Системная психология и социология » Журнал » 2015 №15 » Рыжов Б.Н., Шарова С.С. - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ |
Рыжов Б.Н., Шарова С.С. - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Журнал » 2015 №15 : Рыжов Б.Н., Шарова С.С. - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ |
Просмотров: 5135 ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ Рыжов Б.Н. МГПУ,Москва, Шарова С.С. ГБПОУ КМБ №4 СП Школа «Центр на Павелецкой», Москва
Статья посвящена изложению результатов исследования познавательных процессов у праворуких и леворуких учащихся старших классов общеобразовательной школы, имевших нарушения слуха различной степени. Показаны различия развития показателей психической работоспособности у праворуких и леворуких учащихся с нарушениями слуха. Ключевые слова: леворукий, праворукий, слабослышащий, неслышащий, нарушенный слух, познавательные процессы, логическое мышление, память, внимание, коэффициент темпа, коэффициент объема, коэффициент сложности деятельности.
SPECIFICS OF PSYCHIC PROCESSES OF LEFT-HANDERS OF DEAF AND HARD-OF-HEARING CHILDREN Ryzhov B.N. MSPU, Moscow, Sharova S.S. SBPE KLB№4 OD School «The center at Paveleckaya», Moscow
The current article presents the results of research of psychic processes of left-handed and right-handed deaf and hard-of-hearing children; correlation between memory, attention and logical thinking. Key words: left-handed, right-handed, deaf, hard-of-hearing, normal hear, logical thinking, memory,attention, coefficient by temp, coefficient by capacity, coefficient by complexity.
Введение
В настоящее время существует обширная литература, посвященная исследованию состояния когнитивных функций у лиц, имеющих различные нарушения здоровья [2,12]. В их числе значительная часть посвящена особенностям развития познавательных процессов учащихся с различными степенями нарушением слуха [5,6,13]. Почти столь же велико число работ, посвященных изучению психического развития леворуких учащихся [3,4,11], особенно, в связи с частым обнаружением у них нарушений чтения и письма [1,2,11], а также, нарушений зрительно-моторной координации [7,11]. Вместе с тем, несмотря на то, что среди учащихся с нарушенным слухом число леворуких составляет приблизительно одну десятую от общей выборки [14], работы по изучению познавательных процессов у учащихся при сочетании леворукости и нарушенного слуха в современной психологической литературе практически отсутствуют. Учитывая это, целью настоящего исследования стала оценка сочетанного действия леворукости и нарушенного слуха на показатели психической работоспособности учащихся, отражающие общие, системные особенности их когнитивного развития.
1. Методы и процедура исследования
Эмпирическое исследование особенностей познавательных процессов учащихся старших классов с нарушенным слухом и сочетанной леворукостью было проведено в 2010 - 2015 гг. на базе специальной коррекционной общеобразовательной школы №1406 «Центр на Павелецкой» г. Москвы. Общая выборка учащихся с нарушенным слухом составила 70 человек, включая 37 неслышащих и 33 слабослышащих. В ходе исследования с помощью модифицированного теста М.Аннет [14] все учащиеся были разделены на 2 группы - «леворукие» и «праворукие». При этом 81% от общей выборки составили праворукие учащиеся, и 19% - леворукие. Возраст обследованного контингента составил 15 - 21 год. Наличие в выборке учащихся старше обычного возраста окончания школы (17 лет) было обусловлено пролонгированным сроком обучения учащихся с нарушенным слухом в общеобразовательной школе, благодаря чему окончание школы у них как правило происходит не ранее 18-21 года. Для исследования показателей психической работоспособности обследуемых использовался Р-тест [8,9,10], включавший три субтеста, предназначенных для оценки характеристик темпа психической деятельности, кратковременной памяти и логического мышления обследуемого. В качестве первого субтеста использовалась методика "Счет в автотемпе", по результатам которой определялся коэффициент темпа психической деятельности. В качестве второго субтеста использовалась методика "Запоминание геометрических фигур", по результатам которой определялся коэффициент объема психической деятельности. В качестве третьего субтеста использовалась методика "Модифицированные матрицы Равена", по результатам которой определялся коэффициент сложности психической деятельности [8]. Перед зачетными испытаниями все обследуемые прошли этап тренировки, который выявил ряд существенных особенностей выполнения тестовых заданий, присущий учащимся с нарушениями слуха. Так, в ходе выполнении субтеста «Счет в автотемпе» больше половины учащихся с нарушенным слухом считали на пальцах. Только около трети обследуемых вели счет в уме, но при возникновении трудностей или при ошибке и они нередко возвращались к счету на пальцах. При этом также около трети обследованных вели себя эмоционально и действовали с нарушением инструкций: пытались досрочно закончить выполнение теста или вообще прекратить его выполнять. Несколько обследованных при неудаче обвиняли компьютер в неправильном подсчете и не признавали свои ошибки. Приблизительно каждый десятый признавая неудачу при выполнении того или иного субтеста явно испытывал состояние фрустрации. Вместе с тем, почти половина обследованных при возникновении ошибок, напротив, собирались, начинали следить за экраном более внимательно, вели подсчет на пальцах. При этом у них нередко отмечались флуктуации внимания - своего рода «зависания», когда выполнение теста останавливалось и обследуемые спрашивали у психолога, какая цифра у них была на экране, поскольку они «забыли». Были отмечены отдельные случаи зеркальности выполнения субтеста - при выполнять операцию сложения, выполнялась операция вычитания и наоборот. Заметные проблемы были и при выполнении других субтестов. При выполнении субтеста «Запоминание геометрических фигур» больше половины обследуемых прочерчивали пальцами образы фигур в воздухе или чертили фигуры пальцем на столе для лучшего запоминания. Методику «Модифицированные матрицы Равена» около трети обследованных (главным образом неслышащие) выполняли путем случайного выбора требуемой фигуры, не анализируя ситуацию выбора. В то же время при ознакомлении с данными тестирования большинство обследуемых выражало удивление неудовлетворительными результатами и лишь немногие изъявляли желание выполнить тест заново.
2. Результаты исследования
Все эти особенности в той или иной мере проявились и при выполнении зачетной серии исследований, обусловив существенное снижение данных тестирования по сравнению с возрастной нормой [9,10]. При этом, если по темповым характеристикам психической деятельности (методика "Счет в автотемпе") обследованный контингент демонстрировал снижение относительно возрастной нормы всего на 5 - 10 %, то по остальным показателям (методики "Запоминание геометрических фигур" и "Модифицированные матрицы Равена") это снижние составляло уже 20 - 40%. Вместе с тем обнаружились и существенные внутригрупповые различия, вызванные степенью нарушения слуха и ведущей рукой обследуемого. Как видно из рисунка 1, усредненный по группе коэффициент темпа психической деятельности у праворуких учащихся с нарушенным слухом незначительно превышал результаты их леворуких сверстников. Также лучшие результаты праворукие учащиеся показали по коэффициенту сложности психической деятельности. В то же время коэффициент объема психической деятельности леворуких учащихся с нарушенным слухом статистически значимо превышал данные праворуких сверстников. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии слабовыраженной тенденции к лучшему развитию логического мышления и темповых характеристик деятельности у праворуких учащихся с нарушенным слухом при одновременно лучшем развитии кратковременной памяти у леворуких.
Рис.1 Показатели психической работоспособности у учащихся с нарушенным слухом
Роль фактора степени нарушения слуха оказалась различной у лево и праворуких обследуемых. Из рисунка 2 видно, праворукие слабослышащие учащиеся демонстрировали лучшие результаты чем праворукие неслышащие обследуемые по всем изучаемым показателям.
Рис.2 Показатели психической работоспособности у праворуких учащихся с различной степенью нарушения слуха
При этом по показателям кратковременной памяти и темпа психической деятельности полученные различия были статистически достоверны. В отличие от этого у леворуких обследуемых фактор степени нарушения слуха приводил к совершенно иным результатам. Как видно из рисунка 3, в этой выборке лучшие показатели темпа психической деятельности и логического мышления показали именно неслышащие обследуемые.
Рис.3 Показатели психической работоспособности у леворуких учащихся с различной степенью нарушения слуха
При этом различия по показателям темпа психической деятельности оказались статистически достоверны. В то же время, характеристики кратковременной памяти в подгруппах слабослышащих и неслышащих отличались незначительно.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей развития познавательных процессов у старшеклассников с различными нарушениями слуха. В их числе прежде всего следует отметить общую тенденцию к снижению относительно возрастной нормы показателей оперативной памяти и, особенно, показателей логического мышления у обследованного контингента. Вместе с тем, исследование дало возможность установить ряд частных особенностей развития познавательных процессов у учащихся с нарушенным слухом и различной ведущей рукой. В их числе лучшее развитие кратковременной памяти у леворуких учащихся, а также две тенденции, характерные для особых случаев сочетанного действия факторов нарушения слуха и ведущей руки обследуемого. При этом первая тенденция связана с лучшим развитием при праворукости показателей кратковременной памяти и темпа психической деятельности у слабослышащих, и лучшим развитием при леворукости показателей темпа психической деятельности у неслышащих учащихся.
Литература
References
|