Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Унру О.В., ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал » 2015 №13 : Унру О.В., ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    Просмотров: 8925

 

УДК 124.5

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В  ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Унру О.В.

МГПУ, Москва

 

 

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций подростков. Рассматривается эффективность формирования системы ценностей подростков в детской общественной организации.

 

Ключевые слова: система ценностей, детская организация, подростки, сензитивный период, мотивация.

 

 

 

EXPERIMENTAL RESEARCH OF ADOLESCENTS’ VALUE SYSTEM

 

IN THECHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION

 

 

Unruh O. V.
MCTTU, Moscow

 

 

The article presents the results of a study of adolescents’ value orientations. The efficiency of the forming adolescents’ value system in the children's public organization is considered.

 

Keywords: value system, children's public organizations, adolescents, sensitive period, motivation.

 

 

Введение

 

 

Подростковой возраст характеризуется не только существенными анатомо-физиологическими особенностями развития подростка, но и изменениями в социальной ситуации развития и ведущей деятельности, поэтому эти изменения требуют ближайшего рассмотрения. Социальная ситуация развития – система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности [1,12]. Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив. Подростки включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.Поэтому особую роль при формировании системы ценностей подростка мы видим в разносторонней деятельности детской организации [1,11].

 

По определению В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова, система ценностей (син. ценностные ориентации) - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.) [5].Формирование системы ценностей актуально именно в подростковом возрасте, так как, с одной стороны, для этого возраста характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - это этап, предшествующий достижению некоторой зрелости, на котором происходят наиболее важные существенные, с точки зрения дальнейшего развития личности человека, изменения и преобразования [3].

 

В настоящее время на государственном уровне ставится задача формирования у школьников ценностного потенциала, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Поэтому особая роль в решении этой задачи принадлежит разработке комплекса психолого-педагогических программ, который учитывает всестороннее развитие личности подростков и позволит эффективно формировать систему ценностей подростков [2,6].

 

 

Методика

 

 

Задача исследования состояла в том, чтобы в процессе экспериментальной работы проанализировать ценностные ориентации в подростковом возрасте и выявить существенные различия между группами подростков участников детской организации и подростков, не задействованных в каких-либо объединениях дополнительного образования, доказав тем самым возможность эффективного формирования системы ценностей подростков в процессе их участия в детской общественной организации.

 

Проведенная исследовательская работа предусматривала сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группе участников. При условии, что в экспериментальной группе осуществлялось систематическое формирующее воздействие, основанное внедрении комплекса психолого-педагогических программ по формированию системы ценностей подростков в деятельность Содружества Детских Землячеств «Радуга» (далее СДЗ «Радуга»). Содержание воспитательной работы в контрольной группе не выходило за пределы норматива, зафиксированного в планах воспитательной работы школ, программах, учебниках, методических материалах для педагогов и т.п. Эксперимент проводился с использованием методов, приемов и форм организации досуговой деятельности (традиции, обычаи, ритуалы, атрибутика) во внешкольной работе. Поэтому возникла необходимость сравнивать показатели формирования системы ценностей подростков, которые осваивали материал в соответствии с программно-целевым подходом, разработанным нами для детской общественной организации, с аналогичными показателями для контингента учащихся, у которых данный воспитательный процесс осуществлялся традиционными формами и методами (классные часы, уроки толерантности, мира и т.д.)

 

Всего в эксперименте приняли участие 620 подростков: экспериментальная группа - детская общественная организация Содружество детских Землячеств «Радуга» Серпуховского муниципального района Московской области – участники 310 подростков; контрольная группа - учащиеся школ, не задействованные в деятельности ДОО – 310 подростков: МОУ «Пролетарская СОШ» - 168 подростков; МОУ «Данковская СОШ» - 142 подростка. Педагогический эксперимент в составе настоящего исследования представлен тремя этапами: констатирующим (2011 г.), формирующим (2011– 2013 гг.), и контрольным (2014 г.). Экспериментальная работа осуществлялась непрерывно в течение 4-х лет в лонгитюдном режиме. К моменту окончания эксперимента участники экспериментальной и контрольной групп достигли возраста 15 лет. Контрольная группа введена с целью исключить влияние возрастных новообразований на результаты исследования.

 

Таким образом, проводились исследования личности и системы ценностей подростков по следующим методам и методикам:

 

Методы исследования системы ценностей подростков:

 

- Для определения типов доминирующей мотивации применялся  тест «Профиль мотивации», разработанный Б.Н. Рыжовым.  Методика основана на поэтапном ранжировании  32-ух потребностей и ценностей, соответствующих 8 выделенным типам мотивации. На основе суммирования рангов потребностей, отнесенных к каждой из восьми шкал мотивации, определялся количественный индекс выраженности той или иной мотивационной шкалы. На основе полученных количественных индексов по каждой шкале строился усредненный мотивационный профиль личности [8,9].

 

- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [4].  Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и  разделяет два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Методика М. Рокича позволяет проводить индивидуальное ранжирование каждым подростком 18 ценностей из двух списков. Они позволяют получить индивидуальную иерархию ценностей и степень ценностно-ориентированной согласованности конкретного подростка.

 

Методы исследования личности подростков:

 

- Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения [10]. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют ценностную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

 

- Методика «Изучение направленности личности» разработана чешскими психологами В. Смекала и М. Кучера. В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию. Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).

 

- Для выявления профессиональных предпочтений и соответствующего типа личности использовался «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда в модификации Романовой Е.С. Опросник позволяет соотнести склонности, интеллект, способности не только с различными профессиями, но и с определенным типом личности: Р-реалистический тип, И-исследовательский тип, А-артистический тип, С-социальный тип, П-предпринимательский тип и  К-конвенциальный тип [7].

 

Для формирования ценностной сферы подростков в детской организации разработана и внедрена психолого-педагогическая модель, основанная на программном подходе, которая включает семь развивающих программ деятельности детской организации, как семь направлений развития подростка – семь цветов радуги, в соответствии с символикой СДЗ «Радуга» (таблица 1). Совокупность данных компонентов обеспечивает целостность ценностноцелевой направленности деятельности по формированию ценностной сферы у подростков – участников СДЗ «Радуга».

 

Таблица 1

 

Комплекс психолого-педагогических программ

 

 по формированию системы ценностей подростков в детской организации

 

 

Программа деятельности

Направление

Цвет галстука (радуги)

«Лидер»

активистское

красный

«Мир красотой спасется»

художественно-эстетическое

оранжевый

«Игра – дело серьезное»

игровое

желтый

«Экологический бумеранг»

научно-образовательное

зеленый

«Спортландия»

спортивно-оздоровительное

голубой

«Слава Земли Серпуховской»

гражданско-патриотическое

синий

«Свой голос»

познавательное

фиолетовый

 

 

Результаты и обсуждения

 

Сравнительный анализ результатов подростков экспериментальной и контрольной групп по всем методикам на констатирующем этапе экспериментальной работы позволяет говорить об отсутствии существенных различий среди подростков контрольной и экспериментальной групп. Такая ситуация поддерживает гипотезу диссертационного исследования: на момент проведения констатирующего этапа эксперимента различия в ценностной сфере среди младших подростков контрольной и экспериментальной групп не значительны.

 

На заключительном этапе экспериментальной работы по опроснику «Изучение самоотношения» (ОСО) для контрольной и экспериментальной групп доминирует шкала самоинтереса с выросшими показателями с 67% до 74% соответственно.Выраженность показателя «самоинтерес» отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Наименьший выбор для подростков контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента по шкале самопонимание - 41% и 43% соответственно. После проведения эксперимента показатель по этой шкале у контрольной группы остается заниженным - 43%, а у экспериментальной группы после внедрения комплекса психолого-педагогических программ показатель шкалы самопонимание выравнивается до среднего значения - 55 %.Показатели экспериментальной группы значительно возрастают по шкале глобальное самоотношение (62% - контрольная группа, 70 % - экспериментальная группа), что отражено в шкалах самопонимание (43% - контрольная группа, 55% - экспериментальная группа), самоуверенность (61% - контрольная группа, 65% - экспериментальная группа), самопринятие (68% - контрольная группа,70% - экспериментальная группа). Результаты подростков экспериментальной группы свидетельствуют о позитивном влиянии проведенного эксперимента.Таким образом, результаты экспериментальной группы значительно превышают результаты подростков контрольной группы. Достоверность результатов подтверждает тот факт, что отсутствуют ответы со значением показателей более 80 и менее 40 баллов - такие результаты интерпретировать не рекомендуется, так как принято считать, что данные получены под влиянием второстепенных условий, например под влиянием социальной желательности. Сравнительный анализ результатов подростков экспериментальной группы позволяет проследить изменения в динамике, от младшего подросткового возраста к старшему. Сравнение результатов старших подростков контрольной и экспериментальной групп позволяет выявить существенные различия. Коэффициент корреляции, полученный с помощью t-критерия Стьюдента, находится в зоне значимости: результат: tЭмп = 3.9; критические значения: p≤0.05 = 2,2; p≤0.01 = 3.11, что подтверждает достоверность результатов.

 

Исследование направленности личности по методике В. Смекала и М. Кучера позволяет сделать вывод о существенных различиях в личностной сфере среди групп подростков – участников экспериментальной работы. Показатель направленности на себя (НС) после внедрения комплекса развивающих программ у подростков экспериментальной группы выражен в меньшей степени (30 баллов), чем у подростков контрольной группы (32 балла). Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе в наибольшей степени снижены мотивы собственного благополучия, в отличие от подростков контрольной группы, подростки экспериментальной группы больше реагируют на потребности окружающих. Направленность на взаимодействие (ВЗ) у подростков экспериментальной группы значительно выше, чем тот же показатель у подростков контрольной группы (33 б и 28 б соответственно). Показатель направленности на задачу (НЗ) также доминирует в ответах подростков экспериментальной группы (35 баллов), в отличие от результатов  подростков контрольной группы (30 б). Однако, следует  учесть, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Находясь в поле деятельности детской организации, подростки экспериментальной группы объединены общими целями и задачами. Показатель направленности на задачу отражает увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, следовательно у подростков экспериментальной группы также ярко выражена познавательная активность.

 

Результаты исследования мотивационной сферы подростков через ценностные предпочтения [8] выявили общую тенденцию выраженности биологического вида  мотивации (репродуктивной – мотивации развития вида, самосохранения – мотивации развития индивида), что восходит к теории потребностей и классификации мотивов Маслоу А. и других.  В таблице 2 показано соотношение потребностей (ценностных предпочтений) подростков контрольной и экспериментальной групп. Стоит отметить, что данная классификация предусматривает существование согласованности всех типов потребностей с некоторым доминированием одной или нескольких мотивационных тенденций на определённом этапе развития.

 

 

Таблица 2

 

Мотивационный профиль подростков контрольной и экспериментальной групп

 

Виды мотивации и типы ценностей

Эксперименталь-ная группа (до)

12 лет

Эксперименталь-ная группа (после)

15 лет

Контрольная группа (до)

12 лет

Контрольная группа (после)

15 лет

1

Витальная

4,9

3,6

4,8

3,6

2

Репродуктивная

4,2

4,7

4,2

4,5

3

Самосохранение

3,8

4

3,9

4

4

Альтруизм

4

5

4

4,7

5

Познавательная

3.8

4,8

3,8

4

6

Самоуважение

3,4

4,5

3,5

4.2

7

Самоактуализация

3

4,5

2,9

4,3

8

Нравственность

4,7

5

4,7

4,8

 

Из таблицы видно, что результаты экспериментальной группы подростков до начала эксперимента выражены в большей степени за счёт витальной мотивационной тенденции (индекс выраженности 4,9), самосохранения – (3,8), которые обнаруживают значимые различия (при p < 0,01) по сравнению с мотивационными тенденциями развития вида: репродуктивной – (индекс выраженности 4,2) и альтруизма – (индекс выраженности 5). Однако стоит заметить, что присутствующие в структуре мотивационного профиля ценностные предпочтения (репродуктивная и альтруизм), находятся в центре по шкале ранжирования (от 1 до 8 в порядке возрастания значимости). Сравнительно высокий индекс репродуктивной мотивационной тенденции подростков 12 лет может быть связан с началом полового созревания подростков. Альтруизм также является значимой мотивационной тенденцией для подростков в детской организации, что прослеживается по таблице 2. Ранговый индекс ценностного предпочтения на протяжении всей экспериментальной работы возрастает с показателя 4 у подростков 12 лет экспериментальной группы; до показателя 4,7 у подростков 15 лет, а у подростков 15 лет экспериментальной группы достигает значимого повышения – 5, (при p < 0,01).  Выявленная закономерность объясняется воздействием разносторонней деятельности детской организации на формирование ценностной сферы подростков экспериментальной группы. Альтруистическая направленность личности подростков  сопряжена с активной жизненной позицией, развитым чувством долга, толерантности, при этом подростки в детской организации проявляют меньшую склонность к заботе о личной безопасности – (4). Возможность реализации собственных способностей значительно возрастает у подростков экспериментальной группы (индекс выраженности познавательной мотивации возрастает с 3,8 до 4,8) в отличие от подростков 15 лет контрольной группы (индекс выраженности познавательной мотивации – 4). У подростков экспериментальной группы ярко выражены социальные ценности. Это также обусловлено активным участием в деятельности детской организации. Так, выделяется ценностное предпочтение развития социума потребность в нравственности, которая преобладает у подростков контрольной и экспериментальной групп: до эксперимента 4,7; после эксперимента показатель контрольной группы 4,8 и экспериментальной группы 5. Подростки экспериментальной группы в сравнении с подростками контрольной группы, показали достоверные различия выраженности индекса нравственной мотивации. Вместе с тем, ценностное предпочтение индекса нравственности достаточно высоко и у подростков контрольной группы, он не опускается ниже 4,7. Также стоит отметить, что по индексу самоуважения, входящего в состав социальной мотивации (мотивации развития личности) у подростков контрольной и экспериментальной групп наблюдаются различия: до эксперимента -3,4, после эксперимента у экспериментальной группы - 4,5; у контрольной группы -  4,2.  Похожее распределение можно наблюдать по мотивации развития социума, самоактуализации: до эксперимента – 3, после эксперимента у подростков экспериментальной группы – 4,5; у подростков контрольной группы – 4,3, индексы данных тенденций только у подростков детской организации экспериментальной группы достигают среднего значения. Это можно объяснить разносторонней деятельностью детской организации, действующей на основе комплекса развивающих психолого-педагогических программ. Деятельность в детской организации направленна на формирование ценностной сферы подростков, предполагающая активность, инициативность, ответственность, толерантность, сплочение и т.п.

 

Для уточнения профессиональной направленности и соответствующего типа личности нами был проведён «Опросник профессиональных предпочтений» (в модиф. Е.С. Романовой), который показал, что особенностью экспериментальной группы подростков в детской организации является преобладание социального выбора, т.е. большинство подростков можно условно отнести к социальному типу личности. Этот тип характеризуется социальной активностью, предполагающей взаимодействие с людьми. Данная теория основывается на заключении, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды, т.к. поведение человека наряду с его личностными особенностями определяется окружением, в котором проявляется его активность [7]. Стремление найти профессиональную среду, свойственную своему типу, обусловливается желанием полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Опросник позволяет соотнести склонности, интеллект, способности не только с различными профессиями, но и с определённым типом личности: Р-реалистический тип, И-исследовательский тип, А-артистический тип, С-социальный тип, П-предпринимательский тип, К-конвенциальный тип. В таблице 3 представлены типы профессиональных предпочтений подростков контрольной и экспериментальной группы до и после внедрения эксперимента. Из таблицы  видно, что у всех групп подростков  преобладающим является социальный выбор.

 

 

Таблица 3

 

Типы  профессиональных предпочтений подростков

 

в контрольной и экспериментальной группах

 

 

 

Группы

Типы профессиональных предпочтений

Р

И

А

С

П

К

1.

Экспериментальная группа (до эксперимента)

12 лет

9%

6%

14%

42%

21%

8%

2.

Экспериментальная группа (после эксперимента)

 15 лет

3%

6%

6%

55%

27%

3%

3.

Контрольная группа (до эксперимента)

12 лет

9%

6%

13%

43%

20%

9%

4.

Контрольная группа (после)

15 лет

7%

8%

6%

51%

25%

3%

Различия достоверны при р<0,05

 

           

У экспериментальной группы до начала эксперимента – 42%,  после окончания эксперимента – 55%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента – 43%, после - 51%. Следующим по значимости выступает предпринимательский тип личности,  результаты которого:  у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 21%, после окончания эксперимента  – 27%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента – 20%,  после  – 25%. Этот тип характеризуется  уверенностью в себе, стремлением к руководству и организации у подростков.             В меньшей степени среди подростков представлены такие типы, как: конвенциональный тип у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 8%, после окончания эксперимента  – 3%, у подростков контрольной группы – 9% и 3% соответственно; исследовательский – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 6%, после окончания эксперимента – 6%, у подростков контрольной группы – 6% и 8%;  реалистический – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 9%, после окончания эксперимента  – 3%, у подростков контрольной группы – 9% и 7% соответственно; артистический – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 14%, после окончания эксперимента  – 6%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента 13%, после - 6% . Таким образом, у подростков экспериментальной и контрольной групп преобладает социальный тип личности, на вторую позицию подростки выносят предпринимательский тип личности.

 

Результаты теста личности «Ценностные ориентации» М. Рокича указывают, что в терминальных ценностях на первые места младшие подростки в экспериментальной группе ставят показатели: свобода (20%) и любовь (11%);  подростки контрольной группы отмечают  - показатель здоровья (20%), свобода (10%), любовь (12%). На последних местах у экспериментальной группы: красота природы и искусства (17% и 16%), материальное обеспечение – 12%. У контрольной группы последние места среди терминальных ценностей распределились среди показателей: красота природы и искусства (14% и 18%), материальное обеспечение – 19%.  Подобная ситуация складывается и при исследовании инструментальных ценностей - на первые места младшие подростки в экспериментальной группе ставят показатели: честность -13%, воспитанность – 11%, аккуратность – 9%, подростки контрольной группы: воспитанность (12%), честность (12%) и аккуратность (8%). На последние места подростки экспериментальной и контрольной групп определили высокие запросы (8%, 13,5%, 20,5%) и (10%, 11,5% и 11%) соответственно. Такая ситуация поддерживает гипотезу диссертационного исследования: на момент проведения констатирующего этапа эксперимента различия в ценностной сфере среди младших подростков контрольной и экспериментальной групп не значительны.

 

На контрольном этапе экспериментальной работы у старших подростков экспериментальной группы доминирующие терминальные ценности свидетельствуют о сформированности социальной системы ценностей. Такая социальная установка характерна прежде всего для данного возраста и часто является альтруистической, основана на доверии. Доминирующие на последних местах показатели: красота природы и искусства (17% и 16%), материальное обеспечение (12%)  свидетельствуют о несформированной эстетической системе ценностей у младших подростков экспериментальной группы. Расположение у старших подростков контрольной группы показателя «счастье других» (18%) на последнем месте, может свидетельствовать о наличие проблемы снижения  воспитательного потенциала образовательных учреждений, а именно проблемы приобщения школьников к  общечеловеческим ценностям. В инструментальных ценностях подростки экспериментальной группы на первые места возводят честность (13%), воспитанность (11 %), аккуратность (9%); подростки контрольной группы - жизнерадостность (16%), честность (12%), самоконтроль (12%). Доминирующие инструментальные ценности для подростков подтверждают их социальную направленность, т.е. значимость явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям общества, социальной группы, личности. На последние места среди инструментальных ценностей младшие подростки экспериментальной группы поместили показатель высокие запросы (требования к жизни, высокие притязания) (8%, 13,5%, 20,5%): старшие подростки контрольной группы - непримиримость к недостаткам в себе и других (14%, 21%, 27%). Таким образом, подростки не считают ценности самоутверждения приоритетными, что является характерным для данного возраста.

 

Анализируя иерархию ценностных ориентаций, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются в содержательные блоки по разным основаниям. Следует отметить, что подростками и контрольной и экспериментальной групп на момент проведения констатирующего этапа исследовательской работы среди терминальных ценностей наиболее присущи личные жизненные ценности (здоровье, любовь, наличие друзей, свобода), тогда как ценности пассивные (красота природы и искусства, счастье других) остаются для них на последних местах. Среди инструментальных ценностей для подростков обеих групп приоритетом обладают ценности непосредственно-эмоционального мироощущения  и ценности межличностного общения (честность, воспитанность, жизнерадостность). На последних местах у подростков располагаются ценности самоутверждения: для экспериментальной группы (высокие запросы), для подростков контрольной группы (непримиримость к недостаткам других).

 

Выводы

 

Таким образом, в результате проведенного исследования по всем методикам подростки показали результаты, характерные для данного возраста и отражающие их личностную направленность. Однако, изучение личности и системы ценностей на контрольном этапе исследовательской работы показало наличие существенных различий у подростков экспериментальной и контрольной групп. Эффективность комплекса психолого-педагогических программ, направленных на формирование системы ценностей подростков, доказана в ходе формирующего эксперимента.  

 

Результаты по методике ОСО отражают весь сложный внутренний мир подростка. С одной стороны выраженность показателя «самоинтерес» у подростков отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», что свидетельствует об уверенности, своей интересности для других. С другой стороны заниженный показатель «самопонимание» на начальном этапе эксперимента, и выравнивание этого показателя до среднего значения у подростков экспериментальной группы на контрольном этапе экспериментальной работы. Результаты подростков экспериментальной группы свидетельствуют о позитивном влиянии проведенного эксперимента и значительно превышают показатели подростков контрольной группы.Таким образом, можно утверждать, что у подростков экспериментальной группы речь идет о возросшем аспекте самоотношения в целом, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, понимание самого себя, что дает возможность контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным.

 

У подростков экспериментальной группы в наибольшей степени снижены мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. В отличие от подростков контрольной группы, подростки экспериментальной группы больше реагируют на потребности окружающих. Направленность на взаимодействие у подростков экспериментальной группы значительно выше, чем тот же показатель у подростков контрольной группы. Соответственно, подростки экспериментальной группы отличаются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, проявляют интерес к совместной деятельности. Этот показатель свидетельствует также о сплоченности в группе, в нашем случае это влияние межличностных отношений, результат взаимодействия подростков в детской организации. Находясь в поле деятельности детской организации, подростки экспериментальной группы объединены общими целями и задачами. Показатель направленности на задачу отражает увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, следовательно, у подростков экспериментальной группы ярко выражена познавательная активность.

 

В результате исследования по методике «Опросник профессиональных предпочтений» можно сделать вывод, что у подростков экспериментальной и контрольной групп преобладает социальный тип личности. В соответствии с  теорией Дж. Холланда [7], это объясняется активной позицией и альтруистической и нравственной мотивационной направленностью, организацией и стремлению к лидерству. Однако, результаты экспериментальной группы после проведения эксперимента выше в сравнении с результатами подростков контрольной группы. Такие показатели, по нашему мнению, свидетельствуют о ценностном потенциале детской организации и о влиянии комплекса развивающих психолого-педагогических программ при формировании ценностной сферы подростков.

 

Следует учитывать, что подростки экспериментальной группы вовлечены в особую структуру межличностного взаимодействия. Разносторонняя насыщенная деятельность в детской организации направленна на формирование ценностной сферы подростков, предполагающая активность, инициативность, ответственность, толерантность, сплочение и т.п.  Итак, в структуре мотивационного профиля подростков экспериментальной группы до начала эксперимента, как показало проведённое исследование, преобладающим является биологический вид мотивации, к которому отнесены витальные, репродуктивные и альтруистические ценности. Однако после проведения экспериментальной работы выделяется социальный вид мотивации, который определяется значимым преобладанием нравственных ценностей, самоактуализацией, познавательной потребностью.

 

Направленность на социальные ценности прослеживается и в результатах по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Результаты контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о различиях в ценностной сфере подростков. Для подростков экспериментальной группы одно из доминирующих значений имеют активные ценности профессионального самоопределения – этот показатель находится на последних местах у подростков контрольной группы. Также подростки экспериментальной группы имеют меньше затруднений в межличностных отношениях в отличие от подростков контрольной группы. Эти различия, по нашему мнению, обусловлены недостаточностью воспитательного воздействия образовательного учреждения на подростков контрольной группы. У подростков экспериментальной группы результаты определены ценностным содержанием детской организации, а именно, усиленным формирующим воздействием на систему ценностей подростков комплекса развивающих программ.

 

 

Заключение

 

 

Разработанный в ходе исследования комплекс психолого-педагогических программ предполагает возможность формирования разностороннего развития личности и системы ценностей подростков. Программный подход может быть рассмотрен и использован в качестве  учебно-методического обеспечения образовательного процесса, как в комплексе образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей, так и по отдельности в соответствии с направлением деятельности образовательного учреждения. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в практике формирования системы ценностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования и детского оздоровительного лагеря при составлении программы деятельности и программы развития учреждения; также при планировании воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.

 

Таким образом, значимость исследования заключается в возможности эффективно формировать систему ценностей подростков в детской организации. Это положительно влияет на всестороннее развитие личности подростка, направленность личности, позволяет повысить самооценку, самоотношение, в том числе для последующего успешного выбора профессиональной деятельности.

 

Литература

 

 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. – М., 1984. – С. 258-259
  2. Львова С.В.Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников , 2014 г. – №1(9), с.79-86
  3. Львова С.В., Унру О.В. Изучение самоотношения при формировании ценностной сферы подростков // Системная психология и социология. – 2013-№8 (II) – с.49-53
  4. Практическая психодиагностика / сост. Райгородский Д.Я. Самара, 2009. – с.637
  5. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика. – Пресс, 2001. – 440 с.
  6. Романова Е.С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 416 с.
  7. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.  СПб.: Питер, 2009.
  8. Романова Е.С., Рыжов Б.Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот// Системная психология и социология.  2010.  №.1. С.72-76.
  9. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология.  2010. №  1. С. 5-42.
  10. Столин В.В., Пантилеев С.Р.Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. - М., 1988. - С. 123-130
  11. Унру О.В. Детская общественная организация как фактор успешной социализации подростков // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология» - №3, 2012 г., с.294-302.
  12. Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. - Ярославль: Медиум-пресс, 2000. - 302 с.

 

References

 

 

  1. Vygotsky L.S. Collected works: in 6 v. V. 4. - M., 1984. - P. 258-259.
  2. Lvova S.V. Age features of the cognitive needs development and motivation of studying in schoolchildren // Systems Psychology and Sociology, 2014 - №1(9), P.79-86
  3. Lvova S.V., Unruh O.V. The study of self-attitude under the formation of the value sphere in adolescents// Systems Psychology and Sociology, 2013 - №8 (II), P.59-64.
  4. Practical psychodiagnosis / comp. Raigorodskii D.Y. Samara, 2009. - p.637.
  5. Psychological dictionary / ed. V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheriakova. - M .: Pedagogy. - Press, 2001. - 440 P.
  6. Romanova E.S. 147 popular professions. Psychological analysis and professiogram. - M .: Aspect Press, 2011. - 416 P.
  7. Romanova E.S. Psychodiagnostics: Textbook. St. Petersburg: Piter, 2009.
  8. Romanova E.S., Ryzhov B.N. «The Brutus complex» of social orphans // Systems psychology and sociology. 2010.  №1. P.72-76.
  9. Ryzhov B.N. The basis of systems psychology // Systems psychology and sociology. 2010. № 1. P. 5-42.
  10. Stolin V.V., Pantileev S.R. Poll of the self //Practicum in psychological diagnostics: Psycho-diagnostic materials. - M., 1988. - P. 123-130
  11. Unruh O.V Children's organizations as a factor in successful socialization of adolescents // List of TvGU. Series «Pedagogy and Psychology» - №3, 2012, P.294-302
  12. Frishman I.I. Game interaction in children's associations: Monograph. - Yaroslavl: Medium-Press, 2000. - 302 P.