Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Бонкало С. В., Бонкало Т.И. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Журнал » 2015 №15 : Бонкало С. В., Бонкало Т.И. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    Просмотров: 6314

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ*

 

Бонкало С. В.,

Бонкало Т.И.

ФГБОУ ВПО «Российский государственный

социальный университет»

 

 

Статья посвящена проблеме формирования жизненной позиции членов националистических организаций и группировок. Авторы выявляют сущность и содержание жизненной позиции как социально-психологического феномена, раскрывают типы жизненной позиции и определяют способы их диагностики.

Ключевые слова: жизненная позиция, члены молодежных националистических организаций, фаталистическая позиция, позиция зависимости и изоляции.

 

FEATURES BELIEFS MEMBERS OF YOUTH NATIONALIST ORGANIZATIONS*

Bonkalo S.V.,

Bonkalo T.I.,

Russian State Social University

 

The article is devoted to shape attitudes of members of nationalist organizations and groups. The authors reveal the essence and content of a vital position as a socio-psychological phenomenon, reveals the types of life position and determine methods of their diagnosis

Key words:beliefs, members of youth nationalist organizations, fatalistic position, position of dependence and isolation

 

Введение

 

В настоящее время в психологии отсутствуют системные научные знания о механизмах искажения и деформации чувства национального самосохранения, поэтому такие исследования так или иначе связаны с проблемами национального самосознания, этнической идентичности, выявления их видов, типов, форм и факторов и их взаимосвязи с интегральными характеристиками личности молодых людей, разделяющих националистические взгляды и убеждения.

Проведенное исследование является начальным этапом изучения психологических механизмов трансформации патриотических настроений в националистические, тех психологических и социально-психологических факторов, которые детерминируют зарождение и развитие неонацизма как формы массового сознания.

 

Понятие о жизненной позиции в психологии

 

Проблема формирования жизненной позиции молодежи является в настоящее время весьма актуальной и значимой, так как любое проявление активности молодого человека и его поведение так или иначе отражает определенную его жизненную позицию. Проблема формирования жизненной позиции подростков имеет многолетнюю историю и междисциплинарный характер.

Термин «позиция» (лат. position) определяется как положение, расположение, точка зрения, отношение к какому-либо делу, вопросу [3]. Обращаясь к генезису понятия «позиция», необходимо обозначить его трансформацию от широкого, философско-мировоззренческого, к более узкому, психологическому [4].

В психологическую науку термин «позиция» был впервые введен А. Адлером. Рассматривая психологическое развитие личности, он указывал на стремление личности занять позицию относительно абсолютной логики человеческой жизни в обществе. Позиция выступала как доминирующее отношение человека к существующей для него проблеме, вопросу, явлению [1].

Многими исследователями отмечается, что на определенном этапе развития социальной психологии сложилась традиция, в соответствии с которой в психологической науке термин «позиция» чаще всего использовался для обозначения именно  «социальной позиции человека» [7]. Так, Шибутани Т. определяет позицию как положение, которое личность занимает по отношению к другим в некой социальной группе [10]. Кон И.С. также определяет «позицию» через социальное положение индивида - его место в определенной, конкретной социальной структуре (статус), при этом индивид занимает множество позиций (учитель -профессиональная позиция, отец - семейная и другие) [5]. Берн Э., активно разрабатывая проблему коммуникаций, поднимает вопрос о позициях в общении [2]. Позиция у Берна Э. - это жизненная установка, находящая свое отражение в выборе личностью определенных типов жизненных ролей и принятии соответствующих им вариантов игр. Позиция, по мнению А.Н. Леонтьева, - обязательная характеристика человека. Он отмечает ее как качество, способствующее формированию личности, как субъекта общественных отношений, как принадлежность сферы мировоззрения и жизненных отношений [6].

Обобщая и систематизируя теоретические знания о феномене жизненной позиции,  можно прийти к заключению о том, что жизненная позиция подростков представляет собой интегральную характеристику их личности, раскрывающуюся в системе отношений к себе, к другим людям и к окружающему миру в целом и составляющую ориентировочную основу для их личностного саморазвития и самоизменения. Направленность жизненной позиции определяется доминирующим в ее основе интересами и проявляется в действиях, выражающих отношение к миру и социуму.

В результате теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов была выявлена структура жизненной позиции, раскрывающая ее содержательно-статические характеристики.

Жизненная позиция (ЖП)  – это взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного (целостное представление о мире), аксиологического (система ценностных ориентаций, мотивов и потребностей), эмоционального (система отношений к себе и к другим), экзистенциального (представление о смысле своего бытия), поведенческого (направленность поступков и деятельности) и акмеологического (жизненные цели, профессиональное самоопределение) компонентов и соответствующих им актуализирующего, мотивирующего, ориентирующего, направляющего и стимулирующего функциональных элементов.

Жизненная позиция может быть классифицирована по следующим критериям:

- по степени осознания – осознанная (осознанный выбор определенного действия) и неосознанная (действия, мотивированные психологическими механизмами защиты);

- по степени сформированности – устойчивая (проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности) и ситуативная (выбор жизненной позиции в зависимости от ситуации; расхождение между нравственным сознанием и нравственными поступками);

- по направленности деятельности – просоциальная (направленная на стремление стать полноправным гражданином общества), антисоциальная (противопоставление себя и своей жизнедеятельности нормам общественного поведения, идентификация себя с изолированными от общества индивидами), личностно-центрированная (направленная на свое личное благополучие и достижение личностных интересов любыми способами и средствами);

- по мотивационной направленности – гедонистическая (стремление к получению удовольствий), профессионально – ориентированная (направленная на саморазвитие и профессиональное самоопределение, самосовершенствование), семейно-ориентированная (направленная на создание семьи и сохранение семейных ценностей), фаталистическая (пассивная направленность деятельности, обусловленная неверием в собственные силы) [8; 9].

- по эмоциональному регулированию – нарциссическая (выработанная согласно модели «Я хороший - Мир плохой»), изолированная («Я плохой – Мир хороший»), позитивная («Я хороший – Мир хороший»), депрессивная («Я плохой – Мир плохой»)

Сочетание разных типов жизненной позиции определяет ее в целом конструктивный и деструктивный  характер.

Конструктивная жизненная позиция молодежи представляет собой такую интегральную характеристику их личности, содержательной основой которой являются социально-ценностные потребности личности как обобщенного адекватного понимания ею сущности мира, социального смысла и цели своего бытия, общей линии отношения к себе, к другим людям и к миру в целом.

Методика и методы исследования

На этапе эмпирического исследования был разработан комплекс психодиагностических методик, позволяющий детально изучить состояние каждого компонента внутренней структуры жизненной позиции (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей жизненной позиции членов молодежных националистических группировок

 

Структурные компоненты и их содержание

Методы и методики изучения состояния каждого компонента жизненной позиции (ЖП)

Когнитивный компонент

(целостное представление молодежи об окружающем мире)

- Шкала базисных убеждений Р. Янофф – Бульман (в адаптации М.А. Падун, А.В. Котельниковой);

- тест «Образ мира» (разработанный и апробированный ПИ РАО);

- специально разработанный тест «Знания о природном мире» (разработан педагогами для определения уровня общей осведомленности подростков о физических законах природы);

- специально разработанный тест «Знания о социальном мире» (разработан педагогами для определения уровня общей осведомленности подростков определенного возраста о сфере социальных отношений)

Аксиологический компонент (система жизненных ценностей и приоритетов)

- Методика выявления жизненных ценностей М. Рокича предназначена для выявления терминальных и индустриальных ценностей подростка, их ценностей-целей и ценностей-средств достижения цели;

- Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков)

Экзистенциальный компонент (представления молодежи о смысле своей жизни, временных границах своей жизни, уровень осмысленности жизни)

- СЖО (в адаптации Д.А. Леонтьва) предназначен для диагностики осмысленности жизни, включающей такие показатели, как удовлетворенность процессом жизни и результатом самореализации в прошлом, наличие ясных целей в жизни и готовность к их реализации;

- проективные методики: сочинение-конструкт; рисунок своего жизненного пути

- Опросник отчуждения Мадди (адаптация Е.Н. Осина) направлен на измерение переживания индивидом отчуждения с опорой на концепцию экзистенциального невроза С. Мадди. Мадди выделяет 4 формы отчуждения (экзистенциального невроза): 1) Вегетативность - неспособность поверить в истину, важность или ценность любой реально осуществляемой или воображаемой деятельности (наиболее тяжелая форма). 2) Бессилие - утрата человеком веры в свою способность влиять на жизненные ситуации при сохранении ощущения их важности. 3) Нигилизм - убеждение в отсутствии смысла, утверждаемое путем занятия деструктивной позиции. 4) Авантюризм («крусадерство») - компульсивный поиск жизненности в опасных, экстремальных видах деятельности, в силу переживания бессмысленности повседневной жизни.

Эмоциональный компонент (система отношений к самому себе, к другим людям и к окружающему миру в целом)

- методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, позволяющая выявить уровень развития негативной коммуникативной установки, признаками которой являются: завуалированная жестокость в отношениях к людям; открытая жестокость в суждениях о них; обоснованный и осознанный негативизм в отношениях с другими; брюзжание, то есть склонность делать обобщенные выводы о негативных факторах окружающей действительности, и личный негативный опыт взаимодействия с окружающими;

- Методика выявления эмоциональной направленности личности;

- Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенкопозволяет изучать основные компоненты психологического благополучия личности: позитивные отношения (способность быть открытым для общения), автономия (независимость и ориентация на собственные предпочтения), управление средой (способность добиваться желаемого, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей), личностный рост (стремление к саморазвитию), цель в жизни (чувство осмысленности существования) и самопринятие (признание и принятие собственных ресурсов и ограничений)

Акмеологический компонент (представление о будущем и возможностях своего жизненного пути, профессионально самоопределение)

- опросник самоактуализации Шострома позволяет выявить степень актуализации личности подростка;

- Тест «Мотивы выбора профессии» позволяет выявить внешние и внутренние мотивы выбора профессии;

 

Поведенческий компонент (поведенческие реакции в социальных ситуациях взаимодействия)

- методика Q-сортировка В. Стефансона позволяет определить шесть основных тенденций поведения подростка в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы, избегание борьбы;

- СОП (Методика определения склонности подростков к отклоняющемуся поведению Орла) позволяет выявить склонность подростка к социально-желательным ответам, к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, к волевому контролю эмоциональных реакций и склонность к делинквентному поведению.

 

С учетом теоретически разработанной классификации жизненной позиции и с помощью кластерного анализа (метод Уорда) данных эмпирического исследования, ориентированного на выявление актуального состояния элементов всех структурных компонентов жизненной позиции, а также  последующего факторного анализа (метод главных компонент, критерий Кайзера), были выделены факторные структуры каждого из выделенных типов жизненной позиции (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Факторные структуры типов ЖП по мотивационной направленности

 

 

Гедонистическая

Профессионально-ориентированная

Семейно-ориентированная

Фаталистическая

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

1

Гедонистич-е ценности

28.1%

Профессион-е самоопред-е

31,4%

Ценности семьи

29,1%

Неверие в себя

27,9%

2

Эгоцентризм

19,2%

Внутренняя мотивация

22,7%

Альтруизм

18,5%

Негатив. Образ мира

22,6%

3

Негативизм

12,3%

Самоактуал-я

14,5%

Коммуник.

14,8%

Эгоизм

14,7%

4

Агрессивность

11,8%

Уверенность

12,8%

Цели

13,6%

Подозрит.

10,6%

5

Прагматизм

9,8%

Временная перспектива

8,6%

Професс-е самоопр-е

10,2%

Конфор- мизм

10,2%

 

Факторные структуры гедонистической жизненной позиции включают в себя фактор гедонистических ценностей и потребностей, направленность жизнедеятельности на получение удовольствия. Эгоцентризм, негативизм, агрессивность и прагматизм являются той основой, которая и детерминирует занимаемую позицию во всех сферах жизнедеятельности личности.

Фаталистическая жизненная позиция основана на неверии в добросклонность окружающего мира, в его справедливость. Ориентация на эгоизм, в сочетании с высоким уровнем развития конформизма, подозрительность и тревожность, заниженная самооценка – все это характерно для личности, придерживающейся в своей жизнедеятельности фаталистической жизненной позиции.

Факторные структуры типов жизненной позиции по эмоциональному регулированию свидетельствуют о том, что нарцисстическая жизненная позиция характеризуется прежде всего демонстративными и гедонистическими эмоциями, неприятием окружающего мира, самоуверенностью, эгоцентричностью и стремлением к разрушительной деятельности, тогда как изолирующая – напротив, заниженной самооценкой, романтическими настроениями в сочетании с чувством обиды и враждебности (табл. 3).  

 

Таблица 3

 

Факторные структуры типов ЖП по эмоциональному регулированию

 

 

Нарцисстическая

Изолирующая

Позитивная

Депрессивная

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

1

Демонстр-е эмоции

25.5%

Заниженная самооценка

29,4%

Адекватная самооценка

23,8%

Неприятие окруж.мира

26,9%

2

Неприятие окруж. мира

21,2%

Романтизм

24,6%

Принятие себя

21,5%

Занижен-я самооценка

24,6%

3

Гедонистич. эмоции

15,6%

Обида

16,5%

Реалист-е восприятие

15,2%

Фаталистич эмоции

16,5%

4

Эгоцентризм

13,4%

Конформизм

11,8%

Сотруднич.

11,7%

Уход

9,6%

5

Самоувер-ть

5,4%

Отсутствие смысла

8,6%

Эвристич-е эмоции

9,2%

Апатия

8,2%

 

Содержание факторов (веса каждой из составляющих его шкал) послужили основанием для разработки авторских методик определения типов жизненной позиции. Были разработаны и апробированы две авторские методики: «Методика определения типа ЖП по эмоциональному регулированию» и «Методика определения типа ЖП по мотивационной направленности».

Методика определения типа ЖП по эмоциональному регулированию представляет собой опросник, состоящий из 32 утверждений, каждое из которых раскрывает содержание одного из типов ЖП: позитивная, основанная на модели «Я хороший – Мир хороший», нарцисстическая – «Я хороший – Мир плохой», изолирующая – «Я плохой – мир хороший» и депрессивная – «Я плохой – мир плохой».

Методика прошла процедуры стандартизации и валидизации. Апробация проводилась в несколько этапов. Общая численность обследованной выборки составила 125 человек. В процессе работы было показано, что психометрические характеристики методики продемонстрировали достаточно высокие показатели. Дискриминативные возможности (Дельта Фергюсона) для пунктов опросника располагаются в пределах 0.632 – 0.812, что свидетельствует также и об удовлетворительной эмпирической валидности.

Надежность методики в целом также достаточно высока: значения коэффициента α-Кронбаха, характеризующие внутреннюю согласованность пунктов субшкал методики, находятся в пределах 0.628-0.791.

Ретестовая надежность оценивалась посредством коэффициентов корреляции Спирмена. Их значения между двумя замерами с интервалом в три недели колеблются в пределах от 0.717 до 0.908 (ρ≤0,001), то есть ретестовая надежность опросника также может быть оценена как высокая. Изучение чувствительности субшкал теста к социально-демографическим показателям с применением параметрических критериев анализа выявило, что характеристики каждого из типов ЖП не соотносятся с полом и возрастом испытуемых.

В конечном варианте второго опросника «Определение типа жизненной позиции по мотивационной направленности» - 36 пунктов, и на каждую шкалу приходится по девять утверждений, которые респондентам необходимо оценить по шкале от -1 до +1 по степени верности в отношении себя.

Опросник затем прошел окончательную психометрическую проверку на надежность.

Анализ внутренней согласованности пунктов опросника дал следующие результаты:

- по шкале «гедонистическая ЖП» α = 0,817.

- по шкале «фаталистическая ЖП» α = 0,822.

- по шкале «семейно-ориентированная» α = 0,824.

- по шкале «профессионально-ориентированная» α = 0,829.

Полученные данные входят в диапазон значений α, который считается достаточным, чтобы признать методику согласованной, а значит, мы можем говорить о согласованности пунктов в блоках опросника.

Вторым этапом проверки надежности опросника стала оценка стабильности результатов, для чего был проведен повторный опрос участников исследования. В этой процедуре мы использовали корреляционный анализ результатов первого и второго опросов по критерию τ b Кэндалла и получили следующие результаты:

- по шкале «гедонистическая ЖП» τ b= 0,765, p< 0,01

- по шкале «фаталистическая ЖП» τ b= 0,702, p<0,01;

- по шкале «семейно-ориентированная ЖП» τ b= 0,768, p<0,01.

- по шкале «профессионально-ориентированная ЖП» τ b= 0,772, p<0,01.

Полученные значения показывают, что разработанный опросник дает стабильные показатели, что говорит о надежности инструментария.

Таким образом, разработанные нами опросники  соответствует всем психометрическим нормам, является надежным инструментом определения типа жизненной позиции подростков  по мотивационной направленности.

 

Результаты и их обсуждение

 

Для организации эмпирического исследования были сформированы две исследовательские группы: первую – экспериментальную – группу составили молодые люди, которые являются членами одного из националистических объединений («Национальная социалистическая инициатива» (НСИ), «Реструкт», «Русское национальное единство», «Гвардия Христа», «Национальный союз», «Национал-социалистическая партия Руси» (НСПР) и «Движение против нелегальной иммиграции»). В экспериментальную группу вошло 124 человека (28 – девушки и 96 – юноши) от 18 лет до 21 года. Контрольная группа состояла из студентов, не принадлежащих к националистическим партиям и объединениям. Выборки уравнивались по количеству, полу и возрасту испытуемых.

По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что 66,13 %  (n = 124) членов националистических организаций занимают гедонистическую жизненную позицию в межличностном и социальном взаимодействии и 19,35%  (n = 124) были отнесены нами к личностям, придерживающимся фаталистической жизненной позиции. Неверие в себя, в свои собственные силы, в возможность построить свою жизнь в соответствии со своими ценностями и приоритетами, и вместе с тем завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие осознанной цели и конформизм, подозрительность и мнительность – все это характерно для большинства членов националистических организаций.

Сравнительный анализ процентного распределения испытуемых двух исследовательских групп по типам их жизненной позиции свидетельствует о наличии в нем достоверно значимых различий (χ2 = 344,49; < 0,001). В частности, было выявлено, что среди испытуемых экспериментальной группы только около 14% молодых людей характеризуются профессионально ориентированной жизненной позицией, семейно же ориентированной – 0,81%.

В контрольной группе, несмотря на достаточно большое количество молодых людей, придерживающихся гедонистической жизненной позиции, все-таки около 30% характеризуются соответственно профессионально- или семейно-ориентированной жизненной позиции. Более того, среди социально адаптивных студентов профессионально-ориентированная жизненная позиция, напротив, занимает одно из первых мест. В процессе исследования были обнаружены корреляционные связи между показателями склонности к отклоняющемуся поведению и жизненной позиции по мотивационной направленности (табл. 4). Выявленная корреляционная связь свидетельствует о том, что склонность личности к девиантному поведению во многом обусловлена ее гедонистической или фаталистической жизненными позициями. Помимо этого, фаталистическая жизненная позиция, зафиксированная у многих представителей националистического движения, согласно выявленным корреляционным плеядам, детерминирует склонность личности к аддиктивному поведению, к формированию зависимостей, что немаловажное значение имеет при разработке соответствующих профилактических и реабилитационно-коррекционных программ.

Достоверно существующие взаимосвязи были обнаружены и между показателями жизненной позиции молодых людей и уровня развития у них межэтнической интолерантности, определенной с помощью соответствующего опросника, разработанного Т.И. Бонкало и Л.В. Варавиной. Было выявлено, что чем выше показатели развития гедонистической жизненной позиции, тем выше и показатели развития межэтнической интолерантности (rp = 0,358, < 0,05).

 

Таблица 4

 

Корреляционные связи между показателями склонности к девиантному поведению и жизненной позицией испытуемых

 

Показатели

СОО

ПН

Адд

СР

САН

ВКЭ

Дел

Гедонистическая

0,366*

0,383**

0,401*

-0,122

0,614**

0,122

0,762**

Профессионально-ориентированная

0,132

-0,171

-0,344*

-0,412*

0,001

0,176

-0,501*

Семейно-ориентированная

0,052

-0,105

-0,127

-0,055

0,089

0,202

-0,323

Фаталистическая

-0,166

0,181

0,801**

0,464*

0,128

0,196

0,651**

 

Условные обозначения: СОО – склонность к социально одобряемым ответам; ПН – склонность к преодолению норм и правил; Адд – склонность к аддиктивному поведению; СР – склонность к саморазрушающему поведению; САН – склонность к агрессии и насилию; ВКЭ – волевой контроль эмоций; Дел – склонность к делинквентному поведению; * - корреляционная связь на уровне значимости < 0,05; ** - < 0,01

 

Здесь необходимо отметить, что сравнительный анализ эмпирических данных подтвердил, что процентные распределения респондентов двух исследовательских групп по уровню развития межэтнической интолерантности отличаются друг от друга на достоверном уровне различий (χ2 = 518,28; p < 0,001).

Вместе с тем обращает на себя внимание и тот факт, что 62,10% студенческой молодежи, не принадлежащей к националистическим объединениям, характеризуются начальным уровнем развития межэтнической интолерантности, предполагающим их готовность к проявлению интолерантного поведения в отношении представителей других этнических групп. Более того, у 11,29% молодых людей контрольной группы был зафиксирован критический уровень развития межэтнической интолерантности, и у 23,39% - реальный.

Анализ эмпирических данных позволяет говорить о существовании в российской молодежной среде латентного интолерантного отношения к представителям другой этнической группы.

Следующим этапом исследования стало выявление типа жизненной позиции испытуемых по эмоциональному регулированию.

Нарциссическая жизненная позиция, предполагающая построение жизни, исходя из модели «Я хороший – Мир плохой», обусловлена прежде всего демонстративными эмоциями, отсутствием альтруистических и коммуникативных эмоций, негативным восприятием окружающего мира, завышенной самооценкой, приводящей к эгоцентрическим тенденциям,  потребностям и чувствам.

Нарциссическая жизненная позиция¸ характерна для 62,90% молодых людей – членов молодежных националистических организаций и 22,58%  социально адаптивных студентов  – их сверстников.

В экспериментальной группы 16,93% испытуемых – члены националистических организаций – были отнесены к личностям с изолирующей жизненной позиции. Изолирующая позиция, построенная на модели «Я плохой – Мир хороший», обусловлена эмоциями обиды на свой прошлый жизненный опыт, неверием в себя и вместе с тем романтическими настроениями и амбивалентными чувствами, приводящими к исковерканной идентификации себя с «недостойными» лицами и к сознательному уходу от реального мира.

Подобная жизненная позиция не дает возможности для самореализации и самоидентификации молодых людей, препятствует их выходу за пределы собственной жизни, сиюминутных устремлений и желаний. Такая жизненная позиция, положительно коррелирует с уровнем внушаемости личности, что свидетельствует о возможности трансформации у них социально ценностных ориентаций в псевдоценности.

Еще один тип негативно окрашенной жизненной позиции членов националистических организаций – это депрессивная жизненная позиция, обусловленная присутствием фаталистических эмоций, апатиями, раздражительностью, неврозоподобными состояниями, истеричностью и неверием в возможность изменить себя и окружающий мир. Такая жизненная позиция характерна для  14,52 % от общего числа испытуемых экспериментальной группы и  8,87 %  - контрольной.

Позитивная же жизненная позиция, строящаяся на модели «Я хороший – Мир хороший», была зафиксирована лишь у 5,64% молодых людей, разделяющих националистические ценности и приоритеты и у 41,93% социально адаптивных их сверстников. Выявленные корреляционные связи (табл. 4) свидетельствуют об объективно существующей зависимости отклоняющегося поведения от занимаемой личностью жизненной позиции.

Делинквентное поведение молодых людей, согласно выявленным корреляционным плеядам, взаимосвязано с нарциссической, изолирующей и депрессивной позициями, тогда как позитивное отношение к себе, к  другим и к окружающему миру в целом, напротив, обусловливает снижение склонности личности к отклоняющему поведению.

 

 

Таблица 5

 

Корреляционные связи между показателями склонности к девиантному поведению и жизненной позицией испытуемых

 

Показатели

СОО

ПН

Адд

СР

САН

ВКЭ

Дел

Нарцисстическая

0,803**

0,101

0,196

-0,112

0,431*

0,176

0,486**

Изолирующая

0,028

-0,134

0,709**

-0,367*

0,143

0,109

0,532*

Депрессивная

0,000

-0,009

0,776**

-0,072

0,091

0,043

0,332

Позитивная

-0,032

0,037

-0,811**

-0,505*

-0,604**

0,398

-0,712**

 

Условные обозначения: СОО – склонность к социально одобряемым ответам; ПН – склонность к преодолению норм и правил; Адд – склонность к аддиктивному поведению; СР – склонность к саморазрушающему поведению; САН – склонность к агрессии и насилию; ВКЭ – волевой контроль эмоций; Дел – склонность к делинквентному поведению; * - корреляционная связь на уровне значимости < 0,05; ** - < 0,01

 

Результаты эмпирического исследования подтверждают выводы, сделанные авторами в процессе исследования особенностей жизненной позиции делинквентных подростков [4].

Таким образом, в целях профилактики развития националистических идей и настроений у современной молодежи, прежде чем привлекать их к разного рода воспитательным мероприятиям, нацеленным на развитие чувства патриотизма, в первую очередь, целесообразно формировать позитивный и адекватный их взгляд на мир, развивать позитивную, основанную на принятии себя и других, жизненную позицию.

 

Заключение

 

Жизненная позиция  членов молодежных националистических организаций в целом имеет деструктивный характер. Она характеризуется неустойчивостью, неосознанностью выбора, ценностной пустотой, неопределенностью жизненных целей, их суженными границами и гедонистической или фаталистической направленностью, личностно-центрированной ориентацией и нарциссическим, изолирующим или депрессивным отношением к себе и к миру в целом.

Существует значимая корреляционная связь между склонностью личности к девиантному поведению и гедонистической и фаталистической направленностью ее жизненной позиции. Девиантное поведение молодых людей, согласно выявленным корреляционным плеядам, взаимосвязано с нарциссической, изолирующей и депрессивной позициями, тогда как позитивное отношение к себе, к  другим и к окружающему миру в целом, напротив, обусловливает снижение склонности личности к отклоняющему поведению.

 

Литература

 

  1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академическй проект, 2007. – 387 с.
  2. Берн Э: Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры.: пер с англ. / Э. Берн. - СПб.: Университетская книга, М.: ACT, 1997 – 248 с.  
  3. Большой энциклопедический словарь: 2-е изд. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997. - 1456 с.
  4. Бонкало С.В. Коррекция жизненной позиции делинквентных подростков в условиях специальных образовательных учреждений закрытого типа: монография // С.В. Бонкало, Т.И. Бонкало, И.В. Горохова. – Коломна, 2012. – 199 с.
  5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.:Политиздат, 1984. - 335 с.
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - С. 171 -180
  7. Майерс Д. Г. Социальная психология  /Д.Г. Майерс. – СПб.: Питер, 2011  - 794 с.
  8. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. – № 1 (1). – С. 38 - 54.
  9. Романова Е.С., Рыжов Б. Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот // Системная психология и социология.  2010. - № 1. - С. 71-75.  
  10. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 544 с.

 

References

 

  1. Adler A. Understand the nature of man. - SPb .: Academic Project, 2007. - 387 p.
  2. Bern E. Games People Play, people who play games: lane with English. / E. Berne. - SPb .: University Book, M .: ACT, 1997 - 248 p.
  3. Great Encyclopedic Dictionary: 2 ed. - M .: "Great Russian Encyclopedia", 1997. - 1456 p.
  4.  Bonkalo S.V. Correction vital position delinquent adolescents in special educational institutions closed type: monograph // SV Bonkalo, TI Bonkalo, IV Gorokhova. - Kolomna, 2012. - 199 p.
  5. Cohn I.S. In search of self: personality and its identity [Text] / IS Cohn. - M.: Politizdat, 1984. - 335 p.
  6. Leontiev A.N. Needs, motives, emotions / AN Leontiev // Psychology of emotions / Ed. VK Vilyunas, YB Gippenreiter. - M .: MSU, 1993. - S. 171 -180
  7. Myers D.G. Social Psychology  /D.G. Myers. - SPb .: Peter, 2011 - 794 p.
  8. Ryzhov B.N. The basic of systemic psychology // Systems psychology and sociology. - 2010. - № 1 (1). - P. 38 - 54.
  9. Romanova E.S., Ryzhov B.N.«Brutus’s complex» of social orphan // Systems psychology and sociology. - 2010. - № 1. - P. 71-75.
  10. Shibutani T. Social Psychology: Per. from English. / T. Shibutani. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. - 544 p.

 

 

  


 

 

*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта

№ 15-06-10966