Ананишнев В.М., ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Журнал » 2015 №13 : Ананишнев В.М., ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5876
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Ананишнев В.М.,
МГПУ, Москва
Данная статья является продолжением цикла публикаций журнала «Системная психология и социология», посвященных описанию технологизации управления в сфере образования. В статье рассматриваются теоретические проблемы технологизации образовательной системы; исследуются информационные технологии в управлении, коммуникативные связи образовательной системы.
Ключевые слова: технология управления, технологизация, управленческая деятельность, метод,информационные технологии,коммуникативные связи, образовательная система.
INFORMATION TECHNOLOGIES FOR MANAGEMENT EDUCATION
Ananishnev V.M.,
MCTTU, Moscow
This article is a continuation of the series of publications in the journal of Systems psychology and sociology, it’s devoted to the description of the technologizing of management in education. The article discusses theoretical problems of technologization in the educational system; examines information technologymanagement and communication education system.
Keywords:technology management, technology, management activity, method, information technology, communication, education system.
Введение
Социальные технологии управления в сфере образования включают в себя и такие средства воздействия, как коммуникации и обратная связь. В данном случае под коммуникацией будем подразумевать обмен информацией для обеспечения взаимопонимания между руководителями и подчиненными. Выделим шесть областей коммуникативного взаимодействия руководителя с подчиненными:
- прием на работу (цель - убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы в данном образовательном учреждении и получить определенное представление о нем);
- ориентация(цель - ознакомление с работой и формирование уверенности в ее достоинствах);
- индивидуальная оценка (цель – сообщение подчиненному своей оценки его вклада в деятельность образовательного учреждения);
- личная безопасность (цель - предоставление преподавателям информации о степени их безопасности в образовательном процессе и мерах, принимаемых для ее обеспечения);
- дисциплина(цель - ознакомление с действующими в организации правилами и инструкциями с тем, чтобы сотрудники могли лучше к ним приспособиться);
- функционирование (цель обеспечение сотрудников необходимой информацией об их служебной функции и роли в образовательном учреждении).
Таким образом, коммуникативные потоки пронизывают все жизненное пространство образовательного учреждения. Можно считать, что коммуникация является как бы основным энергетическим вкладом руководителя в жизнь образовательного учреждения. Поэтому очень важно, чтобы данная энергия использовалась как можно более эффективно. Речь идет преимущественно о вертикальных потоках информации между сотрудниками.
Коммуникативные потокиинформации
Недостаточное информирование сотрудников в образовательном учреждении есть не что иное, как отсутствие внимания к ним руководителей. На языке социологов это означает, что не удовлетворяется одна из фундаментальных человеческих потребностей - в уважении, признании. У человека утрачивается чувство причастности к делам образовательного учреждения. Кроме того, плохое информирование порождает слухи, усиливающие у сотрудников состояние неопределенности и тревоги. И, наконец, оно неизбежно ведет к падению дисциплины и морали. По данным исследователей, недостаточная информированность является одной из причин увольнения. И наоборот, систематическая информация преподавателей,учащихся может в ряде случаев повысить эффективность их труда на 10-30%. Еще более эффективны внутриорганизационные коммуникации применительно к непосредственно управленческой деятельности: принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата практически невозможны без информации и создания на этой основе обратной связи. Вышеназванным проблемам в дискурсе психологии и социологии управления в последнее время уделяется большое вниманиесоциологами и психологами, в том числе и представителями МГПУ [1, 3, 5,6].
Каковы же причины плохой коммуникации в образовательном учреждении?Важнейшие из них представлены на рисунке 1.
Рис. 1.Причины плохой коммуникации в образовательном учреждении
Недостаточное понимание необходимости коммуникации особенно часто демонстрируют представители высшего управленческого звена. Они часто не считают нужным информировать о положении дел в образовательном учреждении даже управляющих среднего и низшего звена (не говоря уже о рядовых сотрудниках). При ранжировании 10 важнейших моральных факторов успешной работы фактор осведомленности о состоянии дел в образовательном учреждении руководители ставят на последнее место. Подчиненные же считают этот фактор вторым-третьим по значимости.
Нередко к неверному восприятию информации и даже ее умышленному искажению приводят недоброжелательные отношения между педагогами и возникающая в силу этого излишняя подозрительность.
На информационном обмене сказываются личностные качества членов педколлектива, например, предвзятость по отношению к мнению преподавателей приводит к неправильному восприятию и неадекватной оценке поступающей информации. Отрицательное влияние оказывают всевозможные стереотипы, отсутствие интереса к сообщаемой информации (вследствие, например, ее однообразия,тривиальность и т.п.).
Неполнота воспринимаемой информации может быть связана, прежде всего, с тем, что отправитель опускает часть фактического материала, либо считая его уже всем известным, либо по недосмотру, либо прибегая к умышленному “придерживанию”части информации в целях манипуляции людьми.
Часто плохая коммуникация является результатом того, что отправитель не обращает внимания на форму, достоверность и конкретность информации,особенности ее получателя и т.п.
Резко снижается эффект внутриорганизационных коммуникаций из-за несовершенства нашей памяти. Установлено, что рядовые сотрудники сохраняют в памяти всего лишь 50% переданной им информации, а руководители - 60%. Поэтому необходимо повторение сообщений, занесение их в память компьютера, просто в блокнот и т.д.
Особенно важна обратная связь для обеспечения бесперебойности коммуникативных потоков, а, следовательно, и для эффективного управления образовательным учреждением. Руководитель не может успешно решать задачи образовательного учреждения без информации о действиях отдельных его звеньев.Подобную информацию руководитель получает от исполнителей, затем на ее основе оценивает их действия, применяет стимулы и т.п. Обратная связь может осуществляться в различных формах, а не тольковербально. Это может быть и улыбка, и пожатие руки, и интонация,выражение глаз и т.д.
Эффективная обратная связь в образовательном учреждении характеризуется параметрами, представленными на рисунке 2.
Рис. 2. Основные характеристики эффективной
обратной связи в образовательном учреждении.
Необходимые условия установления эффективной обратной связи - доверие и открытость в отношениях между членами образовательного учреждения, снижение организационной дистанции и несовместимости сотрудников, а также выбор нужного способа осуществления обратной связи (рис.3.): им может быть личная беседа, общее собрание и т.п..
Рис. 3.Наиболее типичные способы осуществления
обратной связи в образовательном учреждении
Итак, руководитель эффективно функционирующего образовательного учреждения должен ставить и решать следующие задачи:
- создание обстановки, в которой сотрудники могут безбоязненно высказывать свое мнение;
- улучшение внутренней коммуникации;
- выявление проблемных областей и направлений усилий на разрешение проблем;
- оперативное обновление информации и актуализация базы данных по труду и другим вопросам;
- оценка эффективности и действенности организационной политики;
- способствование созданию атмосферы сотрудничества.
Если эффект коммуникативного действия нас не удовлетворяет, то мы принимаем какие-то меры по его усилению. Совокупность мер, направленных на повышение результативности (эффективности) коммуникативного действия будем называть оптимизацией.
Результативность коммуникативного действия снижается из-за:
1) недостатков в подготовке самого сообщения (так называемые смысловые барьеры);
2) неадекватной установки получателя в отношении источника и передаваемого им сообщения (перцептивные “помехи”);
3) “помех” в каналах передачи информации (инструментальные барьеры);
4) эмоциональной избыточности контактов (эмоциональные барьеры);
5) “помех” в самом процессе коммуникации (процессуальные барьеры);
6) альтернативного коммуникативного воздействия (слухи, сплетни);
7) “помех” в организации коммуникационных процессов (организационные“помехи”).
О распространении коммуникативных “помех” и барьеров можно судить по результатам опроса управленческих работников[2, с. 217].
Таблица 1.
Коммуникативные барьеры выстраиваются по мере убывания их распространенности: недостатки в подготовке самого сообщения; недостатки в каналах передачи информации; эмоциональная избыточность контактов; упущения в самом процессе коммуникации; негативная установка получателя в отношении источника информации и передаваемого сообщения. Оптимизация коммуникативного действия направлена на устранение указанных барьеров и “помех”. Она проводится в соответствии с определенными критериями. Критерий оптимизации - переменная информационного процесса (действия), подвергаемая направленному и непосредственному воздействию. В нашем случае семь видов таких критериев: 1)смысловой, или семантический; 2) перцептивный; 3) инструментальный; 4)экспрессивный, или эмоциональный; 5) процессуальный; 6) “альтернативный”; 7)организационный.
Наряду с общими критериями выделяются направления оптимизации коммуникативного действия. Их выделение, конечно же, условно, так как в каждом конкретном случае приходится заниматься и отбором эффективных средств коммуникации, и сдерживанием эмоций, и нейтрализацией слухов. Правила и методы оптимизации информационного обмена полезно разделить и рассмотреть их в отдельности.
1. Правила смысловой оптимизации. Опыт и результаты исследований показывают, что многие “помехи” в коммуникации вызваны самим сообщением, точнее сказать, его неудовлетворительными параметрами. Если передатчик сам для себя еще не уяснил смысла передаваемой информации, то бесполезно рассчитывать на понимание со стороны получателя. Можно сформулировать несколько правил смысловой оптимизации.
Правило исключения двусмысленности сообщения. Многие недоразумения возникают из-за двусмысленности сообщения.
Правило идентификации символов. Педагоги по-разному интерпретируют одни и те жесимволы, и из-за этоговозникают определенные проблемы.
Правило “смягчения” терминов. Стоит нам назвать кого-нибудь“негодяем”, как мы перестаем замечать в нем человека и начинаем видеть одни недостатки, и даже несуществующие.
Правило “смягчения” терминов требует исключения из сообщения “резких”слов и выражений, вызывающих неадекватные ассоциации и реакции.
Правило “рокировки” значимых ценностей. Обращаясь к кому-то с просьбой или предложением, мыобычно делаем акцент на том, что значимо и важно для нас и забываем как-то об интересах получателя информации. Данный метод требует, напротив, выставления на первый план того, что значимо для него.
Правило смыслового усиления. При подготовке сообщения важно учитывать его объем и степень новизны. Наращивая постепенно смысловую нагрузку и “порции” информации, мы скорее добьемся успеха, нежели при использовании“информационного шока”.
2. Правила и методы перцептивной оптимизации. Подготовка сообщения с учетом правил смысловой оптимизации – это необходимое, но еще недостаточное условие, чтобы быть правильно понятым. Важно учесть и те психологические установки, через которые воспринимаются получателем сообщения; если они отрицательные, то наши усилия окажутся бесполезными.
Методынейтрализации установок
Отрицательные установки могут быть вызваны как самим сообщением, так и его источником (передатчиком). Есть несколько методов нейтрализации этих установок
Метод психологической “переадресовки”. Смысл метода - в переключении, “переадресовке” отрицательной установки на другой объект. Есть несколько вариантов исполнения этого метода, начиная от демонстрации солидарности с коллегой против какого-либо “общего врага” и кончая поспешным“открещиванием” от своих коллег, “подмочивших” себе репутацию.
Метод перцептивного отвлечения. Близок по содержанию к предыдущему методу и отличается от него тем, что объект отрицательной установки не покидает личностного пространства человека, а перемещается в нем в направлении наименьшего зла.
Метод перцептивного контраста. Данный метод построен на эффективности неожиданности, когда действия учащегося оказываются по ту сторону границ ожидаемого поведения (сами границы в данном случае очерчены негативной установкой).
Метод перцептивной разрядки. Многочисленны приемы и средства психологической разрядки, но наиболее популярным из них является, конечно же,смех. Он моментально меняет в наших глазах преподавателя - до этого неприятного.
Метод перцептивного обсуждения. Если у преподавателя в процессе коммуникации появились какие-то подозрения относительно порядочности учащегося,то велика вероятность того, что все последующее общение пойдет под “знаком”этого впечатления и успеха он не добьется. Благоразумнее в самом начале поделиться с ним впечатлениями: ведь чаще всего они оказываются ложными или преувеличенными.
Методология перцептивной оптимизации опирается также на правила предупреждения, недопущения отрицательной установки. Среди них правила:
- исключения “комплекса различия”. “Комплекс различия” - это устойчивое неприятие преподавателем всего того, что значительно расходится с его собственными представлениями, действиями и стилем жизни;
- “первого впечатления”. У преподавателей возникает устойчивое представление о каком-либо явлении на основе первого впечатления о нем. Так происходит в большинстве случаев. Поэтому было бы, конечно, странным, если бы люди не воспользовались этим эффектом в целях расположения к себе получателей информации, а именно учащихся. Уметь произвести благоприятное впечатление - это тоже немало;
- оценочного упреждения. Смысл правила можно выразить так: лучше предупредить негативную о себе информацию, заранее вызвав к ней недоверие учащихся, нежели доказывать потом, что ты прав.
3. Методы эмоциональной оптимизации. Оговоримся сразу, что эмоциональную выразительность сообщения мы безусловно относим к его достоинствам, и речь пойдет только о тех ситуациях, где эмоции “выплескиваются через край”, где разумнее их сдерживать. Для этого предлагаем несколько методов.
Метод эмоциональной рефлексии. Одна из особенностей эмоционального поведения в том, что сам преподаватель обычно не замечает за собой эмоциональных “отклонений” и недоумевает, когда ему об этом говорят. Смысл метода эмоциональной рефлексии заключается как раз в “обнаружении” в себе отклоняющихся эмоций и их последующем “отнесении” к саморегуляции. Что мы знаем, то нам уже не вредит.
Метод ограничения эмоциональных проявлений. Иногда полезно вводить специальные ограничения напроявления эмоций.
Метод “выпускания пара”. Если хотим иметь дело с мыслящим и реагирующим подчиненным, нужно ему периодически “выпускать пар”, т.е.избавляться от отрицательных ощущений.
4. Правила и методы инструментальной оптимизации. Рассмотрим несколько методов и правил, относящихся к оптимизации каналов (средств инструментов)передачи информации.
Правило символического разнообразия направлено против тенденции обеднения языка управленческого общения и предполагает расширение символического пространства коммуникативных контактов, введения новых символов,замены “изношенных”.
Правило непротиворечивости передаваемых сообщений. Неадекватная передача мыслей и чувств может быть связана с несогласованностью передаваемых сообщений. Например, кто-то говорит: “Мне очень приятно слышать то, что ты сказал”, но на невербальном уровне демонстрирует обратное. Свидетельством этого являются, например, дрожь в голосе из-за того, что от злости перехватывает горло, ожесточенное выражение лица, стиснутые кулаки [4, с. 145-146].
Данное правило требует согласования сообщений, передаваемых по разным каналам.
Метод информационного “резонанса”. Явление резонанса связано, как известно, с наложением волн, векторов сил и соответствующим результирующим эффектом. Подобный эффект применительно к коммуникативному воздействию достигается благодаря “наложению” и взаимному усилению каналов передачи информации, когда, скажем, вербальные средства дополняются невербальными.
Метод “по секрету”. Данный метод относится к использованию слухов,так скажем, в “мирных” целях. Слухи обычно не идут по официальным каналам, и это фактически одна из причин столь быстрого их распространения. Каждый может сообщить слух каждому. Исходя из этого американский профессор К.Дэвис,посвятивший изучению слухов в организациях более 30 лет, советует разумным руководителям культивировать “сказанное по секрету”. Это равносильно тому,чтобы сообщить правду, и как можно раньше.
Правило экспрессии. Когда о передаваемом сообщении высказываются,что оно “вялое” или “невыразительное”, то это, очевидно, не лучшая оценка.Правило экспрессии требует как раз повышения выразительности сообщения. “Я стал действительно мастером-воспитателем только тогда, - делился своим опытом А.Макаренко, - когда научился говорить “проходи здесь” с 15-20 оттенками, когда освоил 20 нюансов выражения лица, голоса и манер. После этого я не боялся, что кто-то позванный не прибудет или не поймет, что от него требуется”.
5. Правила и методы процессуальной оптимизации. До сих пор мы не касались такого важного для коммуникации вопроса, как вопрос расположения или побуждения учащегося к общению, беседе. Можно предложить, по меньшей мере, два метода, с помощью которых нам нетрудно будет настроить учащегося на эффективную коммуникацию. Это - методы включения в учащегося и “подогрева”.
Метод включения в подчиненного. Самый верный путь к сердцу человека, - утверждает Д.Карнеги, - это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. А что он так ценит? Во-первых, самого себя. Во-вторых, своих родных и близких. В-третьих, свои профессиональные успехи, если таковые,конечно, имеются. В-четвертых, любимые занятия и т.д.
Практически у каждого человека эти ценности находятся на первом плане,хотя в их последовательности есть различия.
Из данного метода следует:
- задавайте вопросы, на которые вашему собеседнику приятно будет отвечать;
- поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе и своих достижениях;
- слушайте, не перебивая.
Метод “подогрева”. Как мотор подогревают, чтобы его завести, так и учащегося, коллегу нужно готовить к общению. Нетерпение и неумеренное поторапливание их могут блокировать желание к откровенной беседе и умалить в их глазах ценность самой коммуникации.
Правило направленной эмпатии. Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживание другого человека.
Некоторые полагают, что эмпатия сродни музыкальному слуху: если ее нет у человека, то уже ее не обретешь. Такое положение нам представляется излишне категоричным, поскольку в действительности способность человека к эмпатии тем выше, чем богаче и разнообразнее его представления о других людях, чем гибче и изобретательнее он ими пользуется.
Способность к эмпатии формируется и развивается на основе: а) вывода по аналогии, б) воображения, в) самоанализа. С учетом этого можно построить систему направленных действий по ее развитию [7, с. 195-199].
Метод ролевой имитации. Чтобы понять друг друга и исключить необоснованность взаимных претензий, полезно иногда “поменяться ролями”.
Смысл правила самообращения - в косвенных, внешне безобидных замечаниях партнеру, “пропущенных” как бы через себя.
Метод количественной оптимизации. Эффективность коммуникационного процесса зависит и от числа его участников. Если речь идет, скажем, о супружеском общении, то в нем, как правило, “третий лишний”, хотя в отдельных случаях участие третьей стороны становится просто необходимым, например, при разрешении внутрисемейных конфликтов.
Оптимальный состав участников коммуникации определяется эмпирическим или интуитивным путем.
Метод избыточной информации. В процессе коммуникации могут возникать и такие помехи, которые сравнительно легко устраняются за счет избыточной информации, т.е. повторения всего сообщения или какой-то его части,скажем, при разговоре во время громкой музыкальной радиопередачи.“Избыточность” - это своего рода “страхование от шума” в том числе, что хотя она шума и не устраняет, тем не менее уменьшает его искажающее воздействие на эффективность коммуникации. По крайней мере, половина содержания типичного служебного разговора может содержать избыточную информацию.
Правило “регламента”. Нетрудно представить, как реагируют участники совещания на затянувшееся выступление оратора. Его готовы “снести”чуть ли не вместе с трибуной. Во всяком случае, его перестают слушать, а что и слышат - интерпретируют не в его пользу. Своего рода регламент есть,по-видимому, в любом процессе коммуникации, и его нарушение снижает эффективность последней.
6. Методы нейтрализации слухов, сплетен. Мы навлекли бы на себя справедливый упрек, если бы оставили без внимания такие распространенные феномены коммуникации, как слухи и сплетни.
Слух - это неподтверждаемое сообщение, передаваемое по межличностным каналам. Сплетня - это разновидность слуха, основанная на неточных или заведомо неверных, нарочито измышленных сведениях.
Не имея здесь возможности говорить об источниках слухов, их функциях и каналах распространения, об отношении людей к слухам и т.п. - все это, конечно же,небезынтересно, - сосредоточимся только на одном вопросе - как противодействовать слухам, чтобы нейтрализовать их деструктивное влияние.
В процессе коммуникативной оптимизации применяются несколько методов нейтрализации слухов, сплетен:
- метод прямого опровержения основан на приведении фактов,направленных непосредственно против содержания слуха;
- метод альтернативной информации также основан на использовании фактов, исключающих содержание слуха, но без демонстрации их противоположности;
- метод косвенного опровержения строится на определенных действиях, исключающих содержание слуха, так, например, сплетня о предстоящем освобождении от должности руководителя тут же исчезает, если ему повышается оклад или он получает ощутимую премию;
- метод демонстрируемого безразличия, т.е. демонстрация того, что слух человеку нипочем, что он его “не трогает”;
- метод гиперболизации, т.е. преднамеренное преувеличение слуха с целью его сведения к абсурду;
- метод информационной девальвации основан на нейтрализации слуха противоположным ему слухом;
- метод нейтрализации источника основан на выявлении источника слухов и блокировании коммуникативного “шантажа”;
- метод информационного упреждения предполагает предварительное,профилактическое информирование заинтересованных лиц по “слухоопасным”вопросам.
7. Коммуникация в образовательных учреждениях: особенности, проблемы,методы. Коммуникация в образовательном учреждении имеет свои особенности,которые заслуживают того, чтобы рассмотреть их специально.
Во-первых, коммуникация осуществляется в высокоструктурированных условиях, что ограничивает и направляет потоки сообщений. Например,образовательному учреждению нет надобности в информации о наших семейных отношениях или успехов на рыболовном поприще. Границы коммуникации определяются тем, что необходимо для функционирования и развития образовательного учреждения.
Во-вторых, в любом образовательном учреждении можно заметить, что информационные потоки направлены или по вертикали, т.е. по служебной иерархии,или по горизонтали, т.е. между работниками равного служебного уровня.Вертикальные потоки движутся как сверху вниз, так и снизу вверх. Причем в первом случае потоки сообщений интенсивнее, нежели во втором.
В-третьих, для передачи сообщений, признанных в образовательном учреждении в качестве официальных, служит формальная коммуникация. Эти сообщения носят чаще всего письменную форму и передаются по вертикальным каналам. Когда у сотрудников появляется необходимость общения с таким индивидом, с которым нет формальных каналов коммуникации, тогда возникает неформальная коммуникация. Формальные и неформальные каналы в коммуникации дополняют друг друга. Преобладание неформальных каналов означает, что сеть формальных коммуникаций не полностью “покрывает” важные сообщения в образовательном учреждении.
Идеальная система коммуникации такая, при которой потоки сообщений, по крайней мере, частично, ограничены и ее структура такова, что информация достигает тех и только тех, кому она предназначена, наиболее необходима. Однако истинное состояние коммуникации далеко от идеального, и любому педагогическому коллективу приходится решать определенные проблемы. Вышеназванным проблемам уделяется большое вниманиесоциологами и психологами, в том числе и представителями нашего университета [8,9,10,11,12].
Обычно выделяют и рассматривают четыре проблемы: информационная перегрузка, искажения и потери информации, недостаток информации в каналах отрицательной обратной связи, низкая скорость информационных потоков.
Информационная перегрузка - это состояние индивида или системы,при котором поступающая к ним информация не может быть переработана и использована, что ведет к сбоям в процессе коммуникации, снижению ее эффективности.
Образовательные учреждения используют разные способы, чтобы справиться с информационными перегрузками. Простейшими из них являются увеличение штатов организации или сверхурочные работы. К более рациональным методам относятся:
- фильтрация - информация, предназначенная для вышестоящего руководителя, поступает предварительно к его заместителям или помощникам,которые выполняют роль “сторожа”, предотвращая информационную перегрузку руководителя;
- установление очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости;
- регулирование потоков информации посредством их равномерного распределения по различным каналам и сохранение объемов входной информации.
Искажения и потери информации. Искажения и потери информации - достаточно распространенные явления. Искажения - это такая передача информации, при которой искажается ее смысл. Потеря - недополучение всего или части сообщения.
Для ограничения информационных потерь и искажений применяются, как правило, три метода:
- избыточная информация, т.е. повторение сообщения в различных формах, по разным каналам или в разное время;
- верификация, т.е. подтверждение правильности предыдущего сообщения;
- выпрямление связей, т.е. устранение посредников в потоках информации,достигаемое уменьшением числа уровней управления, непосредственным инспектированием внешними руководителями состояния дел “на местах”, более активным использованием неформальных каналов обратной связи.
Недостаток информации в каналах отрицательной обратной связи. Сотрудники,как правило, посылают руководителям подслащенные сообщения. Система коммуникаций склонна искажать информацию в направлении, увеличивающем вероятность получения вознаграждения и уменьшающем вероятность получить наказание. В результате руководители организации имеют неадекватное представление о том, что делается внизу.
По всей видимости, отрицательная обратная связь с нижних уровней должна поощряться, а не наказываться. Должны быть обеспечены специальные каналы такой обратной связи, типа ящиков для предложений, вносимыхвсеми субъектами образовательного процесса или телефонных служб “Ваше настроение”. Неформальные контакты еще один из возможных каналов обратной связи.
Руководители могут найти также выход из положения, посещая нижний уровень организации.
Низкая скорость информационных потоков. Формальная структура организации создает определенные препятствия на пути коммуникационного потока. Один из основателей школы “научного управления” А.Файоль проиллюстрировал это так.Допустим, требуется передать сообщение от сотрудника А к сотруднику Б, которые находятся на одном уровне иерархии, но в различных подразделениях. Они могут осуществлять формальный контакт только путем передачи информации через все 12 ступеней(вверх и вниз) иерархии власти. Очевидно, это - не лучший вариант, но тем не менее самый распространенный. Разумнее и намного быстрее для А и Б осуществить прямой контакт, минуя 11 вышестоящих руководителей. Файоль утверждал, что в любой организации следует разрешить такую прямую горизонтальную связь, по крайней мере в кризисных ситуациях, когда важна быстрота действия. Этот специальный коммуникационный канал называется “мостиком Файоля”[13].
В заключение посмотрим, что обычно предпринимается для оптимизации информационного взаимодействия в управленческой практике, мы провели опрос управленческого персонала [2, с. 227].
Из данных таблицы 2видно, что наиболее активные действия ведутся в направлении исключения информационной перегрузки управленческого персонала. Далее идут - “уменьшение искажений и потерь информации” и “повышение скорости информационных потоков”. Сравнительно менее активные действия предпринимаются в направлении увеличения обмена информации в каналахобратной связи.Это, очевидно, объясняется тем, что налаживание каналов обратной связи и увеличение их пропускной способности является наиболее сложной задачей. К тому же дает о себе знать инерция традиционной системы управления, которая не слишком себя обременяет проблемой оптимизации обратной связи.
Таблица 2.
Этот анализ позволил уточнить задачи исследования, определить проблемы в работе и подготовке управленческих кадров,наметить пути их устранения. Установлено, в частности, что наибольшую трудность представляют для них такие управленческие действия, как прогнозирование и программирование, внедрение новшеств, а также действия, связанные с риском.Положительным является то, что почти треть работников управления стремится избегать используемых ими регулятивных и мотивационных воздействий. Особенно остро стоит проблема установления, увеличения пропускной способности каналов обратной связи, уменьшения искажений и потерь информации.
Заключение
Творческому решению управленческих проблем в сфере образования мешают финансовые трудности, политическая нестабильность, несовершенство организационных структур, неприспособленность к рынку. Поэтому модели и технологии управленческих процессов отрабатываются сегодня на дефектных, повторяющихся особенностях в своих малоконструктивных подходах, сложившихся в реальной жизни, с максимальным привлечением имеющегося положительного опыта. На наш взгляд, в моделях и технологиях необходимо сомкнуть существующую реальность образования и реально возможный поворот его к потребностям цивилизованного рынка, общества, перевести алгоритм моделей и технологий образования из ситуации выживаемости в ситуацию развития.
Литература
References
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||