Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Р. С. Немов, И. И. Яценко, МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Журнал » 2017 №22 : Р. С. Немов, И. И. Яценко, МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
    Просмотров: 23928

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ  

РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 

 

Р. С. Немов, 

МГПУ, Москва, 

И. И. Яценко, 

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва 

 

В статье предпринята попытка построения модели мотивации обучения взрослых людей русскому языку как иностранному, исходя из понимания мотивации поведения, по К. Левину. Раскрыты и описаны индивидуальные (личностные) и ситуационные (социально-психологические) составляющие такой мотивации. Приведены примеры из практики обучения русскому языку как иностранному, соответствующие данной модели и связанные с обучением иностранцев в Московском государственном университете им. МВЛомоносова. 

Ключевые словарусский языкмотивация обучения. 

 

ADULTS’ TRAINING MOTIVATION IN STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE 

 

R. S. Nemov, 

MCU, Moscow, 

I. I. Yatsenko 

Lomonosov MSU, Moscow 

 

The article attempts to build a model of motivation of adults teaching Russian as a foreign language, based on the understanding of the motivation for the behavior of K. Levin. Disclosed and described the individual (personal) and situational (psychosocial) components such motivation. Examples of teaching Russian as a foreign practice, this model is appropriate and related to foreigners studying at Lomonosov Moscow State University. 

Keywords: Russian language; motivation training. 

 

Введение 

 

Мотивация  то, что побуждает, направляет и регулирует деятельность человека [136]. В широком понимании она включает в себя различные внутренние, психологические особенности человека, а также внешние факторы, в состав которых входят не зависящие от человека обстоятельства, оказывающие влияние на его поведение со стороны окружающей среды в конкретной жизненной ситуации [8; 9]. Такое понимание мотивации было предложено К. Левиным и выражается следующей формулой: В = f (PE). Переменная В данной формулы  объясняемое поведение, Р  индивидуальные особенности человека, Е  его социальное окружение, точнее, образ этого окружения, сложившийся в данный момент в сознании человека [10]. 

Среди факторов мотивации личностного плана назывались многие психологические свойства, включая темперамент, характер, способности, волю, потребности, мотивы, эмоции, инстинкты, цели, интересы, побуждения и влечения человека,  все то, что изнутри, со стороны сознания или бессознательного, мотивирует деятельность человека, направляет и поддерживает ее на определенном уровне. В число факторов, регулирующих деятельность человека со стороны окружающей среды, включались восприятие человеком сложившейся ситуации, действия в ней других людей, выбор и оценка человеком различных способов достижения поставленной цели в данной ситуации, а также возможные положительные или отрицательные последствия, связанные с выбором различных способов достижения цели. Хотя в своих работах, посвященных мотивации, К. Левин подчеркивал, что в последнем случае речь идет о детерминации поведения человека со стороны его психологии (переменную Е он понимал не в физическом, а психологическом плане  как образ ситуации, сложившийся в голове человека), тем не менее заданное им разделение этих двух основных переменных мотивации, Р и Е, до сих пор сохраняется в научных исследованиях.  

Применяя в теории и на практике представленную выше общую интерпретацию мотивации поведения человека, специалисты до сих пор занимаются описанием переменных величин, входящих в правую часть соответствующей формулы, разрабатывают психодиагностические методики, предназначенные для оценки значений этих переменных величин, стремятся учесть все факторы, участвующие в мотивации поведения людей в различных жизненных ситуациях, и на этой основе разрабатывают практические рекомендации, направленные на усиление мотивации того или иного вида деятельности человека [6; 1113]. В этой статье описываются результаты аналогичной работы, выполненной авторами применительно к учебной деятельности взрослых людей, связанной с изучением русского языка как иностранного (РКИ).  

 

Психологические особенности взрослых 

 

В психологии существуют два основных представления о взрослости  физическое и психологическое. Физическая взрослость оценивается по количеству лет, которое исполнилось человеку, состоянию его организма, а психологическая взрослость определяется достигнутым уровнем психологической зрелости, в частности отношением человека к себе, к другим людям, к обществу в целом, ко всему, что происходит с ним и вокруг него. Физически зрелый взрослый человек необязательно является и психологически зрелым и наоборот.  

Имеется немало трудностей, связанных с точным определением физической и психологической зрелости. В существующих периодизациях развития физически взрослыми могут называть людей старше 16, 25 или 30 лет. К примеру, все психологические тесты, предназначенные для взрослых, относятся к людям, которым на данный момент времени исполнилось 16 лет, в то время как в научных исследованиях по возрастной психологии взрослыми считают людей, кому уже за 25 лет. Что касается психологической взрослости, то здесь дело обстоит еще сложнее. В научной литературе по психологии взрослых нет четких и однозначных ответов на многие вопросы, в том числе на ключевой вопрос о том, кого можно и кого нельзя считать взрослым. Иногда для характеристики психологической взрослости используется такое неопределенное (и, на наш взгляд, неудачное) понятие, как «зрелый возраст», которое имеет явный вегетативный, или «овощной», оттенок.  

Такое состояние дел объясняется многими причинами. Во-первых, существует немало психологических свойств и поведенческих характеристик, по которым людей можно разделять на взрослых и невзрослых, и по каждому из них в отдельности можно судить о наличии или отсутствии взрослости. Во-вторых, критерии оценки взрослости по различным психологическим свойствам и поведенческим признакам не совпадают. Так, например, далеко не всегда «зрелые» в интеллектуальном плане люди являются таковыми в их личностном развитии и проявляют себя как взрослые люди во взаимоотношениях с окружающими людьми. В-третьих, каждый человек в одном плане может считаться взрослым («зрелым»), в другом  заметно отставать от требований взрослости. В-четвертых, в возрастной психологии до сих пор нет общепринятых критериев определения взрослости по большинству психологических свойств или поведенческих особенностей человека. В этой связи в наших рассуждениях о мотивации учебной деятельности взрослых людей мы будем опираться на условно принятый физический критерий взрослости и считать взрослыми людей, которым на момент проведения исследования исполнилось 2025 лет. Такими действительно в большинстве случаев являются иностранцы, изучающие русский язык или получающие образование на русском языке в высших учебных заведениях России. Существует также необходимость наметить и условную верхнюю границу взрослости. Хотя формально взрослыми могут считаться люди, кому исполнилось указанное выше количество лет, однако те, кто перешел за границу 5560-летнего возраста, редко начинают чему-либо заново учиться, тем более РКИ. Поэтому мы определим для себя в рабочем порядке период взрослости в интервале от 2025 до 5560 лет.  

Люди указанного выше возрастного диапазона согласно данным, которыми располагает возрастная психология, обладают следующими психологическими особенностями.  

1. У них более развиты по сравнению с детьми, юношами и девушками все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. В этом возрастном диапазоне познавательные процессы представляют собой высшие психологические функции, по Л. С. Выготскому.  

2. Такие люди уже полностью сформированы как личности, располагают определенными способностями, устойчивыми потребностями, стабильным темпераментом, включая индивидуальный стиль деятельности, характером, волей, чувствами и отношениями к тому, что происходит с ними и вокруг них. 

3. Люди данного возраста могут принимать самостоятельные, взвешенные и разумные решения по жизненно важным вопросам и более или менее успешно их реализовывать. 

4. Они «вписаны» в существующую социальную структуру, занимают в обществе и в системе человеческих отношений вполне определенное место. 

5. Для людей данного возраста характерна настоящая жизненная перспектива (по Э. Эриксону), их больше занимают и волнуют проблемы, с которыми они сталкиваются в данное время. В отличие от людей зрелого возраста молодые люди имеют будущую жизненную перспективу, а пожилые люди, которым уже за 60 лет, живут с преобладающей ориентацией на прошлую жизненную перспективу.  

Все эти возрастные особенности должны учитываться в мотивации учебной деятельности взрослых людей, направленной на освоение русского языка как иностранного. 

  

Факторы мотивации обучения РКИ 

 

Мотивация учебной деятельности по изучению РКИ, как и любой другой деятельности человека, является многофакторной, системной и может зависеть от большого числа разнообразных внутренних (индивидуально-психологических) и внешних (социально-психологических) причин. Среди индивидуально-психологических факторов мотивации учебной деятельности можно назвать потребности, мотивы, цели и интересы человека, связанные с приобретением знаний, умений и навыков, касающихся РКИ, а среди социально-психологических факторов  те, которые способствуют или препятствуют успешному освоению РКИ в реально сложившейся ситуации. 

Главный фактор мотивации деятельности  потребности, которые с помощью данной деятельности удовлетворяются или могут быть удовлетворены. У людей имеются общие и специальные, индивидуальные и социальные потребности. Общие  потребности, которые обнаруживаются у всех людей, но у разных людей могут быть развиты в разной степени. Специальные  потребности, характерные для отдельных групп людей или индивидов. В их состав входят особенные интересы соответствующего человека. Социальными называют потребности, реализуемые в человеческих отношениях. Они связаны, например, со стремлением занять определенное место в обществе, установить те или иные взаимоотношения с окружающими людьми, оказывать на них влияние и т. д. Это также потребности общения, аффилиации, престижа, власти, достижения успехов, получения и оказания помощи людям и некоторые другие (полный перечень человеческих социальных потребностей в свое время представил Г. Маррей [10; 11]).  

Все потребности, имеющиеся у человека, иерархизированы по значимости. На высшем уровне соответствующей иерархии находятся наиболее ценные для человека потребности, которые в наибольшей степени мотивируют его участие в той или иной деятельности [8]. На эти потребности в первую очередь необходимо обратить внимание, теоретически и практически решая вопрос о мотивации учебной деятельности, направленной на освоение РКИ. Индивидуально своеобразную иерархию потребностей человека необходимо знать и уметь оценивать с помощью соответствующих психодиагностических методик, для того чтобы оптимальным образом мотивировать его учебную деятельность.  

Мотивы учебной деятельности  это то, ради чего человек включается в нее и занимается ею. Если потребности выступают в качестве общих предпосылок нецеленаправленной активности, связанной с их удовлетворением (функция побуждения деятельности), то мотивы представляют собой то, что реально направляет и поддерживает деятельность. Учебная деятельность стимулируется стремлением человека получить определенные знания, умения и навыки. В этом заключается специфика мотивации учебной деятельности в отличие от мотивации других видов деятельности человека.  

Согласно А. Н. Леонтьеву, мотивы деятельности раскрывают смысл соответствующей деятельности для человека [7; 10]. Любая деятельность человека, в том числе учебная, является полимотивированной и регулируется одновременно несколькими мотивами. Эти мотивы преподавателю РКИ необходимо знать, чтобы психологически правильно управлять мотивацией обучаемых.  

Раскрытие мотивов учебной деятельности, в свою очередь, предполагает нахождение ответов на следующие два вопроса:  

 Для чего человеку необходимы связанные с данной деятельностью знания, умения и навыки?  

 Какую пользу он может извлечь для себя, обладая соответствующими знаниями, умениями и навыками?  

Возможными ответами на эти вопросы для обучаемых РКИ могут быть следующие:  

 для использования полученных знаний в различных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной; 

 для карьерного роста; 

 для написания научной работы; 

 для трудоустройства (для решения вопроса о трудоустройстве или для получения преимуществ перед другими кандидатами при трудоустройстве); 

 для организации курсов (клуба) русского языка у себя на родине; 

 для помощи мигрантам из славянских стран; 

 для познания культуры носителей языка; 

 для повышения своего статуса в системе социальных отношений; 

 для более глубокого понимания людей и окружающего мира; 

 для общего развития, расширения культурного кругозора; 

 для чтения в оригинале произведений русских писателей; 

 для совершенствования способностей к освоению языков; 

 для повышения уровня самоуважения (самооценки); 

 для расширения возможностей общения с людьми. 

Кроме того, у каждого человека могут быть свои, дополнительные, характерные только для него ответы на соответствующие вопросы. Они представляют индивидуально своеобразную мотивацию учебной деятельности по освоению РКИ. Показателен в этом отношении разговор с иностранными стажерами — студентами Кембриджского университета об изучении иностранных языков в разных странах мира. Студенты из Великобритании признали, что их соотечественники очень мало интересуются иностранными языками и практически их не изучают. Это равнодушие легко объяснить: английский язык как лингва франка является международным языком, поэтому англичанина поймут везде и мотивации изучать другие языки у него нет. Русский же язык в качестве иностранного в Великобритании воспринимается как нечто совершенно экзотическое. Студенты отметили также, что практически никто из их знакомых не понимает и не одобряет их «странного» выбора изучать в университете русский язык, тем более получать специальность филолога-русиста.  

Контакты с выпускниками Кембриджа, которые какое-то время были стажерами Московского государственного университета, показывают, что по окончании учебы им довольно трудно найти работу по специальности, несмотря на то, что они являются обладателями престижного диплома. Насколько нам известно, только один из них, используя русский язык, делает карьеру в США (он по рождению американец), остальные — или в поиске интересного дела, или занимаются волонтерством, или пытаются найти работу в Москве. Перед нами пример выраженной индивидуально своеобразной мотивации деятельности. Кстати, достоинства своего выбора студенты из Кембриджа в полной мере ощутили именно во время прохождения стажировки в Москве, поскольку их охотно приглашали поработать в школы, лицеи, где английский язык профильный — кембриджское произношение в большой цене. 

Мотивы учебной деятельности можно выявлять и оценивать не только в том виде, в каком они сложились на данный момент, но и с ориентацией на будущее, если, например, речь идет о прогнозировании развития мотивационной сферы обучаемых. Для этого необходимо знать законы формирования и развития мотивов деятельности человека, условия, обеспечивающие их формирование и развитие в ходе самой деятельности, в данном случае — учебной.  

Основные законы формирования и развития мотивов учебной деятельности, связанной с изучением РКИ, нам представляются следующими: 

 соотнесение формируемых мотивов с актуальными для данного человека потребностями и интересами. Это обеспечит им необходимое внутреннее, психологическое подкрепление, которое состоит в том, что вновь формируемые мотивы как бы «подключаются» к удовлетворению существующих потребностей человека, способствуют их более полному удовлетворению; 

 подкрепление формируемых мотивов благодаря открытию перед человеком новых возможностей, связанных со знанием и использованием русского языка. Эти возможности касаются удовлетворения других потребностей человека, которые до настоящего времени из-за дефицита связанных с языком знаний, умений и навыков не полностью удовлетворялись;  

 автономизация формируемых мотивов, их своеобразное «отвязывание» от существующих потребностей и дальнейшее, относительно независимое развитие. Этот процесс, согласно теориям личности и мотивации Г. Оллпорта и А. Н. Леонтьева, связан с возникновением у человека новых видов деятельности, с повышением их значимости для него (гипотезы об автономизации мотивационных черт личности, по Г. Оллпорту, и о формировании у человека новых мотивов деятельности за счет «сдвига мотива на цель», по А. Н. Леонтьеву);  

 подключение к мотивации учебной деятельности новых стимулов, позволяющих активно поддерживать ее. Например, у человека, изучающего РКИ, может со временем возникнуть желание более глубокого познания русского языка, и он может обратиться к его изучению на профессиональном уровне.  

Приведем в связи с этим интересный пример из практики изучения русского языка иностранцами в МГУ. Студентка из Франции, приехавшая в качестве стажера на экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова на один семестр, намеревалась слушать лекции по экономике на английском языке и не предполагала изучать русский язык. Когда же курс русского языка был ей все же предложен, она согласилась его посещать поначалу исключительно из соображений неэтичности отказа. Постепенно она увлеклась изучением языка и, когда к концу семестра достигла значительного прогресса в овладении им, решила продлить стажировку еще на семестр с целью дальнейшего обучения русскому языку, несмотря на то, что ее профильные дисциплины связаны с экономикой.  

Основные условия успешного формирования и развития мотивов учебной деятельности при освоении РКИ представляются следующими:  

 осознание человеком недостаточности тех видов деятельности, которыми он занимается, для удовлетворения его жизненно важных потребностей; 

 признание необходимости включения в новую для него деятельность, в данном случае — учебную; 

 наличие в непосредственном окружении человека примеров того, как другие, значимые для него люди, включившись в учебную деятельность по освоению РКИ, достигают в ней и в других жизненно важных видах деятельности значительных успехов; 

 осознание и адекватная оценка человеком своих успехов в овладении русским языком.  

Для того чтобы на высокомотивированном уровне выполнять учебную деятельность по освоению РКИ, каждое действие, связанное с ней, обучаемый должен воспринимать и осознавать именно как учебное. Соответственно, тот, кто его обучает, должен систематически раскрывать обучаемому содержание и цели выполняемых ими действий, представлять при этом учебные действия как необходимые для овладения практическими навыками в четырех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, письме, говорении.  

Интересы как факторы мотивации в современной психологии понимаются в двояком смысле: как выражение потребности в познании чего-либо или кого-либо и как проявление благоприятного эмоционального отношения (влечения) к предмету познания. Оба вида интересов рациональные и эмоциональные  могут быть использованы в практике обучения РКИ. Этому могут способствовать, например, групповые формы обучения, где существует возможность устанавливать с помощью изучаемого языка хорошие личные взаимоотношения с партнерами по учебной группе, сравнивать свои знания, умения и навыки со знаниями, умениями и навыками, имеющимися у других людей, реализовывать в общении с ними свои личные интересы в их не только когнитивном, но и эмоционально-психологическом понимании [12]. 

Если обучаемый, включившись в учебный процесс, будет уверен в том, что сможет добиться в нем успехов, то это будет дополнительно стимулировать его деятельность. Для этого необходимо иметь продуманную и последовательно реализуемую в ходе обучения РКИ систему психологической поддержки обучаемых. 

Новые возможности, которые могут открыться для человека в случае успешного обучения РКИ,  один из главных мотивов, которыми взрослые люди руководствуются, решая для себя вопрос о включении в соответствующую деятельность. Убедительное подтверждение этому  популярность изучения русского языка в Греции, где сертификат о владении иностранным языком дает приоритетное право при трудоустройстве, где многие люди вовлечены в сферу туристического бизнеса, для которого связи с Россией очень значимы. Кроме того, симпатия греков к России и русским общеизвестна. Так, если в 2010 году в Греции русский язык изучали примерно 4 000 человек (в основном взрослые), то в 2016 их число увеличилось до 6,5 тысяч, и сертификационные экзамены по русскому языку как иностранному в Греции ежегодно сдают около тысячи человек. 

Практика показывает, что далеко не всегда те, кто принимает решение обучаться РКИ, заранее четко представляют себе, какие перспективы перед ними могут открыться в случае успешного освоения русского языка. В этой связи преподавателям РКИ рекомендуется в ходе обучения раскрывать и подкреплять практикой соответствующие перспективы, наглядно показывать, каким образом русский язык может быть использован для достижения жизненно важных целей. Перспективно в этом отношении привлечение иностранных учащихся к различного рода конкурсам по русскому языку, которые организуются различными учебными заведениями. Так, студентка из Великобритании во время стажировки в МГУ имени М. В. Ломоносова приняла участие в конкурсе сочинений, организованном Новосибирским государственным университетом, стала победителем и получила возможность поехать в любое удобное для себя время на бесплатную стажировку в Новосибирск.  

 

Пути усиления мотивации обучения русскому языку как иностранному  

 

С учетом сказанного о состоянии исследований мотивации, о психологических особенностях взрослых людей и условиях оптимизации мотивации учебной деятельности можно наметить конкретные пути усиления мотивации обучения взрослых людей русскому языку как иностранному. 

Прежде всего необходимо соответствующим образом раскрыть содержание правой части приведенной выше мотивационной формулы В = f (PE), т. е. детально расписать индивидуально-психологическое (Р) и социально-психологическое (Е) содержание переменных величин, входящих в ее состав. Для начала преобразуем данную формулу, «переведем ее на русский язык» следующим образом: 

 

М = f (Л, С), 

где 

М  мотивация обучения русскому языку как иностранному, 

Л  личность, 

С  социальное окружение. 

 

Переменную величину Л в этой формуле можно расписать (содержательно раскрыть) следующим образом (далее в предлагаемых названиях соответствующих переменных величин петитом выделяются слова, включенные в аббревиатуру, кратко обозначающую данную величину. Эти аббревиатуры приводятся в скобках после развернутого представления выделяемых переменных величин):  

 интерес к изучению русского языка как иностранного (Иря); 

 возможность получения знаний, связанных с русским языком (Пзря); 

 минимизация затрат сил, ресурсов и времени на освоение языка (Мсрв); 

 повышение уровня собственного психологического развития через освоение русского языка (Пупр); 

 надежда благодаря освоению русского языка поправить свое материальное положение (Нпмп); 

 ожидание изменения в лучшую сторону своего социального положения в результате освоения языка (Оисп); 

 надежда на общее улучшение жизни (Нуж). 

Содержание переменной величины С в данной формуле может быть развернуто представлено через следующие составляющие: 

 признание социальным окружением данного человека русского языка как ценности (Пряц); 

 положительное отношение людей к России и к русской культуре (ПоР); 

 уважительное отношение к людямвладеющим русским языком (Улвря); 

 восприятие социального окружения как благоприятного для освоения русского языка (Всоб).  

В итоге общая формула мотивации обучения РКИ с учетом представленного выше раскрытия содержания входящих в ее состав переменных величин будет выглядеть следующим образом (далее во внутренних скобах в этой формуле представлены переменные величины, связанные с личностью обучаемого (Л) и его социальным окружением (С): 

 

М = f (Л (ИряПзряМсрвПупрНпмпОиспНуж); С (ПряцПоРУлвряВсоб)). 

 

Практическое решение задачи, связанной с повышением уровня мотивации обучения взрослых РКИ, предполагает точную оценку и учет всех включенных в данную формулу переменных величин, а также максимизацию их возможных значений в практике обучения РКИ.  

При обучении РКИ важную роль может играть учет и удовлетворение разнообразных социальных потребностей обучаемых. Это потребности общения, достижения успехов, аффилиации, престижа, власти, уверенности в себе, получения и оказания помощи людям. Они тесным образом связаны с многими, включенными в приведенную выше формулу переменными величинами, в том числе с НпмпОиспНужУлвря.  

Доминирование настоящей жизненной перспективы у взрослых людей над прошлой или будущей перспективой подсказывает следующее решение связанного с ней вопроса усиления мотивации обучения РКИ. Если ориентироваться на настоящую жизненную перспективу, то мотивы учебной деятельности взрослых людей, связанные с освоением РКИ, должны быть преимущественно соотнесены с их настоящей жизнью, а не с прошлым или будущим. В этой связи, раскрывая взрослым людям возможную пользу, которую они могут извлечь из освоения РКИ, необходимо особое внимание обращать на то, что знание русского языка может им дать в настоящий период их жизни. Это, например, получение новых и ценных знаний, умений и навыков, развитие способностей к освоению других языков, повышение уровня общего психологического развития и профессионального мастерства, повышение своего социально-психологического статуса и т. п. Попробуем ответить на вопрос, как и за счет чего это может произойти в случае успешного освоения человеком РКИ. 

Получить новые ценные знания, умения и навыки изучающий РКИ сможет благодаря обращению к чтению русскоязычной литературы, к средствам массовой информации на русском языке, общению с высокообразованными и культурными россиянами. Многие иностранные стажеры, проходящие обучение на гуманитарных факультетах МГУ, особенно на историческом, социологическом, факультете политологии, стремятся максимально в период своего пребывания в России погрузиться в окружающую языковую и социокультурную среду. Так, один их польских стажеров занимался, по его собственному определению, экстремальной журналистикой, т. е. вступал в общение с разными группами молодежи, пытался взять интервью у известных политиков и т. п. Студентка из Швейцарии стала сотрудничать с организацией «Друзья на улице», члены которой по выходным кормили бездомных и, главное,  разговаривали с ними. Безусловно, реализация таких, довольно необычных, потребностей студентов была бы невозможна без свободного владения русским языком. 

Усовершенствовать свои способности и продвинуться вперед в общем психологическом развитии обучаемый сможет благодаря формированию у него способности к усвоению новых языков. Известно, что человек, хорошо освоивший хотя бы один иностранный язык, на освоение других языков тратит меньше сил и времени, чем на освоение первого иностранного языка. По мнению лингвистов (Е. Сепир и Б. Уорф) и психологов (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже), язык и речь тесным образом связаны с мышлением, поэтому освоение языка продвигает человека в его общем интеллектуальном развитии.  

Повысить уровень самоуважения можно благодаря осознанию взрослым человеком того, что ему удалось справиться с задачей освоения языка, которая сложна даже для молодых людей. Известно, что с возрастом способность к обучению вообще и обучению языкам в частности уменьшаются, и если взрослому человеку удастся научиться чему-либо новому, то его самооценка и самоуважение повышаются.  

Любой человек в состоянии испытывать чувство удовлетворения своими достижениями в разных видах деятельности. Естественно, он может быть доволен и своими успехами в изучении РКИ. Это, в свою очередь, будет иметь положительные следствия для развития у него потребности достижения успехов и одновременного уменьшения силы потребности избегания неудач. Исследования, проведенные группой американских психологов под руководством Д. Макклелланда (60-е годы ХХ века), показали, что люди с высокоразвитой потребностью достижения успехов добиваются в жизни более существенных результатов в разных видах деятельности, чем индивиды со слаборазвитой потребностью достижения успехов, тем более  с доминирующей потребностью избегания неудач. Следовательно, освоение РКИ может сделать человека гораздо более успешным в жизни, чем он был раньше, благодаря развитию у него потребности достижения успехов.  

Уровень профессионального мастерства можно повысить с помощью обучения РКИ, исходя из следующих соображений. Во-первых, профессиональное мастерство определяется общим уровнем умственного развития человека. Во-вторых, в итоге успешного освоения РКИ у человека может усилиться потребность достижения успехов, в результате чего его стремление к достижению успехов может распространиться на все виды деятельности, включая профессиональную.  

Получить возможность приносить больше пользы людям в результате освоения РКИ можно будет за счет следующих моментов. Известно, что хорошее знание языка позволяет человеку активнее осваивать культуру носителей языка, в данном случае  русскую культуру. Итогом освоения новой культуры через представляющий ее язык становится улучшение межкультурного взаимодействия, взаимопонимания людей, что так важно в сегодняшнем конфликтном мире. Кроме того, осваивая новую культуру, проникая в психологию носителей изучаемого языка, человек усваивает и присваивает себе лучшее, что свойственно данной культуре и ее носителям. 

Способность оказывать влияние на окружающих людей через освоение РКИ можно развить следующим образом. Человек, который много знает, как правило, пользуется большим авторитетом среди окружающих людей. Освоение русского языка позволит изучающему этот язык приобрести много новых знаний о России, русских людях, их образе жизни, культуре. Это, в свою очередь, привлечет к данному человеку повышенное внимание со стороны тех, кто интересуется Россией, и в результате его социальный статус повысится.  

Лучше понимать себя и мир человек, освоивший РКИ, сможет благодаря тому, что в процессе обучения ему станет известной не одна, а как минимум две разные культуры: культура страны, из которой он прибыл в Россию, и российская культура. Хорошо известно, что российская культура уникальна, мало похожа на многие другие культуры в современном мире. 

Существует, кроме того, следующая общая закономерность, которой можно воспользоваться для усиления мотивации обучения РКИ: люди, которые знают много языков и, соответственно, различных культур, являются более толерантными к другим людям и культурам, чем те, кто ничего, кроме своего родного языка и национальной культуры, не знает. 

 

Формирование мотивов учебной деятельности, связанной с освоением РКИ 

 

Мотивы учебной деятельности могут быть развиты и использованы в практике обучения РКИ следующим образом.  

1. Необходимо связать вновь формируемые мотивы, касающиеся изучения РКИ, с разнообразными потребностями и интересами человека, например с теми индивидуально-психологическими и социально-психологическими потребностями, о которых выше шла речь. Это позволит сделать учебную деятельность полимотивированной и, следовательно, более активной. Говоря психологическим языком, учебная деятельность, направленная на освоение РКИ, будет иметь много разнообразных подкреплений. Это  основной закон научения согласно бихевиористским воззрениям. 

2. Существующие и вновь формируемые мотивы обучения РКИ важно подкреплять, демонстрируя обучаемым новые возможности, которые перед ними могут открыться благодаря знанию русского языка. Это не только связанная с языком профессиональная деятельность, но и возможность дальнейшего интеллектуального и личностного развития. На это надо постоянно обращать внимание в процессе изучения РКИ, регулярно показывая обучаемым их расширяющиеся возможности. Пример практического действия этого закона следующий: многие стажеры, приезжающие на разные факультеты МГУ имени М. В. Ломоносова из университетов Великобритании и США, устраиваются в России работать на время стажировки преподавателями английского языка в учебные центры, школы, практикуют и частные уроки. Владение при этом русским языком как языком-посредником, безусловно, увеличивает их шансы найти такую подработку. Русский язык в данной ситуации становится одним из средств достижения успеха в преподавательской деятельности иностранцев. 

3. Несколько сложнее, чем с использованием предыдущих законов, дело обстоит с законом автономизации мотивов и обеспечением их независимого функционирования. Дело в том, что авторы данной идеи — Г. Оллпорт и А. Н. Леонтьев — раскрыли ее содержание только на теоретическом уровне, но не предложили способы практической реализации. Для того чтобы добиться этого, необходимо, на наш взгляд, в процессе обучения РКИ обращать внимание обучаемых на следующие моменты: 

 раскрывать в русском языке наиболее интересные и привлекательные стороны; 

 подкреплять это регулярным обращением к русской научной и художественной литературе, отличающейся привлекательным содержанием и стилем; 

 стимулировать обучаемых к ее самостоятельному поиску и изучению; 

 находить и подключать к изучению РКИ новые стимулы, позволяющие поддерживать, укреплять и усиливать интерес к нему. 

4. В сложившейся практике обучения РКИ, характерной, например, для российских вузов, активно используется так называемый закон соотнесения. Он заключается в том, что при изучении РКИ и русской культуры они соотносятся обучаемыми с их национальным языком и культурой. Это, в свою очередь, делает РКИ и русскую культуру близкими к языку и культуре родной страны учащегося, сближает россиян и иностранцев, способствует формированию между ними доверительных отношений и взаимопонимания.  

5. Многие специалисты по педагогической психологии, в том числе  
В. В. Давыдов, подчеркивали, что для успешного овладения любым учебным предметом необходимо сформировать у обучаемых соответствующую данному предмету учебную деятельность, научить правильно и успешно учиться. Сформированная учебная деятельность  это такая деятельность, которая выполняется целенаправленно, самостоятельно и осознанно, приводит к успешному освоению связанных с соответствующим учебным предметом знаний, умений и навыков. Очевидно, что такой должна быть и деятельность, направленная на изучение РКИ. Ее, соответственно, необходимо целенаправленно формировать у взрослых учащихся в самом начале процесса обучения, тем более что многие из них давно не изучали языки.  

С психологической точки зрения формирование полноценной учебной деятельности, направленной на освоение РКИ, базируется на следующих принципах: 

 осознание обучаемым потребности в знаниях, умениях и навыках, связанных с такой деятельностью; 

 осознанное освоение учебной деятельности обучаемым; 

 раскрытие операционального и инструментального состава учебной деятельности через соответствующие учебные действия и операции;  

 обеспечение систематического контроля учебной деятельности как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя РКИ. 

 

Заключение 

 

Данные, которыми располагает современная психология, убеждают в том, что у всех взрослых людей кроме рассмотренных выше потребностей и интересов имеются также те или иные проблемы внутриличностного или межличностного психологического характера, с которыми люди готовы были бы, в принципе, обратиться за помощью к профессиональному психологу. С такими людьми практические психологи проводят обычно специальную индивидуальную или групповую психотерапевтическую (психокоррекционную) работу. Эту работу можно было бы совместить с практикой обучения РКИ, включив в методику обучения РКИ специальные психодиагностические и психотерапевтические средства, пользоваться ими в ходе обучения, опираясь на осваиваемый, в данном случае — русский язык. Это могло бы существенно повысить интерес к обучению РКИ и, соответственно, значительно усилить мотивацию обучения ему.  

В практике обучения РКИ учебные ситуации должны восприниматься как обучающим, так и обучаемыми не только как учебные, но и как реально жизненные, психотерапевтические или психокоррекционные. Они должны быть максимально приближенными к жизни, и в этом случае мотивацию изучения РКИ можно будет значительно усилить. На этом, в частности, основаны многие групповые методики обучения иностранным языкам.  

  

Литература 

  

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование лич ностиМ.: Мысль, 1976. 158 с. 

2. Бороздина Л. В. Диагностика мотивации достижения ус пехов и избегания неудачи (авторская разработка психоди агностической схемы). М.: Акрополь, 2002. 81 с. 

3. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. 64 с. 

4. Васильев И. В., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и кон троль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. 144 с. 

5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с. 

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. ЛичностьМ.: Политиздат, 1975. 304 с.  

8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с. 

9. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1964. 238 с. 

10. Немов Р. С. Общая психология. Т3. Психология личности. М.: Юрайт, 2015. 752 с. 

11. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с. 

12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с. 

13. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивация. М.: Ин-т практпсихологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1998. 304 с. 

 

References 

 

1. Aseev V. G. The motivation of behavior and the formation of personality. M.: Misl, 1976. 158 p. 

2. Borozdina L. V. Diagnosis of achievement motivation and avoidance of failure (authoring psycho diagnostic scheme). M.: Acropol, 2002. 81 p. 

3. Bratus B. S. Psychological aspects of moral development. M.: Znaniye, 1977. 64 p. 

4. Vasiliev I. V., Magomed-Eminov M. Sh. Motivation and control over the action. M.: MSU, 1991. 144 p. 

5. Vilyunas V. K. Psychological mechanisms of human motivation. M.: MSU, 1990. 288 p. 

6. Ilyin E. P. Motivation and motives. SPb.: Piter, 2000. 512 p. 

7. Leontiev A. N. Activities. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1982. 304 p. 

8. Maslow A. Motivation and personality. SPb.:Evraziya, 1999. 478 p. 

9. Miller D., Galanter E. Pribram K. Plans and the structure of behavior. M.: Progress, 1964. 238 p. 

10. Nemov R. S. General psychology. V. 3. Personality Psychology. M.: YURAIT, 2015. 752 p. 

11. Ryzhov B. N. System psychology. M.: Publishing T8 technology, 2017. 356 p. 

12. Hekhauzen H. Motivation and action: In 2 Volumes. Vol 1 & 2 / H. HekhauzenSPb.: Piter; M.: Smisl, 2003. 860 p. 

13. Jacobson P. M. Psychology of emotions and motivation. M.: In-t of practical psychology; Voronezh: NPO «Modek», 1998. 304 p.