Унру О.В., ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал » 2015 №13 : Унру О.В., ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 9175
УДК 124.5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Унру О.В. МГПУ, Москва
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций подростков. Рассматривается эффективность формирования системы ценностей подростков в детской общественной организации.
Ключевые слова: система ценностей, детская организация, подростки, сензитивный период, мотивация.
EXPERIMENTAL RESEARCH OF ADOLESCENTS’ VALUE SYSTEM
IN THECHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION
Unruh O. V.
The article presents the results of a study of adolescents’ value orientations. The efficiency of the forming adolescents’ value system in the children's public organization is considered.
Keywords: value system, children's public organizations, adolescents, sensitive period, motivation.
Введение
Подростковой возраст характеризуется не только существенными анатомо-физиологическими особенностями развития подростка, но и изменениями в социальной ситуации развития и ведущей деятельности, поэтому эти изменения требуют ближайшего рассмотрения. Социальная ситуация развития – система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности [1,12]. Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив. Подростки включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.Поэтому особую роль при формировании системы ценностей подростка мы видим в разносторонней деятельности детской организации [1,11].
По определению В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова, система ценностей (син. ценностные ориентации) - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.) [5].Формирование системы ценностей актуально именно в подростковом возрасте, так как, с одной стороны, для этого возраста характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - это этап, предшествующий достижению некоторой зрелости, на котором происходят наиболее важные существенные, с точки зрения дальнейшего развития личности человека, изменения и преобразования [3].
В настоящее время на государственном уровне ставится задача формирования у школьников ценностного потенциала, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Поэтому особая роль в решении этой задачи принадлежит разработке комплекса психолого-педагогических программ, который учитывает всестороннее развитие личности подростков и позволит эффективно формировать систему ценностей подростков [2,6].
Методика
Задача исследования состояла в том, чтобы в процессе экспериментальной работы проанализировать ценностные ориентации в подростковом возрасте и выявить существенные различия между группами подростков участников детской организации и подростков, не задействованных в каких-либо объединениях дополнительного образования, доказав тем самым возможность эффективного формирования системы ценностей подростков в процессе их участия в детской общественной организации.
Проведенная исследовательская работа предусматривала сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группе участников. При условии, что в экспериментальной группе осуществлялось систематическое формирующее воздействие, основанное внедрении комплекса психолого-педагогических программ по формированию системы ценностей подростков в деятельность Содружества Детских Землячеств «Радуга» (далее СДЗ «Радуга»). Содержание воспитательной работы в контрольной группе не выходило за пределы норматива, зафиксированного в планах воспитательной работы школ, программах, учебниках, методических материалах для педагогов и т.п. Эксперимент проводился с использованием методов, приемов и форм организации досуговой деятельности (традиции, обычаи, ритуалы, атрибутика) во внешкольной работе. Поэтому возникла необходимость сравнивать показатели формирования системы ценностей подростков, которые осваивали материал в соответствии с программно-целевым подходом, разработанным нами для детской общественной организации, с аналогичными показателями для контингента учащихся, у которых данный воспитательный процесс осуществлялся традиционными формами и методами (классные часы, уроки толерантности, мира и т.д.)
Всего в эксперименте приняли участие 620 подростков: экспериментальная группа - детская общественная организация Содружество детских Землячеств «Радуга» Серпуховского муниципального района Московской области – участники 310 подростков; контрольная группа - учащиеся школ, не задействованные в деятельности ДОО – 310 подростков: МОУ «Пролетарская СОШ» - 168 подростков; МОУ «Данковская СОШ» - 142 подростка. Педагогический эксперимент в составе настоящего исследования представлен тремя этапами: констатирующим (2011 г.), формирующим (2011– 2013 гг.), и контрольным (2014 г.). Экспериментальная работа осуществлялась непрерывно в течение 4-х лет в лонгитюдном режиме. К моменту окончания эксперимента участники экспериментальной и контрольной групп достигли возраста 15 лет. Контрольная группа введена с целью исключить влияние возрастных новообразований на результаты исследования.
Таким образом, проводились исследования личности и системы ценностей подростков по следующим методам и методикам:
Методы исследования системы ценностей подростков:
- Для определения типов доминирующей мотивации применялся тест «Профиль мотивации», разработанный Б.Н. Рыжовым. Методика основана на поэтапном ранжировании 32-ух потребностей и ценностей, соответствующих 8 выделенным типам мотивации. На основе суммирования рангов потребностей, отнесенных к каждой из восьми шкал мотивации, определялся количественный индекс выраженности той или иной мотивационной шкалы. На основе полученных количественных индексов по каждой шкале строился усредненный мотивационный профиль личности [8,9].
- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [4]. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и разделяет два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Методика М. Рокича позволяет проводить индивидуальное ранжирование каждым подростком 18 ценностей из двух списков. Они позволяют получить индивидуальную иерархию ценностей и степень ценностно-ориентированной согласованности конкретного подростка.
Методы исследования личности подростков:
- Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения [10]. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют ценностную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
- Методика «Изучение направленности личности» разработана чешскими психологами В. Смекала и М. Кучера. В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию. Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).
- Для выявления профессиональных предпочтений и соответствующего типа личности использовался «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда в модификации Романовой Е.С. Опросник позволяет соотнести склонности, интеллект, способности не только с различными профессиями, но и с определенным типом личности: Р-реалистический тип, И-исследовательский тип, А-артистический тип, С-социальный тип, П-предпринимательский тип и К-конвенциальный тип [7].
Для формирования ценностной сферы подростков в детской организации разработана и внедрена психолого-педагогическая модель, основанная на программном подходе, которая включает семь развивающих программ деятельности детской организации, как семь направлений развития подростка – семь цветов радуги, в соответствии с символикой СДЗ «Радуга» (таблица 1). Совокупность данных компонентов обеспечивает целостность ценностноцелевой направленности деятельности по формированию ценностной сферы у подростков – участников СДЗ «Радуга».
Таблица 1
Комплекс психолого-педагогических программ
по формированию системы ценностей подростков в детской организации
Результаты и обсуждения
Сравнительный анализ результатов подростков экспериментальной и контрольной групп по всем методикам на констатирующем этапе экспериментальной работы позволяет говорить об отсутствии существенных различий среди подростков контрольной и экспериментальной групп. Такая ситуация поддерживает гипотезу диссертационного исследования: на момент проведения констатирующего этапа эксперимента различия в ценностной сфере среди младших подростков контрольной и экспериментальной групп не значительны.
На заключительном этапе экспериментальной работы по опроснику «Изучение самоотношения» (ОСО) для контрольной и экспериментальной групп доминирует шкала самоинтереса с выросшими показателями с 67% до 74% соответственно.Выраженность показателя «самоинтерес» отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Наименьший выбор для подростков контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента по шкале самопонимание - 41% и 43% соответственно. После проведения эксперимента показатель по этой шкале у контрольной группы остается заниженным - 43%, а у экспериментальной группы после внедрения комплекса психолого-педагогических программ показатель шкалы самопонимание выравнивается до среднего значения - 55 %.Показатели экспериментальной группы значительно возрастают по шкале глобальное самоотношение (62% - контрольная группа, 70 % - экспериментальная группа), что отражено в шкалах самопонимание (43% - контрольная группа, 55% - экспериментальная группа), самоуверенность (61% - контрольная группа, 65% - экспериментальная группа), самопринятие (68% - контрольная группа,70% - экспериментальная группа). Результаты подростков экспериментальной группы свидетельствуют о позитивном влиянии проведенного эксперимента.Таким образом, результаты экспериментальной группы значительно превышают результаты подростков контрольной группы. Достоверность результатов подтверждает тот факт, что отсутствуют ответы со значением показателей более 80 и менее 40 баллов - такие результаты интерпретировать не рекомендуется, так как принято считать, что данные получены под влиянием второстепенных условий, например под влиянием социальной желательности. Сравнительный анализ результатов подростков экспериментальной группы позволяет проследить изменения в динамике, от младшего подросткового возраста к старшему. Сравнение результатов старших подростков контрольной и экспериментальной групп позволяет выявить существенные различия. Коэффициент корреляции, полученный с помощью t-критерия Стьюдента, находится в зоне значимости: результат: tЭмп = 3.9; критические значения: p≤0.05 = 2,2; p≤0.01 = 3.11, что подтверждает достоверность результатов.
Исследование направленности личности по методике В. Смекала и М. Кучера позволяет сделать вывод о существенных различиях в личностной сфере среди групп подростков – участников экспериментальной работы. Показатель направленности на себя (НС) после внедрения комплекса развивающих программ у подростков экспериментальной группы выражен в меньшей степени (30 баллов), чем у подростков контрольной группы (32 балла). Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе в наибольшей степени снижены мотивы собственного благополучия, в отличие от подростков контрольной группы, подростки экспериментальной группы больше реагируют на потребности окружающих. Направленность на взаимодействие (ВЗ) у подростков экспериментальной группы значительно выше, чем тот же показатель у подростков контрольной группы (33 б и 28 б соответственно). Показатель направленности на задачу (НЗ) также доминирует в ответах подростков экспериментальной группы (35 баллов), в отличие от результатов подростков контрольной группы (30 б). Однако, следует учесть, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Находясь в поле деятельности детской организации, подростки экспериментальной группы объединены общими целями и задачами. Показатель направленности на задачу отражает увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, следовательно у подростков экспериментальной группы также ярко выражена познавательная активность.
Результаты исследования мотивационной сферы подростков через ценностные предпочтения [8] выявили общую тенденцию выраженности биологического вида мотивации (репродуктивной – мотивации развития вида, самосохранения – мотивации развития индивида), что восходит к теории потребностей и классификации мотивов Маслоу А. и других. В таблице 2 показано соотношение потребностей (ценностных предпочтений) подростков контрольной и экспериментальной групп. Стоит отметить, что данная классификация предусматривает существование согласованности всех типов потребностей с некоторым доминированием одной или нескольких мотивационных тенденций на определённом этапе развития.
Таблица 2
Мотивационный профиль подростков контрольной и экспериментальной групп
Из таблицы видно, что результаты экспериментальной группы подростков до начала эксперимента выражены в большей степени за счёт витальной мотивационной тенденции (индекс выраженности 4,9), самосохранения – (3,8), которые обнаруживают значимые различия (при p < 0,01) по сравнению с мотивационными тенденциями развития вида: репродуктивной – (индекс выраженности 4,2) и альтруизма – (индекс выраженности 5). Однако стоит заметить, что присутствующие в структуре мотивационного профиля ценностные предпочтения (репродуктивная и альтруизм), находятся в центре по шкале ранжирования (от 1 до 8 в порядке возрастания значимости). Сравнительно высокий индекс репродуктивной мотивационной тенденции подростков 12 лет может быть связан с началом полового созревания подростков. Альтруизм также является значимой мотивационной тенденцией для подростков в детской организации, что прослеживается по таблице 2. Ранговый индекс ценностного предпочтения на протяжении всей экспериментальной работы возрастает с показателя 4 у подростков 12 лет экспериментальной группы; до показателя 4,7 у подростков 15 лет, а у подростков 15 лет экспериментальной группы достигает значимого повышения – 5, (при p < 0,01). Выявленная закономерность объясняется воздействием разносторонней деятельности детской организации на формирование ценностной сферы подростков экспериментальной группы. Альтруистическая направленность личности подростков сопряжена с активной жизненной позицией, развитым чувством долга, толерантности, при этом подростки в детской организации проявляют меньшую склонность к заботе о личной безопасности – (4). Возможность реализации собственных способностей значительно возрастает у подростков экспериментальной группы (индекс выраженности познавательной мотивации возрастает с 3,8 до 4,8) в отличие от подростков 15 лет контрольной группы (индекс выраженности познавательной мотивации – 4). У подростков экспериментальной группы ярко выражены социальные ценности. Это также обусловлено активным участием в деятельности детской организации. Так, выделяется ценностное предпочтение развития социума потребность в нравственности, которая преобладает у подростков контрольной и экспериментальной групп: до эксперимента 4,7; после эксперимента показатель контрольной группы 4,8 и экспериментальной группы 5. Подростки экспериментальной группы в сравнении с подростками контрольной группы, показали достоверные различия выраженности индекса нравственной мотивации. Вместе с тем, ценностное предпочтение индекса нравственности достаточно высоко и у подростков контрольной группы, он не опускается ниже 4,7. Также стоит отметить, что по индексу самоуважения, входящего в состав социальной мотивации (мотивации развития личности) у подростков контрольной и экспериментальной групп наблюдаются различия: до эксперимента -3,4, после эксперимента у экспериментальной группы - 4,5; у контрольной группы - 4,2. Похожее распределение можно наблюдать по мотивации развития социума, самоактуализации: до эксперимента – 3, после эксперимента у подростков экспериментальной группы – 4,5; у подростков контрольной группы – 4,3, индексы данных тенденций только у подростков детской организации экспериментальной группы достигают среднего значения. Это можно объяснить разносторонней деятельностью детской организации, действующей на основе комплекса развивающих психолого-педагогических программ. Деятельность в детской организации направленна на формирование ценностной сферы подростков, предполагающая активность, инициативность, ответственность, толерантность, сплочение и т.п.
Для уточнения профессиональной направленности и соответствующего типа личности нами был проведён «Опросник профессиональных предпочтений» (в модиф. Е.С. Романовой), который показал, что особенностью экспериментальной группы подростков в детской организации является преобладание социального выбора, т.е. большинство подростков можно условно отнести к социальному типу личности. Этот тип характеризуется социальной активностью, предполагающей взаимодействие с людьми. Данная теория основывается на заключении, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды, т.к. поведение человека наряду с его личностными особенностями определяется окружением, в котором проявляется его активность [7]. Стремление найти профессиональную среду, свойственную своему типу, обусловливается желанием полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Опросник позволяет соотнести склонности, интеллект, способности не только с различными профессиями, но и с определённым типом личности: Р-реалистический тип, И-исследовательский тип, А-артистический тип, С-социальный тип, П-предпринимательский тип, К-конвенциальный тип. В таблице 3 представлены типы профессиональных предпочтений подростков контрольной и экспериментальной группы до и после внедрения эксперимента. Из таблицы видно, что у всех групп подростков преобладающим является социальный выбор.
Таблица 3
Типы профессиональных предпочтений подростков
в контрольной и экспериментальной группах
У экспериментальной группы до начала эксперимента – 42%, после окончания эксперимента – 55%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента – 43%, после - 51%. Следующим по значимости выступает предпринимательский тип личности, результаты которого: у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента – 21%, после окончания эксперимента – 27%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента – 20%, после – 25%. Этот тип характеризуется уверенностью в себе, стремлением к руководству и организации у подростков. В меньшей степени среди подростков представлены такие типы, как: конвенциональный тип у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента – 8%, после окончания эксперимента – 3%, у подростков контрольной группы – 9% и 3% соответственно; исследовательский – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента – 6%, после окончания эксперимента – 6%, у подростков контрольной группы – 6% и 8%; реалистический – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента – 9%, после окончания эксперимента – 3%, у подростков контрольной группы – 9% и 7% соответственно; артистический – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента – 14%, после окончания эксперимента – 6%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента 13%, после - 6% . Таким образом, у подростков экспериментальной и контрольной групп преобладает социальный тип личности, на вторую позицию подростки выносят предпринимательский тип личности.
Результаты теста личности «Ценностные ориентации» М. Рокича указывают, что в терминальных ценностях на первые места младшие подростки в экспериментальной группе ставят показатели: свобода (20%) и любовь (11%); подростки контрольной группы отмечают - показатель здоровья (20%), свобода (10%), любовь (12%). На последних местах у экспериментальной группы: красота природы и искусства (17% и 16%), материальное обеспечение – 12%. У контрольной группы последние места среди терминальных ценностей распределились среди показателей: красота природы и искусства (14% и 18%), материальное обеспечение – 19%. Подобная ситуация складывается и при исследовании инструментальных ценностей - на первые места младшие подростки в экспериментальной группе ставят показатели: честность -13%, воспитанность – 11%, аккуратность – 9%, подростки контрольной группы: воспитанность (12%), честность (12%) и аккуратность (8%). На последние места подростки экспериментальной и контрольной групп определили высокие запросы (8%, 13,5%, 20,5%) и (10%, 11,5% и 11%) соответственно. Такая ситуация поддерживает гипотезу диссертационного исследования: на момент проведения констатирующего этапа эксперимента различия в ценностной сфере среди младших подростков контрольной и экспериментальной групп не значительны.
На контрольном этапе экспериментальной работы у старших подростков экспериментальной группы доминирующие терминальные ценности свидетельствуют о сформированности социальной системы ценностей. Такая социальная установка характерна прежде всего для данного возраста и часто является альтруистической, основана на доверии. Доминирующие на последних местах показатели: красота природы и искусства (17% и 16%), материальное обеспечение (12%) свидетельствуют о несформированной эстетической системе ценностей у младших подростков экспериментальной группы. Расположение у старших подростков контрольной группы показателя «счастье других» (18%) на последнем месте, может свидетельствовать о наличие проблемы снижения воспитательного потенциала образовательных учреждений, а именно проблемы приобщения школьников к общечеловеческим ценностям. В инструментальных ценностях подростки экспериментальной группы на первые места возводят честность (13%), воспитанность (11 %), аккуратность (9%); подростки контрольной группы - жизнерадостность (16%), честность (12%), самоконтроль (12%). Доминирующие инструментальные ценности для подростков подтверждают их социальную направленность, т.е. значимость явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям общества, социальной группы, личности. На последние места среди инструментальных ценностей младшие подростки экспериментальной группы поместили показатель высокие запросы (требования к жизни, высокие притязания) (8%, 13,5%, 20,5%): старшие подростки контрольной группы - непримиримость к недостаткам в себе и других (14%, 21%, 27%). Таким образом, подростки не считают ценности самоутверждения приоритетными, что является характерным для данного возраста.
Анализируя иерархию ценностных ориентаций, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются в содержательные блоки по разным основаниям. Следует отметить, что подростками и контрольной и экспериментальной групп на момент проведения констатирующего этапа исследовательской работы среди терминальных ценностей наиболее присущи личные жизненные ценности (здоровье, любовь, наличие друзей, свобода), тогда как ценности пассивные (красота природы и искусства, счастье других) остаются для них на последних местах. Среди инструментальных ценностей для подростков обеих групп приоритетом обладают ценности непосредственно-эмоционального мироощущения и ценности межличностного общения (честность, воспитанность, жизнерадостность). На последних местах у подростков располагаются ценности самоутверждения: для экспериментальной группы (высокие запросы), для подростков контрольной группы (непримиримость к недостаткам других).
Выводы
Таким образом, в результате проведенного исследования по всем методикам подростки показали результаты, характерные для данного возраста и отражающие их личностную направленность. Однако, изучение личности и системы ценностей на контрольном этапе исследовательской работы показало наличие существенных различий у подростков экспериментальной и контрольной групп. Эффективность комплекса психолого-педагогических программ, направленных на формирование системы ценностей подростков, доказана в ходе формирующего эксперимента.
Результаты по методике ОСО отражают весь сложный внутренний мир подростка. С одной стороны выраженность показателя «самоинтерес» у подростков отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», что свидетельствует об уверенности, своей интересности для других. С другой стороны заниженный показатель «самопонимание» на начальном этапе эксперимента, и выравнивание этого показателя до среднего значения у подростков экспериментальной группы на контрольном этапе экспериментальной работы. Результаты подростков экспериментальной группы свидетельствуют о позитивном влиянии проведенного эксперимента и значительно превышают показатели подростков контрольной группы.Таким образом, можно утверждать, что у подростков экспериментальной группы речь идет о возросшем аспекте самоотношения в целом, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, понимание самого себя, что дает возможность контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным.
У подростков экспериментальной группы в наибольшей степени снижены мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. В отличие от подростков контрольной группы, подростки экспериментальной группы больше реагируют на потребности окружающих. Направленность на взаимодействие у подростков экспериментальной группы значительно выше, чем тот же показатель у подростков контрольной группы. Соответственно, подростки экспериментальной группы отличаются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, проявляют интерес к совместной деятельности. Этот показатель свидетельствует также о сплоченности в группе, в нашем случае это влияние межличностных отношений, результат взаимодействия подростков в детской организации. Находясь в поле деятельности детской организации, подростки экспериментальной группы объединены общими целями и задачами. Показатель направленности на задачу отражает увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, следовательно, у подростков экспериментальной группы ярко выражена познавательная активность.
В результате исследования по методике «Опросник профессиональных предпочтений» можно сделать вывод, что у подростков экспериментальной и контрольной групп преобладает социальный тип личности. В соответствии с теорией Дж. Холланда [7], это объясняется активной позицией и альтруистической и нравственной мотивационной направленностью, организацией и стремлению к лидерству. Однако, результаты экспериментальной группы после проведения эксперимента выше в сравнении с результатами подростков контрольной группы. Такие показатели, по нашему мнению, свидетельствуют о ценностном потенциале детской организации и о влиянии комплекса развивающих психолого-педагогических программ при формировании ценностной сферы подростков.
Следует учитывать, что подростки экспериментальной группы вовлечены в особую структуру межличностного взаимодействия. Разносторонняя насыщенная деятельность в детской организации направленна на формирование ценностной сферы подростков, предполагающая активность, инициативность, ответственность, толерантность, сплочение и т.п. Итак, в структуре мотивационного профиля подростков экспериментальной группы до начала эксперимента, как показало проведённое исследование, преобладающим является биологический вид мотивации, к которому отнесены витальные, репродуктивные и альтруистические ценности. Однако после проведения экспериментальной работы выделяется социальный вид мотивации, который определяется значимым преобладанием нравственных ценностей, самоактуализацией, познавательной потребностью.
Направленность на социальные ценности прослеживается и в результатах по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Результаты контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о различиях в ценностной сфере подростков. Для подростков экспериментальной группы одно из доминирующих значений имеют активные ценности профессионального самоопределения – этот показатель находится на последних местах у подростков контрольной группы. Также подростки экспериментальной группы имеют меньше затруднений в межличностных отношениях в отличие от подростков контрольной группы. Эти различия, по нашему мнению, обусловлены недостаточностью воспитательного воздействия образовательного учреждения на подростков контрольной группы. У подростков экспериментальной группы результаты определены ценностным содержанием детской организации, а именно, усиленным формирующим воздействием на систему ценностей подростков комплекса развивающих программ.
Заключение
Разработанный в ходе исследования комплекс психолого-педагогических программ предполагает возможность формирования разностороннего развития личности и системы ценностей подростков. Программный подход может быть рассмотрен и использован в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса, как в комплексе образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей, так и по отдельности в соответствии с направлением деятельности образовательного учреждения. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в практике формирования системы ценностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования и детского оздоровительного лагеря при составлении программы деятельности и программы развития учреждения; также при планировании воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, значимость исследования заключается в возможности эффективно формировать систему ценностей подростков в детской организации. Это положительно влияет на всестороннее развитие личности подростка, направленность личности, позволяет повысить самооценку, самоотношение, в том числе для последующего успешного выбора профессиональной деятельности.
Литература
References
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||