Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Рыжов Б.Н., Шарова С.С. - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Журнал » 2015 №15 : Рыжов Б.Н., Шарова С.С. - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
    Просмотров: 4906

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Рыжов Б.Н.

МГПУ,Москва,

Шарова С.С.

ГБПОУ КМБ №4 СП Школа «Центр на Павелецкой», Москва

 

Статья посвящена изложению результатов исследования познавательных процессов у праворуких и леворуких учащихся старших классов общеобразовательной школы, имевших нарушения слуха различной степени. Показаны различия развития показателей психической работоспособности у  праворуких и леворуких учащихся с нарушениями слуха.

Ключевые слова: леворукий, праворукий, слабослышащий, неслышащий, нарушенный слух, познавательные процессы, логическое мышление, память, внимание,  коэффициент темпа, коэффициент объема, коэффициент сложности деятельности.

 

 

SPECIFICS OF PSYCHIC PROCESSES OF LEFT-HANDERS OF DEAF AND  HARD-OF-HEARING CHILDREN

Ryzhov B.N.

MSPU, Moscow,

Sharova S.S.

SBPE KLB№4 OD School «The center at Paveleckaya», Moscow

 

 

The current article presents the results of research of psychic processes of left-handed and right-handed deaf and hard-of-hearing children; correlation between memory, attention and logical thinking.

Key words: left-handed, right-handed, deaf, hard-of-hearing, normal hear, logical thinking, memory,attention, coefficient by temp, coefficient by capacity, coefficient by complexity. 

 

Введение

 

В настоящее время существует обширная литература, посвященная исследованию  состояния когнитивных функций у лиц, имеющих различные нарушения здоровья [2,12]. В их числе значительная часть посвящена особенностям развития познавательных процессов учащихся с различными степенями нарушением слуха [5,6,13]. Почти столь же велико число работ, посвященных изучению психического развития леворуких учащихся [3,4,11],  особенно, в связи с частым обнаружением у них нарушений чтения и письма  [1,2,11], а также, нарушений зрительно-моторной координации [7,11].

Вместе с тем, несмотря на то, что среди учащихся с нарушенным слухом число леворуких составляет приблизительно одну десятую от общей выборки [14], работы по изучению познавательных процессов у учащихся при сочетании леворукости и нарушенного слуха в современной психологической литературе практически отсутствуют. Учитывая это, целью настоящего исследования стала оценка сочетанного действия леворукости и нарушенного слуха на показатели психической работоспособности учащихся, отражающие общие, системные особенности их когнитивного развития.

 

1. Методы  и процедура исследования

 

Эмпирическое исследование особенностей познавательных процессов учащихся старших классов с нарушенным слухом и сочетанной леворукостью было проведено в 2010 - 2015 гг. на базе специальной коррекционной общеобразовательной школы №1406 «Центр на Павелецкой» г. Москвы. Общая выборка учащихся с нарушенным слухом составила 70 человек, включая 37 неслышащих и 33 слабослышащих.  

В ходе исследования с помощью модифицированного теста М.Аннет [14] все учащиеся были разделены на 2 группы - «леворукие» и «праворукие». При этом 81% от общей выборки составили праворукие учащиеся, и 19%  - леворукие.  

Возраст обследованного контингента составил 15 - 21 год. Наличие в выборке учащихся старше обычного возраста окончания школы (17 лет) было обусловлено пролонгированным сроком обучения учащихся с нарушенным слухом в общеобразовательной школе, благодаря чему окончание школы у них как правило происходит не ранее 18-21 года.

Для исследования показателей психической работоспособности обследуемых использовался Р-тест [8,9,10], включавший три субтеста, предназначенных для оценки характеристик темпа психической деятельности, кратковременной памяти и логического мышления обследуемого. В качестве первого субтеста использовалась методика "Счет в автотемпе", по результатам которой определялся коэффициент темпа психической деятельности. В качестве второго субтеста использовалась методика "Запоминание геометрических фигур", по результатам которой определялся коэффициент объема психической деятельности. В качестве третьего субтеста использовалась методика "Модифицированные матрицы Равена", по результатам которой определялся коэффициент сложности психической деятельности [8].

Перед зачетными испытаниями все обследуемые прошли этап тренировки, который выявил ряд существенных особенностей выполнения тестовых заданий, присущий учащимся с нарушениями слуха. Так, в ходе выполнении субтеста «Счет в автотемпе» больше половины учащихся с нарушенным слухом считали на пальцах. Только около трети обследуемых вели счет в уме, но при возникновении трудностей или при ошибке и они нередко возвращались к счету на пальцах. При этом также около трети обследованных вели себя эмоционально и действовали с нарушением инструкций: пытались досрочно закончить выполнение теста или вообще прекратить его выполнять. Несколько обследованных при неудаче обвиняли компьютер в неправильном подсчете и не признавали свои ошибки. Приблизительно каждый десятый признавая неудачу при выполнении того или иного субтеста явно испытывал состояние фрустрации.

Вместе с тем, почти половина обследованных при возникновении ошибок, напротив, собирались, начинали следить за экраном более внимательно, вели подсчет на пальцах. При этом у них нередко отмечались флуктуации внимания - своего рода «зависания», когда выполнение теста останавливалось и обследуемые спрашивали у психолога, какая цифра у них была на экране, поскольку они «забыли». Были отмечены отдельные случаи зеркальности выполнения субтеста - при выполнять операцию сложения, выполнялась операция вычитания и наоборот.

Заметные проблемы были и при выполнении других субтестов. При выполнении субтеста «Запоминание геометрических фигур» больше половины обследуемых прочерчивали пальцами образы фигур в воздухе или чертили фигуры пальцем на столе для лучшего запоминания. Методику «Модифицированные матрицы Равена» около трети обследованных (главным образом неслышащие) выполняли путем случайного выбора требуемой фигуры, не анализируя  ситуацию выбора. В то же время при ознакомлении с данными тестирования большинство обследуемых выражало удивление неудовлетворительными результатами и лишь немногие изъявляли желание выполнить тест заново.

 

2. Результаты исследования

 

Все эти особенности в той или иной мере проявились и при выполнении зачетной серии исследований, обусловив существенное снижение данных тестирования по сравнению с возрастной нормой [9,10]. При этом, если по темповым характеристикам психической деятельности (методика "Счет в автотемпе") обследованный контингент демонстрировал снижение относительно возрастной нормы всего на 5 - 10 %, то по остальным показателям (методики "Запоминание геометрических фигур" и "Модифицированные матрицы Равена") это снижние составляло уже 20 - 40%. 

Вместе с тем обнаружились и существенные внутригрупповые различия, вызванные степенью нарушения слуха и ведущей рукой обследуемого. Как видно из рисунка 1, усредненный по группе коэффициент темпа психической деятельности у праворуких учащихся с нарушенным слухом незначительно превышал результаты их леворуких сверстников. Также лучшие результаты праворукие учащиеся показали по коэффициенту сложности психической деятельности. В то же время коэффициент объема психической деятельности леворуких учащихся с нарушенным слухом статистически значимо превышал данные праворуких сверстников. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии слабовыраженной тенденции к лучшему развитию логического мышления и темповых характеристик деятельности у праворуких учащихся с нарушенным слухом при одновременно лучшем развитии кратковременной памяти у леворуких.

 

 

 

 

 

Рис.1

Показатели психической работоспособности у учащихся с нарушенным слухом

 

      Роль фактора степени нарушения слуха оказалась  различной у лево и праворуких обследуемых. Из рисунка 2 видно, праворукие слабослышащие учащиеся демонстрировали лучшие результаты чем праворукие неслышащие обследуемые по всем изучаемым показателям.

 

 

 

 

 

Рис.2

Показатели психической работоспособности у праворуких учащихся

с различной степенью нарушения слуха

 

            При этом по показателям кратковременной памяти и темпа психической деятельности полученные различия были статистически достоверны.

В отличие от этого у леворуких обследуемых фактор степени нарушения слуха приводил к совершенно иным результатам. Как видно из рисунка 3, в этой выборке лучшие показатели темпа психической деятельности и логического мышления показали именно неслышащие обследуемые.

 

 

 

 

Рис.3

Показатели психической работоспособности у леворуких учащихся

с различной степенью нарушения слуха

 

При этом различия по показателям темпа психической деятельности оказались статистически достоверны. В то же время, характеристики кратковременной памяти в подгруппах слабослышащих и неслышащих отличались незначительно.

 

Заключение

 

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей развития познавательных процессов у старшеклассников с различными нарушениями слуха. В их числе прежде всего следует отметить общую тенденцию к снижению относительно возрастной нормы показателей оперативной памяти и, особенно, показателей логического мышления у обследованного контингента.

Вместе с тем, исследование дало возможность установить ряд частных особенностей развития познавательных процессов у учащихся с нарушенным слухом и различной ведущей рукой. В их числе лучшее развитие кратковременной памяти у леворуких учащихся, а также две тенденции, характерные для особых случаев сочетанного действия факторов нарушения слуха и ведущей руки обследуемого. При этом первая тенденция связана с лучшим развитием при праворукости показателей кратковременной памяти и темпа психической деятельности у слабослышащих, и лучшим развитием при леворукости показателей темпа психической деятельности у неслышащих учащихся. 

 

 

Литература

 

  1. Безруких М.М.  Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана-Графф, 2007. 
  2. Безруких М. М., Ефимова С.П., Круглов Б. Почему учиться трудно? -  М. 1995. - с.160-209.
  3. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - М.- СПб.: Сова, 2007.
  4. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - Л. 1971.
  5. Богданова Т.Г., Голенева Е.В.Особенности словесно-логического мышления глухих и слабослышащих старшеклассников. //Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.2./Отв. ред. Батов Г. Н. - М.: РИД «Альфа» МГОПУ, 2001. - с. 8-13
  6. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
  7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989.
  8. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии (Продолжение, начало в № 1). // Системная психология и социология. 2010. № 2. С. 5 - 24.
  9. Рыжов Б.Н., Грабовский А.И. Системная диагностика работоспособности школьников. // Мир образования - образование в мире. 2006. № 2. С. 191-199.
  10. Рыжов Б.Н., Чибискова О.В. Возможности развития когнитивных способностей старшеклассников при профильном обучении // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 59 - 65.
  11. Семенович А.В. Эти невероятные левши. - М.: Генезис, 2008.
  12. Холодова Н.Б., Рыжов Б.Н., Жаворонкова Л.А. Состояние высших психических функций у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской  АЭС  // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2005. Т. 105. № 10. С. 57 - 58.
  13. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005.
  14. Шарова С.С. Влияние леворукости на интеллектуальное развитие обучающихся с нарушенным слухом. // Казанская наука. 2012. №4. с. 370-373.

 

References

 

  1. Bezrukikh M. M. Left-handed child at school and at home. Moscow: Ventana-Graff, 2007.
  2. Bezrukikh M.M., Efimov S.P., Kruglov B. Why is it so hard to study? - M. 1995. - 160 p-209.
  3. Bekhtereva N. P. Magic brain and labyrinths of life. - M. - SPb.: Owl, 2007.
  4. Bekhtereva N. P. Neurophysiological aspects of human mental activity. - L. 1971.
  5. Bogdanova T. G., Goleneva E. V. Features of verbal-logical thinking of the deaf and hard of hearing high school students //The theory and practice of sign. Interuniversity collection of scientific works. Vol.2./Resp. edited by G. N. Baht. - M.: REED "Alfa" University, 2001. - P. 8-13.
  6. Bogdanova T. G.Surdopedagogy: Proc. a manual for students. the high. PED. proc. institutions. - Moscow: Academy, 2002. - S. 3-203
  7. Grimak L. P. Reserves of the human psyche. Introduction to the psychology of activity. - M.: Politizdat, 1989.
  8. Ryzhov B. N. System foundations of psychology (Continued, beginning in № 1). // System psychology and sociology. 2010. No. 2. Pp. 5 - 24.
  9. Ryzhov B. N., Grabowski A. I. System diagnostics of schoolchildren. // World of education - education in the world. 2006. No. 2. S. 191-199.
  10. Ryzhov B. N., Chibisova O. V. Possibilities of the development of cognitive abilities of pupils in profile education // Systems psychology and sociology. 2012. № 6. P. 59 - 65.
  11. Semenovich A. V. These incredible left-hander. - M.: Genesis, 2008.
  12. Kholodova N. B., Ryzhov, B. N., Zhavoronkova L. A.The state of higher mental functions in liquidators of consequences of accident on Chernobyl Atomic Power Station // Journal of neurology and psychiatry by S. S. Korsakov. 2005. T. 105. № 10. P. 57 - 58.
  13. Chomsky E. D. Neuropsychology: 4th edition. — SPb.: Peter, 2005.
  14. Sharov S. S. The impact of left-handedness on intellectual development of students with hearing impairment // Kazan science. 2012. № 4. P. 370-373.