Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Е.С. Романова, Б.М. Абушкин СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ КОМПЛЕКСУ ГТО
 

Е.С. Романова, Б.М. Абушкин СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ КОМПЛЕКСУ ГТО

Журнал » 2015 №15 : Е.С. Романова, Б.М. Абушкин СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ КОМПЛЕКСУ ГТО
    Просмотров: 5619

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ КОМПЛЕКСУ ГТО

 

Е.С. Романова, Б.М. Абушкин

МГПУ, Москва

 

 

В статье представлено исследование отношения школьников к школьной физкультуре и физкультурно-спортивному комплексу ГТО. Осуществлен сравнительный анализ потенциального значения целевых установок комплекса ГТО для школьников с разными  жизненными установками и разным личностным потенциалом. Проведен психологический анализ значения для школьников физкультуры и спорта в контексте их будущей карьеры.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, волевые и нравственные качества, комплекс ГТО, физическая подготовка, мотивация, здоровье, психологический тренинг.

 

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS’ ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT COMPLEX EXERCISES

 

E.S. Romanova, B.M. Abushkin,

MCTTU, Moscow

 

The article presents a study of the relationship of students to school athletics and sports complex GTO. The comparative analysis of potential target installations of the GTO complex for schoolchildren with different life attitudes and different personal potential. Conducted psychological analysis of value for students of physical education and sport in the context of their future career.

Keywords: physical culture, sport, strong-willed and moral qualities, the complex TRP, physical fitness, motivation, health, psychological training.

 

 

Введение

 

На современном этапе реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных организациях повышается интерес к новым инновационным программам, целью которых является принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.

Существенным аспектом в этой работе является социальная, педагогическая и психологическая работа по воспитанию ответственного социального поведения школьников, которое, в свою очередь, отразится на существенном повышении заинтересованности школьников в своем здоровье и физическом развитии [1,2,5]. 

Закономерности личностного развития, ведущие потребности и задачи каждого возрастного этапа, позволяют определить основные составляющие востребованного обществом социального поведения   подростков. Социальное поведение старших подростков предполагает  наличие у них жизненных целей; сформированной  временной перспективы; развитого чувства ответственности за свое поведение; адекватной самооценки; настойчивости в достижении поставленных целей [3].

Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое воспитание [6]. Одним из приоритетных направлений  эффективной социализации школьников  становится  формирование у них ведущей потребности в занятиях физической культурой и спортом. На занятиях физкультурой и спортом дети не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и развивают  волевые и нравственные качества. Возникающие во время тренировок  и соревнований ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к реалиям окружающего их мира. Занятия физической культурой и спортом – это полимотивированная деятельность. Иерархия мотивов в ней определяется сочетанием и степенью выраженности разных потребностей школьника. Формирование положительно устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом в общем личностном развитии школьника выдвигается на приоритетные позиции.

Внедрение в физкультурно-оздоровительную практику образовательных организаций Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р, значительно увеличивает воспитательные возможности образовательных организаций по  эффективному решению задач формирования здорового, физически и социально развитого поколения.

Целью настоящей работы является анализ общей для всех возрастных групп школьников и учащихся колледжей картины их отношения к занятиям физкультурой и спортом вообще и  к комплексу ГТО, в частности. Учитывая, что контингент респондентов имеет разные социальные установки в отношении самих себя и своего будущего, анализ предусматривал также  выявление конкретного мнения по поставленным вопросам в социально контрастных группах школьников.

 

2. Отношение обучающихся к школьной физкультуре и комплексу ГТО

 

В апреле-мае было проведено комплексное изучение отношения школьников разных возрастов к физической культуре и спорту, к введению комплекса ГТО и различных аспектов, затрагивающих интерес школьников к занятиям физкультурой и к комплексу ГТО.

В иследовании приняло участие 3810 респондентов. Участники опроса были распределены на 3 подгруппы: учащиеся 5-6 классов – 1085 человек (31,9%); учащиеся 7 – 11 классов – 1620 человек (47,7%); учащиеся колледжей – 692 человека (20,4%).

 

По итогам исследования отношения школьников разных возрастных групп к современному состоянию физкультурно-оздоровительной работы в школе, в частности, посещения школьниками физкультурных занятий и других спортивно-массовых мероприятий в школе, а также спортивных секций были получены следующие результаты.

Обучающиеся на вопрос: «Как вы относитесь к урокам физкультуры в своем образовательном учреждении?» ответили, следующим образом:  не пропускаю – 44,8%, пропускаю иногда по состоянию здоровья – 31,3%, пропускаю по другим причинам -18,9%.  Следующий вопрос был направлен на исследование того, что именно хотят получить школьники в рамках физической подготовки в школе (табл.1).

Табл. 1

Ответы испытуемых на вопрос: «Какое из перечисленных ниже суждений больше всего соответствует Вашему отношению к занятиям физкультурой в школе?» (в % от выборки).

К таким занятиям отношусь как к полезному и нужному делу

38,90%

Хотелось бы добиться улучшения своих физических качеств

32,90%

Занимаюсь физкультурой скорее по необходимости (для получения оценки, по настоянию родителей и т.п.)

18,70%

Не хотелось бы тратить время на физкультуру

9,20%

 

Обобщая эти результаты, можно утверждать, что школьники не вкладывают в уроки физкультуры большого социального смысла для своего будущего. Вместе с тем большинство прошедших опрос (около 70%) считают, что занятия физкультурой в школе, в тех формах, как это сейчас происходит, предоставляют им некоторую возможность развивать себя физически.

Следующий вопрос выводил респондентов за пределы школьного учреждения и был направлен на выявление интереса школьников к спорту (спортивным разрядам и спортивному мастерству)

Рис. 1 иллюстрирует тот факт, что более 50% респондентов занимаются тем или иным видом спорта (состоят в спортивной секции). И только 15% сознательно отказываются от спортивных тренировок.

 

 

 

 

Рисунок 1 Ответы испытуемых на вопрос: «Состоите ли Вы в спортивной секции?» (в % от выборки).

 

Полученные результаты в сравнении с предыдущими  показывают, что школьники хорошо понимают значение специальной физической подготовки. Для молодости характерно получать удовольствие от активного движения, демонстрации ловкости и силы, постоянного соперничества.

Результаты исследования  показывают, что центральной причиной для большинства школьников целенаправленно заниматься своим физическим развитием является понимание того, что без такой подготовки трудно будет достигать какого-либо успеха по всем аспектам социальной жизни, соответствующей их возрасту.

Собственно достижение высокого спортивного результата интересует только 8% школьников. Надо отметить, что это невысокий показатель, стремление к высокому результату – это результат серьезной работы над собой, а, учитывая условия городской жизни, это и определенный уклад семейной жизни, готовность родителей тратить на это большое время и деньги. Отталкиваясь от полученных данных, можно отметить, что школа  здесь существенным образом не дорабатывает до своих потенциальных возможностей, а школьники больше «философствуют» на эту тему, чем серьезно работают над собой

В течение более одного года в образовательных организациях ведется подготовка к введению комплекса ГТО. Направленность комплекса на сдачу нормативов существенным образом меняет всю логику организации и проведения уроков физкультуры в школе. В эту работу включены также и школьники. В этой связи представляет интерес узнать мнение школьников относительно этой большой работы, проводимой государством.

Согласно исследованию подавляющее большинство респондентов относятся к введению комплекса ГТО положительно (83,3%),  отрицательное отношение к комплексу ГТО у 11,2% респондентов. Отрицательное мнение респондентов предположительно связано с опасениями, что нормативы комплекса станут новым серьезным препятствием в достижении школьниками своих целей. Данный аспект требует специального исследования, однако он более связан с организационной стороной введения в школьную практику комплекса ГТО.

Интересные данные были получены при ответе на вопрос о том, что может стать мотивом для сдачи комплекса ГТО – 25% выбрали мотивом улучшение своего здоровья, 24,9% опрошенных выбрали льготы при поступлении в ВУЗ и 22,9% респондентов готовы сдавать комплекс ГТО для получения престижного значка ГТО. Комплекс ГТО для большинства респондентов рассматривается как весьма не плохой дополнительный «трамплин» в своем карьерном развитии.

 

3. Отношение к школьной физкультуре и комплексу ГТО учащихся с разными жизненными установками.

Особенности социальной активности школьников могут рассматриваться как комплексный индикатор их высокой или низкой мотивации к своему жизненному успеху, стремлению добиваться максимальных результатов в своих делах. Не приходится сомневаться, что школьники не всегда понимают значения постоянных физических тренировок, направленных на развитие организма и укрепление здоровья.  С позиций системно-психологического подхода  деятельность человека наряду с продуктивными характеристиками, составляющими ее внешний, или объективный аспект, имеет столь же важный внутренний аспект, связанный с теми субъективными обстоятельствами, которые позволяют получить ответ на вопросы: "зачем", "каким способом" и "какой ценой" эта деятельность выполняется [4].  В контексте этих теоретических представлений  целесообразно  сравнить позиции школьников двух полярных групп в отношении организации физкультурной работы в школе и введения комплекса ГТО, используя внешние объективные показатели активности: школьники с прагматическим подходом к жизни и школьники с невысокими требованиями к жизни.

В рамках проведенного исследования школьникам задавались 4 вопроса,

1. Мечтатели обычно: а) Раздражают вас, б) Довольно симпатичны вам;

2. Что вы цените в себе больше: а) Развитое чувство реальности, б) Пылкое воображение;

3. Вы в основном считаете себя: а) Трезвым и практичным, б) Сердечным и отзывчивым;

4. Вам интереснее: а) То, что происходит в действительности, б) Те события, которые могут произойти.

Ответ а) оценивается в 1 балл, ответ б) – 0 балла.  По совокупности возможных ответов школьников на вопросы выделены 3 группы школьников:  группа, набирающая суммарный балл 3-4; группа  с 2 баллами  и группа с баллами 0-1.  

По итогам проведенной работы определились искомые подгруппы школьников. Первая группа может быть охарактеризована как  «Школьники с прагматическим подходом к жизни» (1039 чел); вторая – «Школьники с разными взглядами на жизнь» (1312 чел); третья – «Школьники с невысокими требованиями к жизни» (1459 чел).

Процентное распределение всех респондентов по этим подгруппам представлено на рис.2. Для школьников 7 – 11 классов группа с прагматическим подходом к жизни составляет 33% . Надо отметить, что это не высокий показатель, не в лучшую сторону характеризующий эффективность работы общеобразовательных организаций.

 

 

 

Рисунок 2 – Распределение 3 групп школьников по их отношению к жизни (в % от групповой выборки).

 

Результаты сравнительного анализа для возрастной группы   учащихся 7 – 11 классов представлены в табл. 2. Полученные результаты показывают, что прагматический подход к жизни и более внимательное отношение к использованию всех возможностей социальной жизни для формирования своего надежного будущего подсказывают школьникам необходимость серьезного и активного отношения к школьной физкультуре и с воодушевлением  относиться к ситуации, когда государство конкретизирует и дифференцирует результаты этой работы в виде социально значимых знаков отличия, объявив о введении нормативов комплекса ГТО. Надо отметить, что мероприятия «для галочки» такими школьниками не поддерживаются. Поскольку в группу «прагматиков» входят школьники с разным здоровьем и спортивной подготовкой, то отношение к серьезным занятиям спортом в этой группе разное, что видно в полученных статистических данных по вопросу «Состоите ли Вы в спортивной секции?».

Табл. 2

Ответы на вопросы анкеты (в % от типовой выборки).

Учащиеся  7 - 11 классов

Школьники

с невысокими требованиями к жизни

с прагматическим подходом к жизни

Как вы относитесь к урокам физкультуры в своем образовательном учреждении?

не пропускаю

43,8%

60,3%

пропускаю иногда по состоянию здоровья

24,3%

19,6%

пропускаю по другим причинам

31,9%

20,0%

 

 

 

 

Состоите ли Вы в спортивной секции?

нет

31,3%

19,3%

нет, но хотел бы

23,1%

44,5%

да

41,5%

36,3%

 

 

 

 

Готовы ли Вы сдавать нормы ГТО?

да

75,8%

67,1%

нет

24,2%

32,9%

 

 

 

 

На Ваш взгляд нормы ГТО…

я сдам легко

37,6%

41,5%

у меня будут затруднения

38,2%

40,0%

я не готов сдавать

24,2%

18,5%

 

 

 

 

Как Вы оцениваете свое здоровье?

У меня хорошее здоровье

52,4%

84,9%

У меня небольшие отклонения в здоровье

47,6%

15,1%

 

Вопросы относительно комплекса ГТО  в силу отсроченности факта реального внедрения комплекса  в школы позволили получить примерно равные результаты в сравниваемых группах. Можно отметить, что школьники с прагматическим подходом, уходят в уклончивые ответы (честно признаваясь, что пока их это не интересует), в отличие от ответов по вопросам физкультурной работы в школе.

Дополнительно необходимо отметить, что  группу с прагматическим подходом к жизни ( не более 30% выборки) входят в основном лица, утверждающие, что у них хорошее здоровье (85%).

 

4. Особенности отношения к физкультуре, спорту и ГТО  волевых и инертных школьников. 

Воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Надо развивать не абстрактную волю и даже не абстрактную «силу воли», а конкретные компоненты воли и конкретные проявления «силы воли» (волевые качества), причем специфичными для них методами.

            Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки, - формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты. Конечно же, развитие силы воли состоит не только в формировании мотивов поведения и деятельности. Это и процесс адаптации к стрессовой ситуации, приводящий к снижению остроты возникающих отрицательных эмоциональных состояний, и овладение приемами самостимулирования, и формирование мотива достижения, и выработка установки на преодоление трудности.

            В исследовании были выделены 2 полярные группы школьников, по разному демонстрирующих комплекс качеств, которые можно отнести к волевому поведению –, «волевые школьники» и «инертные школьники».

Разделение было осуществлено с учетом предыдущего распределения школьников и на основе вариантов ответов школьников на личностный вопрос анкеты (см. табл. 3)

Табл. 3

Ключ к формированию двух противоположных по своей  целеустремленности и активности групп школьников: «волевых» и «инертных»

 

Варианты выбора

балл

Отношение школьников к жизни

Школьники с невысокими требованиями к жизни

1

Школьники с разными взглядами на жизнь

2

Школьники с прагматическим подходом к жизни

3

Вопрос «Обращаясь к другим, вы склонны:»

а) Соблюдать формальности, этикет

1

б) Проявлять свои личные, индивидуальные качества.

2

 

Суммарный балл

Школьники - инертные

2  (20,3%)

неопределенный тип

3-4  (52,3%)

Школьники -  волевые

5  (27,4%)

 

 

В табл.  4 представлены данные сравнительного анализа выбранных полярных групп школьников для возрастной группы   учащихся 7 – 11 классов. Интересным является факт, что волевые школьники не очень жалуют физкультуру в школе. Можно предположить, что их целенаправленное поведение по многим другим направлениям и школьной учебы и внешкольной деятельности не включает физкультуру (в том виде как она идет в школе) как значимый фактор своего развития. В то же время они стараются не пропускать эти занятия без уважительных причин. Данные относительно участия волевых школьников в спортивных секциях  можно  расценивать как то, что у этих школьников имеются другие, более яркие и значимые для них, цели своего развития.  Эти данные косвенно характеризуют общую значимость спорта  в направленном социальном развитии школьников, заботящихся, прежде всего, о своем профессиональном будущем.

Волевые школьники хорошо видят перспективные преимущества от введения комплекса ГТО, но на сегодняшний день они в большей мере, чем инертные школьники,  не готовы сдавать нормативы ГТО  и менее осведомлены о нем. Эту особенность также можно рассматривать  как индикатор расхождения между желаемым результатом и реальным состоянием дел, когда многих школьников надо целенаправленно подтягивать с помощью физических тренировок и на уровне общей педагогической   и воспитательной работы в школе до требуемого уровня  физического развития. Волевые школьники при всем сказанном выше более уверены, что легко сдадут нормативы по сравнению с противоположной группой.

 

Табл. 4

Ответы на вопросы анкеты (в % от типовой выборки).

Учащиеся  7 - 11 классов

Школьники

инертные

волевые

Как вы относитесь к урокам физкультуры в своем образовательном учреждении?

не пропускаю

23,3%

61,1%

пропускаю иногда по состоянию здоровья

54,1%

13,9%

пропускаю по другим причинам

22,6%

25,0%

 

 

 

 

Состоите ли Вы в спортивной секции?

нет

29,2%

23,6%

нет, но хотел бы

20,5%

54,5%

да

50,3%

22,0%

 

 

 

 

Как вы относитесь к введению в школах Комплекса ГТО?

очень положительно

57,9%

77,2%

хорошо

5,4%

0,0%

удовлетворительно

20,0%

0,0%

другое

16,7%

22,8%

 

 

 

 

Готовы ли Вы сдавать нормы ГТО?

да

70,8%

59,7%

нет

29,2%

40,3%

 

 

 

 

На Ваш взгляд нормы ГТО…

я сдам легко

29,2%

41,2%

у меня будут затруднения

47,0%

36,2%

я не готов сдавать

23,8%

22,7%

 

 

 

 

Как Вы оцениваете свое здоровье?

У меня хорошее здоровье

29,2%

81,5%

У меня небольшие отклонения в здоровье

70,8%

18,5%

 

Одной из форм развития волевых качеств школьников является психологический тренинг или занятие с элементами тренинга. Именно тренинг, позволяет реализовать необходимые психологические условия развития  их личностного самосознания. С помощью тренинга осуществляется эффективное решение таких задач как: формирование навыков самопознания и саморазвития; владение основами самоконтроля; овладение навыками технологий принятия решений; освоение навыков личностной рефлексии.

Учитывая тот факт, что учащиеся старших классов в большей степени готовы к самооценке и осознанному отношению к состоянию своего здоровья, к адекватному принятию личностно-ориентированных программ психологического и физического развития, разработка программы формирования личной культуры здорового и безопасного образа жизни вполне актуальна и оправдана.

 Развитие и формирование волевых качеств непосредственно зависит от умения учащихся брать на себя ответственность, справляться со стрессовыми ситуациями, владеть методами саморегуляции.

 

Заключение

 

Данные проведенного сравнительного исследования позволяют оценить отношение прагматически настроенных и целеустремленных подростков к физкультуре и ГТО на современном этапе организации этой работы в школе. Необходимость распределения своих интеллектуальных и физических возможностей по всему спектру стоящих перед ними задач в их профессиональном будущем заставляет их делать соответствующие выборы и в отношении затрат времени на физическую культуру, что получило свое  отражение в представленных результатах.

 

Литература

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер. 2008.
  2. Дубровина И.В., Дандарова Ж.К., Игумнов С.А. и др.Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / под ред. Реана А.А. СПб.: Прайм-Еврознак; М: Олма-Пресс, 2003.
  3. Романова Е. С., Абушкин Б.М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология: научно-практический журнал. № 1 (13) – М.: МГПУ, 2015. – С.5-11
  4. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиций системной психологии // Системная психология и социология: научно-практический журнал. № 8 – М.: МГПУ, 2013. – С.5-8
  5. Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 3-12.
  6. Чеченов Х.Д., Фетисов В.А. О состоянии и перспективах развития системы физического воспитания и спорта в общеобразовательных учреждениях. Спорт в школе. Издательский дом «Первое сентября». №11, 2013. – С.14-15

 

References

 

  1. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. - SPb.: Peter. 2008.
  2. Dubrovina I. V., Dandarova J. K., Igumnov S. A. The psychology of a teenager: the complete guide for psychologists, educators and parents / edited by Reina A. A.-SPb.: Prime-Evroznak; Moscow: OLMA-Press, 2003.
  3. Romanova E. S., Abashkin B.M. Psychological health as a factor in the system of students’ sociolization // Systems psychology and sociology.  № 1 (13), 2015. – P. 5-11.
  4. Ryzhov B. N. The internal structure of the activity system from the psychological point of view // Systems psychology and sociology № 8. 2013. – P. 5-8.
  5. Slobodchikov V. I., Gromyko Y. V. Education in Russia: prospects of development // Director, school. 2000. №  2. P. 3-12.
  6. Chechenov H. D., Fetisov V. A. Status and prospects of development of system of physical re-power and sport in educational institutions. Sport at school. Publishing house "First of September". 11, 2013. – P. 14-15.