Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Шилова Т.А., Костерева Л.И. АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Журнал » 2014 №12 : Шилова Т.А., Костерева Л.И. АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
    Просмотров: 9524

АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Шилова Т.А.,

Костерева Л.И.

МГПУ, Москва

В статье рассматриваются проблемы самооценки личности младших школьников, обучающихся на дому. Раскрыта структура ключевых компонентов самооценки: регулятивный, эмоциональный, когнитивный.

Ключевые слова: самооценка личности младших школьников, обучение на дому, образовательная деятельность, самосознание, личность, категория «Я».

 

ANALYSIS OF THE COMPONENTS OF THE SELF-IDENTITY IN PRIMARY HOMESCHOOLERS

Shilova T.A.

Kostereva L.I.,

MGPU Moscow

In this article the problems of primary homeschoolers’ self-identity are discussed. The structure of the key components of self-esteem is shown: regulatory, emotional, cognitive. Keywords: primary student’s self-esteem, homeschooling, educational activity, consciousness, personality, category "The Self".

 

Введение

 

Проблеме самооценки личности посвящено множество работ в различных отраслях психологии. В настоящее время наиболее востребованными и актуальными к рассмотрению являются вопросы личности и индивидуальности, особенно с точки зрения генезиса источников ее развития. В них раскрывается содержание понятия самооценки: как «доверие к себе», «самоуважение», «осознание себя», «образ себя», «чувство собственного достоинства». Теоретические подходы в определении содержания понятия самооценки включают три группы индивидуальных особенностей: самосознание, личность, категория «Я» [1,2,4].

В концепции модернизации российского образования, по мнению Е.С. Романовой, определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [5,c. 5].

Главные компоненты самооценки выступают в следующей структуре: регулятивной, эмоциональной, когнитивной. Системно-психологический подход с позиций Б.Н. Рыжова, «позволяет связать между собой возможности объективной диагностики» [6, c.5]. Так, Л.И. Божович самооценку рассматривала как важное личностное образование, принимающее активное участие в регуляции личностью своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. Автор считает, что «устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки взрослого и результатов собственной деятельности ребенка. В тех случаях, когда самооценка возникает лишь на основе усвоения оценки окружающих без умения самостоятельно оценить результаты

своей деятельность, у ребенка легко может сложиться неправильная самооценка, являющаяся значительным препятствием для полноценного формирования его личности» [2, с.233]. Проблема взаимосвязи самооценки и обучения в общеобразовательной школе, в том числе обучения на дому, является актуальной и оказывает значительное влияние, как на успешность обучения, так и на всю жизнедеятельность учащегося в целом.

У младших школьников осуществляется подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений младших школьников с окружающими их людьми и изменяется его отношение к школе, к самому себе, к самооценке и своему самосознанию.

С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе. З.С. Акбиева, в этой связи считает, что «самооценка представляет ступень развития самосознания выражающийся в способностях отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих, но и на уровне собственных требований к себе» [1,с.10].

Целью данного исследования являлось рассмотрение системы компонентов самооценки детей младшего школьного возраста. Системно - структурный анализ компонентов самооценки играет огромное значение в дальнейшей жизнедеятельности личности. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки ребенка на его поведение, мотивацию к учебе, межличностные контакты, особенно если ребенок обучается на дому, однако мало сравнительных исследований личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и на дому.

В последнее время среди учащихся, поступающих в школу, все чаще встречаются школьники, имеющие различные отклонения в здоровье, поэтому им рекомендовано обучение на дому. По данным многих исследований, такие учащиеся еще до поступления в школу имеют ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к такому школьнику педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем, возникающих в школьной жизни [7]. Различные предметы, которые младшие школьники проходят изучают в школе, являются лишь средством для достижения этой цели. Индивидуальное обучение учащихся на дому является одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для учащихся, которые по медицинским показаниям не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. По мнению Е.С. Романовой «Система требований Государственных образовательных стандартов формирует систему оценок уровня и качества образования и степень интегрированности содержания образования» [4,с.103].

Младшие школьники, обучающиеся на дому, имеют такие проблемы, как недостаток общения со сверстниками, трудность освоения новых норм поведения в отношениях с людьми, трудность формирования самооценки, самоопределения. Плохое самочувствие, ограничение движений, приводят к развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуацию развития, складывающуюся в данных условиях. Основными последствиями этой ситуации являются изменения в направленности личности, в системе самооценок, в установке на деятельность [1,3]. Младшим школьникам, обучающимся на дому, присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей. Это приводит к тому,

что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие учащиеся не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно. Перед нами стоит задача рассмотреть, чем являются структурные компоненты самооценки: регулятивный, эмоциональный, когнитивный с позиций системной психологии, рассматривая их как процессы организации и развития личности.

 

Условия и методы исследования

 

В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста г. Москвы: 20 человек, ученики 1-3-х классов, 20 человек - испытуемые, обучающиеся на дому, 1-3-х классов.

Для проведения экспериментального исследования, направленного на изучение самооценки личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и обучающегося на дому. Были использованы следующие методики: методика "Лесенка" (В.Г. Щур); методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаровой); методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко).

 

Результаты исследования

 

Методика "Лесенка" (В.Г. Щур) предназначена для выявления системы представлений учащегося о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие ученики и как соотносятся эти представления между собой. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Результаты по исследованию уровня самооценки «Лесенка»

 

Расчет основных количественных показателей методики «Лесенка» (В.Г. Щур) показывает выраженные различия в самооценке учащихся: среди учеников 1-3-х классов, посещавших школу, имеют завышенную самооценку – 35%, 55% - нормативную самооценку, 10% - низкую самооценку. Среди испытуемых, обучающихся на дому - завышенную самооценку никто не имеет, 30% - показали нормативную самооценку, 70% - низкую самооценку.

Методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова) позволяет проанализировать особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия испытуемых себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок

видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Показатели определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захаровой)

 

Анализ полученных результатов показал, что среди учеников 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, имеют завышенную самооценку – 15%, 85% - нормативную самооценку. Низкая самооценка не выявлена. Среди испытуемых, обучающихся на дому - завышенную самооценку никто не имеет, 45% - показали адекватную самооценку, 55% - низкую самооценку. Учащиеся с низким уровнем самооценки характеризуются как крайне зависимые от непосредственного социального окружения, неспособные к самостоятельным поступкам.

Для изучения и выявления индивидуально-типологических особенностей учащихся была использована методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко). Полученные данные у учеников общеобразовательной школы показаны на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3. Результаты методики самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)

 

Свое настроение, свое положение ученики 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, выделяют так: установку на лидерство имеют - 10%, 45% - нормальную адаптацию, 45% - показывают в тестах общительность, дружескую поддержку.

На вопрос методики, «каким ты хотел бы быть, и на чьем месте хотел бы находиться?», ученики 1-3-х классов, посещавших школу, выделили - установку на лидерство - 35%; комфортное состояние, нормальную адаптацию - 30%; дружескую поддержку - 25%; устойчивость положения - 10%.

Данные по исследованию методики самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) у испытуемых, обучающихся на дому, приведены на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4. Результаты методики самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)

 

Среди испытуемых, обучающихся на дому – уход в себя и отстраненность наблюдается у 25% учащихся; замкнутость, тревожность у - 65%; утомляемость, слабость, застенчивость - 10%.

На вопрос методики, «каким ты хотел бы быть, и на чьем месте хотел бы находиться?», испытуемые, обучающиеся на дому, выделили - дружескую поддержку, общительность - 80%; установку на преодоление препятствий - 20%.

 

Выводы

 

Анализ результатов исследования показал, что структура самооценки младших школьников, обучающихся в школе и младших школьников, обучающихся на дому не одинакова.

Обнаруженная в исследовании в целом низкая самооценка учащихся, имеющих социальную изоляцию, отражает их психологические особенности. Они боятся неудач, страх порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, сковывает воображение, понижает познавательную активность, а чрезмерная самокритичность, свойственная им, может привести к творческому кризису.

Таким образом, проведенный анализ позволил определить адекватность самооценки и ее сравнительных характеристик у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Важным условием для их успешного обучения являлась разработка и внедрение программ психологической помощи на начальных этапах адаптации к изменяющимся условиям образования младших школьников, обучающихся на дому. На основании полученных данных принято решение продолжить исследование, используя в качестве развивающее коррекционной работы задания, приемы, упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста.

В целом, приведенные материалы дают системно-психологическое обоснование технологии определения регулятивного, эмоционального, когнитивного компонентов самооценки личности, теории и качественной интерпретации полученных результатов.

Приведенные данные свидетельствуют о целесообразности применения метода системно-структурного подхода в психодиагностике компонентов самооценки личности младшего школьника.

 

Литература

 

  1. Акбиева З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением. Дис…канд. психол. наук. - М.,1997. -179 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Питер, 2008.- 398с.
  3. Казаренков В.И. Сотрудничество учителей и родителей в организации внеурочных занятий младших школьников (на примере российской школы)// Проблемы раннего образования– 2012, №2 . С.73-79.
  4. Романова Е.С. Инновационная деятельность института в системе профориентационной работы. //Системная психология и социология. - 2011, № 4(II), С.5 – 16.
  5. Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования. //Системная психология и социология. - 2011, № 3, С.103-108.
  6. Рыжов Б.Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии.// Системная психология и социология. - 2013, № 4,С.5-8.
  7. Шилова Т.А. Диагностика психолого - социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие/Т.А.Шилова.- М.:Айрис-пресс,2006.-112с.

 

Refferences

 

  1. Akbieva Z.S. Self-esteem and Personal orientation in adolescents with deviant behavior. Dis...Kida. the course of studies. Sciences. - M.,1997. – P.179.
  2. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. - M.:Peter, 2008.- P.398.
  3. KazarenkovV.I. Cooperation of teachers and parents in the organization of extracurricular activities of primary students (on the example of the Russian school)// Problems of Early Education - 2012, No. 2 . P. 73-79.
  4. Romanova E. S. Innovative activity of the Institute in a system of the vocational guidance work //Systems psychology and sociology. - 2011, No. 4, P. 5 - 16.
  5. Romanova E. S. New forms of the practical realization of the assimilated integrative content of the education//Systems psychology and sociology. - 2011, No. 3, P. 103-108.
  6. Ryzhov B. N. Inner structure of the activity in the theory of systems psychology// Systems psychology and sociology. - 2013, No. 8 (II), P. 5-8.
  7. Shilova T. A. Diagnosis of psycho - social maladjustment in children and adolescents. Practical manual/ T. A. Shilova.- M:iris press,2006.-P. 112.