П. Б. Мрдуляш, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Журнал » 2017 №21 : П. Б. Мрдуляш, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ | |||||||||||||||||||||
Просмотров: 23916 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
П. Б. Мрдуляш РАНХиГС, Москва
В статье предложена классификация образовательных программ, построенных на проектной работе обучающихся. Основой для классификации является та часть проектной деятельности, которую осваивают обучающиеся — постановка задачи, формирование проектной идеи или планирование процесса организации и реализации проекта. Отдельно рассмотрены программы подготовки государственных служащих и проектно-проблемные программы. Ключевые слова: управление проектами; образование; подготовка государственных служащих.
CLASSIFICATION OF PROJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS
P. B. Mrdulyash, RANEPA, Moscow
The article proposes a classification of educational programs in which students make a project. The basis for the classification is that part of the project management that students master. This is either setting the task, or forming a project idea or planning the process of organizing and implementing a project. Training programs for government officials and design-problem programs are described in more detail. Keywords: project management; education; training programs for government officials.
Введение
Многообразие существующих образовательных программ, построенных на проектной деятельности обучающихся, делает актуальным их содержательное различение и классификацию. Это может помочь выбору нужных форматов при разработке программ для разных категорий обучающихся и при определении конкретного содержания учебной проектной деятельности[1].
Представление о проекте
Популярность словосочетания «проектный подход» в нашей стране сейчас, в начале 2017 года, можно сравнить только с популярностью слова «инновация» двумя годами раньше. Так, в Правительстве РФ создан департамент проектной деятельности и 15 октября 2016 года вышло Постановление Правительства РФ № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [4]. В паспорте приоритетного проекта стратегического направления развития РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций», предполагается, что к 1 октября 2017 года будут разработаны «модели реализации проектно-ориентированных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического и педагогического профилей» [5]. 27 февраля 2017 года Председатель Правительства на Сочинском форуме заявил, что вся деятельность Правительства будет организована по проектному принципу. В общем, проектный подход стал очередной панацеей от обеих российских бед. При этом в массовом употреблении слово «проект» используется для обозначения разных явлений [2]: 1) учебного проекта, требующего решения поставленного преподавателем задания, в котором нужно что-то изучить и описать, ранее ученику незнакомое (какой-то объект, или процесс, или что-то еще), и оформить результат этого изучения; 2) проектной идеи — достаточно проработанной идеи чего-то нового, в которой указаны основные характеристики этого нового и которая выглядит реализуемой[3]; 3) проектной идеи вместе с представлением о наборе мероприятий, которые нужно реализовать, чтобы воплотить ее в жизнь; 4) пакета документов, описывающих проектную идею и действия по ее осуществлению; 5) проекта как деятельности по созданию уникальных продуктов, услуг или результатов, специальным образом спланированной и осуществляемой в соответствии с утвержденной технологией, отвечающей требованиям международных и российских стандартов по проектному управлению (Project Management, далее — РМ). Таким образом, разные представления о проекте порождают разные типы образовательных программ. Но есть еще один источник путаницы.
Проектный формат в управлении
Слово «проект» всегда использовалось в российском управленческом лексиконе, в том числе и в новейшей чиновничьей практике. Еще в начале 2000-х годов у нас в стране были национальные проекты, всевозможные проекты развития территорий и отраслей. По всяким поводам при Правительстве и других органах власти организуются проектные офисы. Одновременно с этим в тех видах бизнеса, где рабочие процедуры максимально нормированы (информационные технологии, фармацевтика, строительство и др.) уже давно использовались методы управления проектами (РМ), списанные с западных образцов. Эти процессы в бизнесе и в практике госуправления шли параллельно и, в общем, не мешали друг другу. Однако в последние годы в бизнесе в результате двух встречных тенденций — роста научной проработанности управленческих процедур и роста формализации многих массовых видов бизнеса — методы управления проектами распространились на новые сферы. Прежде всего, это финансы, многие виды промышленности и даже конструкторские работы. Были разработаны и переведены на русский язык подробнейшие процедуры управления проектом: как делать паспорт проекта, устав проекта, органы управления проектом и проч. и проч. Это позволило очень жестко и определенно формализовать не только «временно организованную деятельность для создания конкретного результата», но и саму деятельность по достижению этого результата. А формализация деятельности означает возможность ее проверки контролирующими органами, а следовательно, и возможность для бюджетных и даже государственных организаций вести такую деятельность. Таким образом, деятельность в проектном формате выступает сейчас законным дополнением регулярной деятельности (функционирования) государственных и бюджетных организаций. Возможное место РМ в общей структуре работ госорганов указывает П. Шестопалов, советник Аналитического центра при Правительстве РФ [7: с. 5]:
Рис. 1. Роль и место проектного управления в реализации стратегических целей
Быстрое развитие получила и обеспечивающая государственные органы консультационно-образовательная практика. При этом высокий уровень формализма, необходимый для бюджетного процесса, породил соответствующий тип образовательных программ, прежде всего для подготовки госслужащих. И здесь разное понимание слова «проект» проецируется на разные типы образовательных технологий. В результате одно и то же название — проектно-ориентированные — получили совершенно разные типы образовательных программ. При этом потерялось, стало неясным главное отличие проекта в образовании от проектов в РМ. Проект в образовании всегда предполагал, что учащийся придумывает что-то новое — решение задачи, проектную идею, выход из проблемной ситуации. Проект в РМ никаких новых идей не предполагает, цели уже поставлены, нужно их реализовать, руководствуясь определенными правилами.
Проекты в управленческом образовании
В бизнес-образовании и в управленческом образовании слово «проект» традиционно означало учебное задание, формулируемое преподавателем, имеющее комплексный, иногда — междисциплинарный характер и выполняемое учащимся один раз. Как правило, для выполнения проекта формируется группа. В конце ХХ века в управленческом образовании получило распространение также и другое понимание образовательного проекта, когда учащиеся работают не над учебной задачей, а над решением вполне реальной проблемы из практической деятельности. Здесь уже учащиеся должны не только придумать идею, отвечающую заданию, но и продумать ее реализацию. Следует подчеркнуть, что учащиеся до начала работы над заданием не знают, каким образом его можно решить. Это главная характеристика проектного подхода в образовании, как он развивался в течение последних 15–20 лет. При этом программы, включающие проектную деятельность учащихся, бывают нескольких типов: 1) Проект является только одним из этапов образовательной программы наряду с другими видами образовательных форматов (семинары, тренинги, лекции, мастер-классы и т. д.). Возможно, это самый распространенный тип проектов в образовании, потому что он активно применяется для обучения студентов и школьников. Проект как образовательная технология позволяет научить решению сложных управленческих задач. Команда обучающихся решает задачу и оформляет результат в виде отчета или описания. Например, бизнес-план по разработке нового продукта и вывода его на рынок. Или оптимизации структуры учреждения под новый функционал. Если один из элементов программы — изучение РМ, то отчет может быть оформлен по какому-нибудь стандарту. Результатом программы будет умение составлять бизнес-планы, или разрабатывать организационные структуры под функционал. Такого типа проекты делают, в основном, студенты. Проектные задания вставляются в учебный процесс и позволяют оценить, насколько студенты освоили учебный материал (рис. 2).
Рис. 2. Проект как образовательная технология
Частным, упрощенным случаем такого учебного проектирования являются проекты в школах. Как указано во ФГОС среднего образования «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: … способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность» [6: с. 4]. Здесь осваивается, прежде всего, первый тип проектной работы (его можно было бы назвать и «нулевым этапом») — процесс изучения и описания объекта, по отношению к которому в дальнейшем мог бы строиться проект как идея и решение. Для школьников важно отработать такие процедуры, как формулировка темы, исследование (поиск готовых знаний или постановка опыта), а если проект коллективный — функционализация, командная работа. Это то, с чего всегда начинается любой проект. К сожалению, недостаточная квалификация многих преподавателей и методистов приводит к тому, что очень часто для школьников он этим и заканчивается и для них остается незнакомой самая суть проектной работы. Так, например, автор федеральных учебников, методист начальной школы Ольга Узорова рассказывает в «Российской газете»: «Школьный проект очень похож на исследование, но здесь не требуется оригинальность или какие-то практические выводы… Достаточно рассмотреть объект с разных сторон, хотя если удастся что-то новое выяснить, будет еще лучше» [1: с. 1]. По своей сути проект всегда нацелен на создание нового, по итогам реализации которого должно появиться нечто иное, сформироваться какое-то новое знание, вывод, результат. 2) Проект является базовым образовательным форматом, все остальные технологии применяются для его обеспечения (рис. 3).
Рис. 3. Проект как базовый формат образовательной программы
При этом сама тема проекта, как правило, задается преподавателем, как и в первом типе программ. 3) В консалтинге по управлению проектами также активно использовались образовательные программы. Но здесь бизнес-проект приобретал значение кейса, для отработки самой процедуры РМ — разработки паспорта, календарного плана и проч., выполнения всего комплекса действий в строгом соответствии со сводом знаний по управлению проектами (ProjectManagementBodyofKnowledge, далее — РМВоК). Многократное повторение процедуры реализации на разном материале позволяет освоить метод и в дальнейшем применять его в реальном бизнес-проекте (рис. 4). Важно, что в этих программах, как и в самом РМ, не происходит ни формирование целей проектирования, ни поиск решений, которые затем реализуются в проекте.
Рис. 4. Проект как метод отработки навыка РМ
Программы, в которых «проектная» деятельность учащихся продолжается все время, как правило, называются проектно-ориентированные. П. Л. Шестопалов в дискуссии с автором предложил общую схему увязки обучения и бизнес-деятельности по стандартам РМ (рис. 5):
Рис.5. Соответствие образовательных программ этапам жизненного цикла системы
4) Однако в бизнес-образовании за последние 5–7 лет сформировался новый, четвертый, тип проектно-ориентированных программ. Условно его можно назвать проектно-проблемным, и он означает обучение, совмещенное с работой над реальным проектом. В основе этих образовательных программ лежит представление о проекте как «идее плюс план ее реализации». Однако в отличие от учебного задания здесь задача должна быть взята из реальной профессиональной деятельности учащегося, иметь к нему непосредственное отношение. Соответственно, разработанный проект должен решать конкретную профессиональную задачу. А важнейшими этапами обучения являются «формирование проблемного поля проекта» и самоопределение учащегося в этом поле [2: с. 86]. Это образование по своему содержанию ближе к консалтингу, чем к классическому обучению (рис. 6). Например, проект развития нового бизнеса на территории моногорода в условиях дефицита ресурса представляет собой очень сложную интеллектуальную задачу — проблему. При этом в конструкции образовательной программы проектная работа выступает как главный и интегрирующий процесс для всех образовательных форматов программы (см. рис. 3). А в процессе обучения происходит постоянное взаимодействие с непосредственной сферой деятельности слушателей. Критики подобных программ зачастую указывают, что образование в таком случае уходит на второй план и учащиеся не получают новых знаний; целью образовательной программы становится реальный бизнес-проект, который потом реализуется в профессиональной деятельности слушателей.
Рис. 6. Проект в образовательной программе как решение профессиональной проблемы
Образовательный эффект от самой проектной работы очень сильный. Во-первых, слушатели научаются решать реальные задачи проблемного типа. Но, главное — они приобретают умение ставить такие задачи. На рисунке 5 такие программы совпадают с образовательными программами по проектированию, но они сосредоточены на проблемной ситуации, порождающей необходимость проектных идей и решений. Собственно «проектная» часть бизнеса в этих программах прорабатывается, как правило, только концептуально.
Подготовка муниципальных и государственных служащих
Для массовой реализации проектного подхода на государственной и муниципальной службе развернута массовая подготовка чиновников. Но проблема такой массовой подготовки заключается в том, что если она осуществляется за счет бюджета, то полученный в процессе обучения результат (одним из которых в данном случае является проект) должен точно содержать заранее определенный набор пунктов и решений. Это связано, прежде всего, с правилами государственной контрактации. Соответственно, за основу образовательных программ для чиновников, которым предстоит работать в новом стиле, была взята именно отработка процедур реализации и оформления проекта на учебной задаче (третий тип программ). В таких программах цель проекта поставлена заранее, методы достижения известны и надо только правильно осуществлять заранее прописанные процедуры. И «проект» при этом понимается как работа по методике, описанной в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Положении об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Там просто и ясно указаны значения терминов, организационная структура (постоянные, временные и вспомогательные органы управления) и этапы (инициирование, подготовка, реализация, мониторинг и завершение) проектной деятельности. В частности, указано, кто и в каких случаях имеет право быть инициатором проекта (т. е. ставит цель для проектировщиков). Таким образом, программы подготовки госслужащих — это программы на отработку процедур проектирования (см. рис. 1). Помимо обычного образовательного режима (посещение лекций и тренингов) группе учащихся ставится задача, которую нужно решить в проектном формате. Например, разработать новую организационную структуру своего учреждения, позволяющую более эффективно решать новые задачи, или разработать проект информационной системы, или проект развития региона. Многие задачи такого типа выглядят как проблемные, для решения которых необходимо придумать новую идею, новые способы достижения результата. Однако специфика подготовки государственных служащих требует относиться к этим задачам как к учебным и не заниматься поисками реальных решений. Автор неоднократно наблюдал, как совершенно бессмысленные предложения оформлялись в «правильный проект» и успешно защищались перед аттестационной комиссией. Например, как проектное решение для развития территории предлагалось создать специальное министерство для развития именно этой территории. Или в качестве решения кадрового дефицита в одной из отраслей — доплачивать молодым выпускникам вузов по нужной специальности. Понятно, что никто и не думает реализовывать указанные предложения, главное, что они правильно оформлены. В таких программах проектная деятельность не является ведущим образовательным форматом, она «одна из равных» (рис. 7).
Рис. 7. Проект как один из элементов образовательной программы
Под проектную деятельность выделяется определенное количество учебных часов, в конце программы проводится защита проекта. Фактически это то же самое, что и первый, «студенческий», тип образовательных программ, только здесь этап проектной работы проходит не в один модуль, а равномерно продлен по всей программе. При этом результатом проектной части программы является отработка именно методов работы над проектом в соответствии с методиками с целью дальнейшего использования этого навыка на рабочем месте. Зачастую в таких программах сам проект как новая идея также объявляется значимым результатом и его оценивают на защите. Но на самом деле проект как реальное решение поставленной задачи никого не интересует: как и в случае первого типа проектных программ, задача носит учебный характер. В большинстве случаев преподаватели не утруждают себя формулировкой задания, предлагая учащимся сделать это самостоятельно, выбрав «реальные» задачи из своей профессиональной сферы. Декларируемые преимущества такого формата: – учащиеся лучше усваивают знания, которые им дают на лекциях, так как соотносят их с практической задачей проекта; – учащиеся учатся работать в команде, координировать свои усилия и коммуницировать друг с другом. Важным реальным преимуществом такого формата является снижение затрат на реализацию образовательной программы, поскольку часы, отведенные под проектную работу, обходятся организаторам программы гораздо дешевле. Как указано в рабочих материалах заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [5], в Паспорте приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»: «Кроме того, перераспределение ресурсов в пользу проектной работы позволит существенно снизить аудиторную нагрузку на преподавателей» [3: с. 2]. Таким образом, в проектном формате оцениваются не индивидуальные результаты, а командные. Это позволяет не проверять конкретных слушателей, действительно ли они чему-то научились, и не ставить неудовлетворительных оценок, что важно в условиях госконтракта.
Заключение
В статье были рассмотрены четыре типа проектно-ориентированных образовательных программ. В соответствии с общими принципами проектирования, если рассматривать весь жизненный цикл проекта, любая подобная программа реализуется только на этапе «предпроектной работы». Фактически проект или процесс его воплощения только «придумывается». Дальше, за пределами учебной программы, надо осуществлять этап реализации проекта, управление изменениями, послепроектный этап и проч. в зависимости от методики. Подводя итоги, можно систематизировать основные различия двух наиболее актуальных типов проектно-ориентированных программ, а именно проектного и проектно-проблемного обучения (табл. 1).
Таблица 1 Основные различия проектного и проектно-проблемного типов обучения
Проектно-проблемные программы гораздо труднее в реализации и в своем социальном позиционировании. Во-первых, понятные трудности с квалификацией преподавателей — по сути, такие программы являются сложным интеллектуальным тренингом, требующим высокого профессионализма ведущих и трудной работы самих слушателей. Во-вторых, если учащиеся не принимают поставленную перед ними задачу как свою (не осуществляют личное самоопределение в проблемном поле проекта), то программа превращается просто в поиск формальных ответов на сложные комплексные вопросы, даже без освоения методов управления проектами, которое происходит при проектных типах управленческого образования. Таким образом, массовое распространение проектно-проблемных программ пока выглядит невозможным.
Литература
References
[1]Материал статьи включает как собственный, примерно 15-летний, опыт автора, так и опыт проведения таких программ его коллегами в МШУ СКОЛКОВО, РАНХиГС и во многих других университетах. Особую благодарность автор выражает проф. А. В. Щербенку и П. Л. Шестопалову за критические замечания, существенно улучшившие текст. [2] Приведенные в настоящей статье анализ и выводы основаны исключительно на российской практике. Но глубина и подробность разработки проектного подхода в англоязычной литературе косвенно свидетельствует, что там никакой путаницы с проектными программами нет. [3] Идея, которая не может быть реализована — не проект. |
|||||||||||||||||||||