WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Арзуманов Ю.Л. ШТРИХИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ М.М. ДЕРЖАВИНА
Журнал » Приложения : Арзуманов Ю.Л. ШТРИХИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ М.М. ДЕРЖАВИНА |
![]() ![]() ШТРИХИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ М.М. ДЕРЖАВИНА Арзуманов Ю.Л., доктор медицинских наук, профессор МГПУ, Москва
Еще Гиппократ (V-1Vв. до н.э.) говорил: «Искусство вечно, жизнь коротка». Действительно, оно связывается с умением, опытом, с воплощенным в действии стремлением человека выйти за пределы своего природного существования, перестать быть только Божьей тварью наравне с другими тварями перед всевидящим оком Творца. В итоге – это есть не что иное, как попытка человека постигнуть некие гармонии жизни, познать целительные способности искусства и прийти к катарсису – очищению [1]. Роль театра в этом первостепенна. Поэтому и заполняются ежевечерне залы, поэтому мы и выбираем актеров, с которыми интересно, чье творчество созвучно нашему душевному состоянию. В каждом театре есть свои звезды. Сегодня мы поговорим о ведущем артисте театра Сатиры Михаиле Михайловиче Державине. М.М. Державин удивительно популярен. Его узнаваемость поражает: в маленьком деревенском магазине, на Садовом кольце, в Арбатских переулках ему везде рады. Эту известность он несет в себе уже несколько десятков лет. Порой я размышляю над причиной этого явления. Возможно, что основанием популярности актера являются его внешние данные: у него открытое, доброе лицо, которое редко бывает хмурым и сумрачным. Он всегда первым здоровается, и даже незнакомым людям найдет время сказать пару добрых слов, кстати, этим он отличается от очень многих своих известных коллег. В его психофизике есть качество, очень важное для актера ─ он везде «виден». Я имею в виду его сценический «крупный план».
М.М. Державин
Моя первая встреча с ним произошла не в театре, а в зрительном зале кинотеатра, где я,12-летний подросток, смотрел фильм «Они были первыми». Как это часто бывает в кино, лучшие роли у актеров бывают первые. Странно, ведь нет еще опыта, мастерства, не хватает умения распределять эмоции и общаться с партнером. Примеров тому много: Т. Самойлова в фильме «Летят журавли», И.Извицкая «Сорок первый», В. Ивашов в фильме «Баллада о солдате» и т.д. М. Державин в своей первой кинороли был поразительно органичен, обаятелен и, на редкость, достоверен. Присутствие рядом таких замечательных партнеров, как М. Ульянов, Г. Юматов абсолютно не снизило впечатление от игры юного М. Державина. Чистота его героя, вера в замечательную жизнь, его интеллигентность, образованность, создавали особую остроту роли. Когда я сейчас пересмотрел фильм, у меня были те же чувства, те же ощущения, даже появилась боль за этого очень хорошего, очень чистого мальчика, которому по задаткам было отпущено яркое и счастливое будущее, но судьба, как и у миллионов его сверстников, оказалась трагичной. Потом М.М.Державин появился в «Кабачке 13 стульев». Я даже не знаю, с чем можно сравнить этот оглушительный успех. Это был не просто «вихрь», а «Торнадо»! При очень малом количестве развлекательных программ на телевидении, эта воспринималась как образец западной культуры: шутки с подтекстом казались очень смелыми, песни в исполнении Х. Вондрачковой, Л. Ивановой, Дж. Марьяновича, чем-то заокеанским. Красивые женщины, туалеты. Страна не просто ждала, а нуждалась в этой передаче. Телевизионные маски пани Моники, пана Директора, пана Ведущего становятся народным достоянием. «Кабачок 13 стульев» принес небывалую популярность О. Аросевой, С. Мишулину, Н. Селезневой. И М. Державин пришелся в передаче ко двору. До него несколько передач провели другие, тоже не менее известные артисты, но Михаил Михайлович оказался самым нужным в этой компании. Настолько нужным, что передачу просто нельзя было представить без его участия: красивый, молодой, всегда очень хорошо одетый, с обворожительным голосом, музыкальный. Абсолютно голливудский стандарт. И он явился чрезвычайно ярким украшением передачи, ееважной составной частью. При этом у М.М. Державина была и другая, не менее сложная работа: его дуэт с А.А.Ширвиндтом на эстраде. Постепенно Воистину главное в учебной подготовке артиста - не задавить его индивидуальность, помочь раскрыть только ему свойственные особенности дарования. Вместе с М.М. Державиным учились и В.Ливанов и Э.Зорин и В.Шалевич. Чуть раньше А.Ширвиндт, позже А.Миронов, Л.Максакова. Этот славный список можно продолжать, хотя уже совершенно понятно, насколько Училище готовило разноплановых артистов, искусство которых было востребовано в различных театрах страны. Кинематограф также не остался в стороне. Но есть в психофизике актеров свойства, которые дают возможность назвать их театральными актерами. Их сущность такова, что им необходим партнер, развитие сюжета, когда эмоции расходуются по возрастающей, когда все должно вести зрителя к кульминации, Я абсолютно убежден, что есть исключительно актеры кино и театра. Среди последних стоит назвать Т.Доронину, Ю. Борисову, А.Фрейндлих. Из ушедших - А.Тарасову, Б.Ливанова, М.Царева. И это при том, что у всех у них были прекрасные работы в кино и кинематографический успех у зрителя, но все же те, кто имел счастье быть в зрительном зале и видеть как они играли и играют, думаю, согласятся со мной. Порой думаешь – нужна ли одаренному человеку школа. Играй и радуй. Считаю, что нужна. Только образование дает артисту умение, ощущение роли, погружение в нее. Только школа дает актеру жест, психологически точный и достоверный, возможность держать паузу, взятую в нужное время. А. Демидова, поздравляя А. Фрейндлих с юбилеем в Доме Актера, коснувшись удивительных сторон творчества юбиляра, сказала: «Для актера самое главное жест». Казалось бы, на первый взгляд, странное утверждение, мне кажется очень точным, ибо именно тогда выстраивается эмоциональное взаимодействие и зритель находится под высоким гипнотическим влиянием актера, вникает в его переживания, любит, оправдывает не всегда правильное поведение героя и в итоге принимает его таким, каким видели его создатели. Тогда рождается чудо: предлагаемые обстоятельства становятся жизненно оправданы. Впитав в себя все лучшее, что дало Театральное училище им. Щукина, М.М. Державин стал поразительным партнером, тонким, чутким, умеющим слушать, умеющим показать очень хорошие стороны актера, который занят с ним в сцене. Он всегда до конца отыгрывает роль. Даже, если на несколько минут появляется в спектакле, как это было в «Поле битвы принадлежит мародерам» Э.Радзинского.Полагаю, что в этом спектакле М. Державин практически спасает очень рыхлое второе действие. Создается впечатление, что ни автор пьесы, ни постановщик спектакля не очень понимают, что должно происходить на сцене во втором действии! Но появление М.М. Державина вносит нужную, как мне кажется, интонацию и создает ту особую атмосферу, в которой последняя фраза героини не становится вульгарной и бранной, а абсолютно точной в данной ситуации. Странно, что никто из критиков, так много писавших об этой постановке, не обратил на это внимание. М. Державин по своим физическим данным и дарованию ─ явный герой, премьер. Но он из тех артистов, для которых время присутствия на сцене не определяет степень важности вклада в спектакль в целом. Как-то я слышал, как М.М. Державин рассказывал о себе. Родился в актерской семье. Его отец был ведущим артистом театра им. Е. Вахтангова. Детство прошло среди удивительных, ярких, талантливых учеников Е. Вахтангова. Любовь, внимание, озорство были его окружением, но война внесла свои коррективы в только что начавшуюся жизнь. Недавно я прочел книгу Г. Коноваловой о годах эвакуации театра им. Е. Вахтангова в г. Омск. Многое сразу стало понятным в раннем взрослении Миши Державина, ибо он там был тоже. Потом страшное горе ─ смерть отца. На юного Державина выпала очень нелегкая задача стать мужчиной в доме. Когда думаешь о его судьбе, то поражаешься тому, насколько она насыщена трудностями, преодолениями, удачами, яркими встречами, но в немалой степени и везением! Полагаю, что когда Михаил Державин закончил училище, его единственным желанием был театр Вахтангова, тогда все стремились туда. Не взяли. Для молодого талантливого выпускника это очень весомая причина для расстройства, а если этот театр твой дом, где ты знаешь всех, где тебе хорошо - то просто трагедия. Но тут приходит Удача. Приглашают в Московский театр имени Ленинского комсомола. Сам факт малорадостный, ибо тогда этот театр не блистал постановками, несмотря на ряд замечательных актеров, работавших в нем. Но оказавшись там, М. Державин вскоре стал играть в постановках А.Эфроса, который был приглашен туда главным режиссером. Аэто уже не просто удача, а настоящее актерское счастье. Видимо М. Державин был интересен Мастеру, ибо когда А. Эфрос пришел на М.Бронную, и , он забрал М. Державина с собой. Аэто дорогого стоит! И таких примеров можно привести много. Может быть поэтому уже потом, став мастером, М. Державин исповедовал в раскрытии образов сочную многокрасочность. Даже играя отпетых мошенников, преступников, негодяев у него найдутся обязательно краски и для размышления, растерянности, внутренней борьбы в поведении своего героя. Поэтому его работы неоднозначны. Однако актер дает зрителю возможность поразмышлять и что-то понять, словом ─ прожить некоторое время в тех эмоциях, с которыми зритель покидает театр. Мне очень импонирует эта черта его дарования. Только тогда пауза становится значимой, жест отточенным, тогда и партнеры подтягиваются и рождается чудо, которое называется Театр.
М.М. Державин в роли Скалозуба в спектакле «Горе от ума»
В лучших своих театральных работах М. Державин показывает эти свойства своего дарования («Прощай конферансье», «Тартюф», «Бешенные деньги», «Самоубийца»). Я помню удивительный спектакль «Тартюф» в постановке А.Витеза. Его дует с Т. Васильевой невозможно забыть. От игры М. Державина, тогда совсем еще молодого артиста, у меня было потрясение. Он был настолько обаятелен, настолько увлекал зрителя, что даже возникала досада на себя, что позволил на какое-то время забыться, ибо помыслы героя спектакля были совершенно не достойные, но потом приходило чувство восхищения работой артиста и как бывает благодарность за пережитое. Однако может сложиться обманчивое впечатление, что М.М. Державину весело в творчестве. Близкие к нему люди знают насколько часто он бывает недоволен собой, какие муки переживает после спектакля, если что-то сделал не так. Вот эта крайне редкая черта трепетного отношения к театру, к делу у М.М. Державина проявляется с особой остротой! В то же время, Михаил Михайлович умеет радоваться успехам коллег. Я помню, как восторженно он рассказывал о спектакле «Укрощение строптивой», как расхваливал работу молодой актрисы. Его интересно слушать, он превосходный рассказчик. Его устные зарисовки портретов Ц.Л. Мансуровой, Н.К. Симонове, Ю.К. Борисовой, О. А. Аросевой, всегда неожиданны, точны, восторженно патетичны, И, слушая, думаешь: «Господи, как жаль, что это слышу только я. Ведь это готовые телевизионные передачи!». Редко рождаются актеры, способные совладать, понять и донести одинаково точно как русскую, так и зарубежную классику. М.М. Державин в их числе. На его творческом пути встречались разные очень крупные, знаменитые режиссеры: А. И. Эфрос, В. Н. Плучек, М.А. Захаров. Он много играл в их спектаклях. Играл, как всегда, честно и высоко профессионально. Но, к сожалению, М.М. Державин не встретил своего режиссера, который работал бы для него. Как это было у актеров, которых заметили великие К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, А.Г. Товстоногов. Поэтому мы не увидели державинского Петруччо, Обломова, Городничего. Я просто вижу, как бы ярко он сыграл Барона. Он непременно заблистал бы в пьесах Р. Саймона, Т. Уильямса, Б. Шоу. Однажды я видел как Державин выступает в концерте перед праздной, сытой и, как мне показалось, малоинтересующейся театром, публикой. От него ждали баек, однако он вдруг решил не смешить, а прочесть монолог из пьесы Г.Горина «Прощай конферансье». Монолог сложный о войне, о мире, о стойкости человека перед лицом смерти, о том, что никогда, ни при каких условиях, нельзя забывать, кто ты есть на этой земле. Я просто вжался в кресло, понимая как трудно сейчас артисту. Но М. Державин начал с такой высокой человечески трогательной интонации говорить о событиях, о которых, наверное, просто нельзя говорить иначе, что зрительный зал притих, а сидевшая рядом со мной дама вытащила из сумочки носовой платок. А на сцене, как я уже говорил, властвовал большой артист, заставляя нас из глубин подсознания, из анналов памяти извлекать именно те впечатления и ассоциации, которые и должны быть при произнесении слова «война». Успех был оглушительный. И как-то изменился, притих, стал более чутким, более трепетным зал. Была задана высокая нота всему концерту, и как - то стало неловко гримасничать и пошлить на сцене, а я сидел и думал: «Вот он, пример яркого актерского дарования». И можно ли говорить в этом случае о том, что он не сыграл всевозможные роли. Конечно, всегда жаль, когда большой артист не играет разнообразный репертуар. Но, с другой стороны, к великому сожалению, это обычно и есть то, что роднит больших артистов. Разве реализовались Б.Ливанов, М.Яншин, А.Грибов, Н. Мордвинов, Н.Черкасов, А.Гриценко. Этот список можно продолжать и продолжать. Как-то удивительная Р.Зеленая сказала мне: «Если выпадает на нашу жизнь две хорошие работы, то можно считать судьбу состоявшейся». Наверное, артист должен в своей жизни пережить определенные моменты, пройти через трудности, искать решения и обязательно находить их, тогда роль в исполнении такого артиста даже и не очень хорошо написанная, становится емкой, объемной и какой-то значительной. Я очень верю в актера. Он может сотворить чудо психологического воздействия на зрителя. В конечном итоге только через актера устанавливаются со зрителем очень хрупкие, но чрезвычайно важные для театра контакты. Тогда возникает удивительная форма единения и ощущение власти над зрительным залом… Литература
References
|