Е. С. Романова, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА
Журнал » 2020 №35 : Е. С. Романова, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА |
Просмотров: 1550 УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА
Е. С. Романова, МГПУ, Москва,
В статье представлена модель психологической и педагогической работы со студентами, направленной на формирование социальных качеств, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Модель создавалась и разрабатывалась на основе концептуального обоснования и создания системной модели работы. Модель включает в себя построение алгоритма психологической помощи студентам в формировании необходимых социальных качеств для достижения высокого уровня конкурентоспособности в рамках выбранного направления профессиональной деятельности. В статье представлены результаты поэтапной психологической помощи студентам по формированию социальных качеств, обеспечивающих им персональные и командные преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Предлагаемая модель позволяет выполнить следующие актуальные задачи работы со студенческой молодежью: разработать технологии успешного выхода на современный рынок труда; составить проект маршрута вхождения в профессию и профессионального саморазвития; сформировать необходимые компетенции у студентов; определить необходимые социальные качества и развить их. Полученные данные показывают, что развитие основных интегральных личностных и социальных качеств на уровне, отвечающем требованиям эффективного поведения на рынке труда, характерно только для 30 % студентов. Неудовлетворительный уровень показали примерно 15 % студентов. Средний уровень развития охватывает оставшиеся 55 %: он также недостаточен и требует специальной психолого-педагогической работы со студентами. В работе выделено 37 целевых компетенций, требующих развития для достижения необходимой эффективности подготовки студентов к взаимодействию с рынком труда.
Ключевые слова: личностные и социальные качества; конкурентоспособность; конкурентные сегменты рынка труда; личностное саморазвитие; профессиональное самоопределение; компетенции; самореализация; успешная карьера.
Для цитаты: Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869
Литература
1. Валитова А. А., Симонова М. В. Рынок труда: региональный аспект: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2016. 213 c. URL: https://znanium.com/catalog/product/758135 (дата обращения: 23.10.2020). 2. Геворкян Е. Н., Романова Е. С., Вачкова С. Н. Психологическое сопровождение семейного образования: монография. М.: Неолит, 2020. 288 с. 3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 304 с. 4. Малова М. М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44). C. 150–165. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.10. 5. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 288 с. 6. Романова Е. С., Макшанцева Л. В. Оценка и развитие личностного и социального потенциала обучающихся общеобразовательных организаций // Проблемы общей и педагогической психологии: монография. Воронеж: Ритм, 2019. С. 7–33. 7. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд., доп. М.: КноРус, 2015. 336 с. 8. Шанц Е. А. Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 02. ART 13523. 0,5 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2013/13523.htm (дата обращения: 06.07.2020). 9. Badaracco J. L. Timeless advice for making a hard choice // Harvard Business Review. 2016. August № 25. URL: https://hbr.org/2016/08/timeless-advice-for-making-a-hard-choice (дата обращения: 06.07.2020). 10. Balcar J. Is it better to invest in hard or soft skills? // Economic and Labour Relations Review. 2017. № 27 (4). P. 453–470. URL: http://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1035304616674613 (дата обращения: 06.07.2020). 11. Caza B. B., Moss Sh., Vough H. From synchronizing to harmonizing: the process of authenticating multiple work identities // Administrative Science Quarterly. 2018. Vol. 63. № 4 P. 703–745. URL: https://doi.org/10.1177/0001839217733972. 12. Deming David J. The growing importance of social skills in the labor market // The Quarterly Journal of Economics. 2017. Vol. 132 (4). P. 1593–1640. 13. Dweck C. S. From needs to goals and representations: foundations for a unified theory of motivation, personality, and development // Psychological Review. 2017. № 124 (6). Р. 689–719. 14. Gallie D. The quality of work in a changing labour market // Social Policy & Administration. 2017. № 51(2). P. 226–243. 15. Grant C. A., Wallace L. M., Spurgeon P. C. An exploration of the psychological factors affecting remote e-worker’s job effectiveness, well-being and work-life balance // Employee Relations. 2013. № 35 (5). P. 527–546. 16. Kaburise P. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies. 2016. Vol. 11. № 2. P. 87–101. 17. Pieterse V., van Eekelen M. Which are harder? Soft skills or hard skills? // ICT Education. SACLA 2016. Communications in Computer and Information Science. Vol. 642 / Gruner S. (eds). Springer, Cham. P. 160–167. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-47680-3_15 (датаобращения: 23.10.2020). 18. Rao M. S. Step by step to soft-skills training: How to enhance employability skills in students // Human Resource Management International Digest. 2015. Vol. 23. № 6. P. 34–36. 19. Hines A. Getting ready for a postwork future // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. № 1. P. 19–30. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.1.19.30 20. Zhen Li, Lowe J. Mobile student to mobile worker: the role of universities in the “war for talent” // British Journal of Sociology of Education. 2016. Vol. 37. № 1. P. 11–29. DOI: 10.1080/01425692.2015.1095636 |