,

franz@pruess.eu

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

В статье рассматривается фундаментальная проблема, связанная с объяснением влияния сущности социальных единиц на типы социальных отношений. Для этой цели вводится понимание ролевой социализации как системного комплекса, состоящего из трех системных образований — личности с ее потребностями, ценностями, устремлениями; общества с его нормами, правилами, статусами, ролями и культуры с ее традициями, символами, знаками, ритуалами. Учет многовариативности и сложности изучаемого феномена позволил предложить в качестве методологического основания метасистемный подход. В контексте данного подхода ролевая социализация представлена в виде качественного узла, объединяющего общие социальные целостности и вскрывающего типы их отношений. Сделан вывод, что рассмотрение ролевой социализации как системного комплекса субстанционально-временного типа с позиции метасистемного подхода будет содействовать парадигмальной разработке проблемы личности. Показано, что предлагаемая теория субстанционально-темпоральной системности ролевой социализации располагает рядом понятий и средств, с помощью которых становится возможным классифицировать отношения между социальными единицами. Хотя эта статья свидетельствует о значительном сдвиге в понимании социальных отношений, очевидно, что необходимы дальнейшие существенные исследования и теоретические размышления относительно раскрытия условий реализации этих отношений.

 

Ключевые слова: система; метасистемный подход; системный комплекс; социальные отношения; ролевая социализация.

 

Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Взаимообусловленность и типы социальных отношений системных образований ролевой социализации: метасистемный подход // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 5–26. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.1

 

Прюс Франц, доктор педагогики, профессор Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия.

E-mail: franz@pruess.eu

ORCID ID: 0000-0001-9433-2046

 

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.

E-mail: per@bk.ru

ORCID ID: 0000-0003-4201-3988

 

 

 

 

Литература

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

3. Вундт В. Введение в психологию. СПб.: Речь, 2002. 128 с.

4. Головашина О. В. Темпоральность в исследованиях социального : конструирование времени и временем // Философия и общество. 2016. № 3. С. 42–56.

5. Кон И. С. Социологическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

6. Карпов А. В., Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд // Интегральная концепция системогенеза деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2017. 446 с.

7. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.

8. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 744 с.

9. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1980. 312 с.

10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.

11. Николаева Е. М. Социализация личности как самоорганизующаяся система-процесс // Гуманитарные науки. Философия. 2007. № 1. С. 65–72.

12. Парсонс Т. О структуре социальных действий. М.: Академ. проект, 2002. 880 с.

13. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории М.: Мысль, 1971. 352 с.

14. Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности: монография. Новосибирск: НГПУ, 2019. 306 с.

15. Перевозкина Ю. М., Прюс Ф. Метасистемная организация социально-ролевого функционирования молодежи // Системная психология и социология. 2018. № 4 (28). С. 100–111.

16. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т 8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

17. Рубинштейн С. Л. Бытие и Сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

18. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985. 473 с.

19. Шамионов Р. М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 1 (13). С. 79–84.

20. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Академ. проект, 2009. 190 с.

21. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

22. Banton M. Roles: an introduction to the study of social relations. New York: Basic Books, 1965. 224 p.

23. Gao H. Finite-time event-triggered extended dissipative control for discrete time switched linear systems / H. Gao et al. // International Journal of General Systems. 2019. Vol. 48 (5). P. 476–491. DOI 10.1080/03081079.2019.1608983

24. Merton R. Social theory and social structure. New York: Free Press, 1949. 423 p.

25. Muzzetto L. Time and meaning in Alfred Schutz // Time & Society. 2006. Vol. 15 (1). P. 5–31. DOI: 10.1177/0961463X06061334

26. Ostadhadi-Dehkordi S., Amaleh M. K. Dynamical systems and congruence relations // International Journal of General Systems. 2019. Vol. 48 (1). P. 66–79. DOI: 10.1080/03081079.2018.1524468

27. Reed S. K. & Vallacher R. R. A comparison of information processing and dynamical systems perspectives on problem solving // Thinking & Reasoning. 2019. Vol. 26 (2), P. 254–290. DOI: 10.1080/13546783.2019.1605930

28. Tillich P. Existential Philosophy // Journal of the History of Ideas. 1944. Vol. 5 (1). P. 44–70. DOI: 10.2307/2707101

29. Wei J. New finite-time stability conditions of linear switched singular systems with finite-time unstable subsystems / J. Wei et al. // International Journal of General Systems. 2019. Vol. 48 (7). P. 792–810. DOI: 10.1080/03081079.2019.1615907

30. Zhang J., Wang Q.-G & Sun J. On finite-time stability of nonautonomous nonlinear systems // International Journal of Control. 2020. Vol. 93 (4). Р. 783–787. DOI: 10.1080/00207179.2018.1536831

31. Zhang W. & Guo B. Resolving defence mechanisms: A perspective based on dissipative structure theory // The International Journal of Psychoanalysis. 2017. Vol. 98 (2). Р. 457–472. DOI: 10.1111/1745-8315.12623