Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Журнал » 2014 №10 : Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ
    Просмотров: 5978

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

 

Никиреев Е.М.

МПГУ, Москва

Кобликова Л.В.

ГКУ СДР №12 Москва

 

В данной статья описано исследование Я-концепции, ее структуры и компонентов у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи. Обсуждается значение полноценной эмоционально благополучной модели Я-концепции для успешной адаптации, развития и жизни в социальной среде детей, оставшихся без должного родительского воспитания. Представлена модель поддержания психологического комфорта и здоровья, связанная в первую очередь именно с формированием позитивной Я-концепции.

Ключевые слова: Я-концепция, самовосприятие, самооценка, адаптация, социальная среда.

 

 

 

RESEARCH OF EMOTIONAK SELF-CONCEPT COMPONENTS OF PRESCHOOL CHILDREN DROUTGHT UP OUTSIDE THE FAMILY


Nikireev E.M.
MPGU, Moscow

Koblikova L.V.

SSiSC №12, Moscow

 

This article describes a research of self-concept, its structure and its components at children in terms of children's homes and families. The significance of fulfilling emotionally safe model of self-concept for successful adaptation and development of life in the social environment of children without proper parenting is discussed. There is presented a model of maintenance of psychological comfort and health related in the first place with the formation of a positive self-concept.

Keywords: self-image, self-esteem, adaptation, social environment.

 

Введение

 

Дошкольное детство рассматривается в современной психологии как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. Развитие самосознания в дошкольном детстве, ведет к формированию жизненной позиции, отражающей способность к инициативной и сознательной организации в системе социальных отношений ребенка, его стремление определить себя и свое место среди других людей. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития его самосознания, то есть осознания себя и мира.

Изучение вопросов самосознания в последнее время привлекает все большее внимание, поскольку становится напрямую связанно с качеством адаптации детей внутри социальной среды. Не так давно в исследованиях появилось научное понятие «Я-концепция» [2], которое достаточно близко понятийной терминологии специальной, социальной и клинической психологии. Становление Я-концепции происходит постепенно в контексте социально-средового окружения, причем различные ее элементы развиваются  в разное время [1]. С самого рождения каждый человек является объектом отношений других людей, прежде всего своих родителей, поэтому первые формы Я-концепции каждого ребенка по своей сути неизбежно синтезируются им из бессознательно интериоризируемых в процессе общения и совместной деятельности мнений о нем взрослых [3]. Многие авторы считают первую Я-концепцию ребенка результатом родительского внушения, другие – что, по существу, беспомощный ребенок, полностью зависящий от родителей, принимает ее в акте наивной веры, основанной на безусловной любви к источникам своей жизни и благополучия. В любом случае семья оказывает на становление «Я-концепции» огромное влияние.

 

1 Значение эмоционального компонента Я-концепции как части здорового развития личности в дошкольном детстве

 

Эмоциональный компонент Я-концепции охватывает отношение к себе в целом и отдельным сторонам своей личности, деятельности, а также систему самооценок. Данная структура раскрывается в первую очередь через эмоциональное (эмоционально-ценностное) отношение к себе. Это эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к себе, к тому, что она делает, узнает, понимает. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Все эти процессы тесно связаны и оказывают друг на друга взаимное влияние, вместе обеспечивают организацию личностью своего поведения, то есть процесс саморегулирования [3].

На самых ранних стадиях существования ребенок еще не может различать себя и других. В этот период краеугольным камнем развития здоровой личности, по Э. Эриксону, является общее чувство доверия, эту характеристику можно назвать «уверенностью» [8]. Здесь в любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Именно приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля [8]. В структуре основных новообразований психического развития ребенка до семи лет жизни автономности должно быть отведено особое место, так как именно она обеспечивает ребенку социальную и физическую самостоятельность. А самостоятельность – это качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельную, без помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности [6].

Итак, именно в семье закладываются основы эмоционального отношения ребенка к себе и другим. В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно важны. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной общей самооценки. Если же родители не участвуют в воспитании ребенка, он получает пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой. И поскольку в детстве Я-концепция является наименее структурированной, она обладает в этот период высокой пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции [1].  В дальнейшем своем развитии ребенок, взрослея, вовлекается во все большее количество разнообразных видов деятельности, общается со все возрастающим количеством людей, имеющих о нем свое мнение. Этот процесс достаточно жестко детерминирует построение каждым человеком своей Я-концепции. Принципиально важным является то, что изменение и развитие Я-концепции отражает в той или иной мере изменения, происходящие в самом человеке [9].

В целом, отношения со взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, - необходимое условие становления и дальнейшего развития личности ребенка. С того момента, как в психической жизни индивида появляются общение и взаимоотношения со взрослыми, взрослый оказывается «центром всякой ситуации», «главным фактором формирования личности ребенка», «центром мира», «референтным лицом», которое, по предположению М.И.Лисиной, во многом «определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми», со сверстниками [5]. И вместе с тем, как ни важна роль взрослого в формировании личности ребенка, отношениями лишь со взрослыми нельзя обусловливать сложный мир развивающейся личности.

Формирование представлений о самом себе, в частности, в дошкольном возрасте предполагает гармоничное сочетание индивидуального опыта ребенка с теми оценками и знаниями о себе, которые ребенок накапливает посредством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Опыт общения со сверстниками служит контекстом для сравнения себя с себе подобными, являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными воздействиями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников [5].

Как уже говорилось, эмоциональное отношение к себе тесно связано с самооценкой. И для ребенка, у которого начинает формироваться чувство собственного Я, важной составляющей самооценки является способность чисто физической адаптации к окружающему миру. На этом уровне развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный и любознательный обычно обладает более высокой самооценкой. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний – все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя. Оно появляется к концу дошкольного детства, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с окружающими [5].

На протяжении дошкольного возраста самооценка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутренних состояний и, наконец, оказывается способным в особой форме осознавать свое социальное «Я», свое место среди других людей. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастающим к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру. И на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов происходит качественный скачок в изменении оценки ребенком самого себя. Если самооценка дошкольника целостна, то есть ребенок не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована [3].

Итак, многие исследователи полагают, что,благодаря процессу интериоризации, присвоения ребенком социальных по своей природе отношений, основными факторами, влияющими на формирование эмоционального компонента Я-концепции в дошкольном детстве являются отношения со взрослыми (прежде всего родителями) и сверстниками [4]. Поддержание стабильного положительного отношения к себе через эмоционально окрашенное отношение взрослых, обеспечит возможность выработки ребенком адекватной постоянной стратегии по отношению к самому себе, выражающейся как во внешней, социально-предметной деятельности, так и во внутриличностной активности.

Эмоциональный компонент «Я-концепции» дошкольника, помимо прочего, играет важную роль в формировании способности к психологической адаптации в социуме. Это особенно актуально для детей, воспитывающихся вне семьи, поскольку их положение в социуме, до сих пор не преодоленное неправильное отношение к ним окружающих и, конечно, особенности их развития делают таких детей очень уязвимыми [7, 10].

 

2 Условия и методы исследования

 

Исследование эмоционального компонента Я-концепции старших дошкольников, воспитывающихся в условиях вне семьи, проводилось в 2012-2013 г. В нем приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста (6,2±0,8 лет), оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детских домов. г.Москва и Московской области. В контрольную группу вошли 50 дошкольников (6,4±0,7 лет), воспитывающихся в полных семьях. При проведении исследования использовался следующий психодиагностический материал: методика «Методика определения эмоционального уровня самооценки «Я-концепция» А.В. Захаровой, И.П. Шаховой; метод рефлексивного наблюдения.

 

3 Результаты исследования

 

Методика определения эмоционального уровня самооценки позволяет проанализировать особенности «Я-концепции» детей младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия ребенком себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 1.


Результаты исследования уровня самооценки

Рисунок 1. Результаты исследования уровня самооценки

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

** - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,01

 

Расчет основных количественных показателей методики определения эмоционального уровня самооценки показывает выраженные различия в самооценке детей экспериментальной группы, для которых наиболее характерными являются ответы, свидетельствующие о неадекватном уровне самооценки. Половина (50%) детей экспериментальной группы указывали себя на первых позициях схематического ряда, что указывает на неадекватно завышенный уровень самооценки. Только у четверти участников экспериментальной выборки наблюдаются ответы, соответствующие нормативному уровню самооценки. Ответы остальных 25% участников экспериментальной группы характеризуют самооценку ребенка как чрезвычайно низкую, способствующую развитию комплекса неполноценности, негативной «Я-концепции». Дети с таким уровнем самооценки характеризуются как крайне зависимые от непосредственного социального окружения, неспособные к самостоятельным поступкам. Контрольная группа показывает более развитый уровень дифференциации «Я-реального» и «Я-идеального». Можно считать, что у данной категории детей эмоциональное и интеллектуальное развитие происходит более гармонично, по сравнению со сверстниками, за счет отсутствия острого конфликта между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Шкала Индивидуализации позволяет узнать, насколько ребенок осознает свое сходство или уникальность в сравнении с окружающими. Результаты приведены на рисунке 2.

 


Показатели степени индивидуализации

Рисунок 2. Показатели степени индивидуализации

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

 

Анализ полученных результатов показал, что дети из экспериментальной группы реже делают выбор в пользу сходства с окружающими. Только 20% участников экспериментальной группы выбрали фигуру, обозначающую сходство с социальной группой. Подавляющее большинство (80 %) отмечают фигуру, характеризующую уникальность, противопоставление принятому большинству. Результаты детей из контрольной группы являются более равномерными, 60% детей сделали выбор в пользу индивидуализации, в то время как 40% предпочли выбрать сходство с группой. При выборе фигур дети, воспитывающиеся вне семьи, опирались на собственные мотивы, мнение группы для них являлось малозначительным, в отличие от детей контрольной группы. В ответах детей экспериментальной группы четко прослеживается социальная отчужденность.

Результаты шкалы, позволяющей с позиции ребенка оценить сложность своей «Я-концепции» представлены на рисунке 3. При анализе результатов выборов обеих групп удалось выявить явные различия по показателю сложности «Я–концепции». В контрольной группе сложные фигуры были выбраны 45% детей, в то время как в экспериментальной всего 10%.

Таким образом, большая часть детей контрольной группы выбрала фигуру, соответствующую сложной «Я–концепции», в отличие от большей части детей экспериментальной группы. Подавляющее большинство в этой группе (65%) охарактеризовало свою «Я- концепцию» как незрелую. Подобные результаты свидетельствуют о том, что детям экспериментальной группы довольно трудно адекватно воспринимать отличную от их собственной жизненную позицию. Высокий уровень эгоцентризма и незрелость «Я–концепции» у детей экспериментальной группы может стать причиной развития таких черт личности как замкнутость и социальная пассивность.

 

Оценка сложности «Я-концепции»

 

Рисунок 3. Оценка сложности  «Я-концепции»

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

** - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,01

 

 

Для изучения самовыражения и самоутверждения детей контрольной и экспериментальной групп был использован метод рефлексивного наблюдения. Результаты наблюдения по каждому из блоков фиксировались в карте рефлексивного наблюдения. Полученные данные показаны на рисунке 4.

 


Результаты изучения самовыражения и самоутверждения

Рисунок 4. Результаты изучения самовыражения и самоутверждения

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся в семье, преобладают следующие ориентиры в поведении: самопринятие (85%), самоуважение (70%), самоограничение (60%), самовыражение в превосходстве (60%), самоутверждение в защите (75%). Наблюдение за детьми, воспитывающимися вне семьи, показало, что для них наиболее свойственны следующие ориентиры в поведении: самопринятие (65%), самоуважение (55%), самовыражение в превосходстве (60%), самоограничение (75%), самоутверждение в защите (85%).

Участники экспериментальной и контрольной групп показали одинаковый уровень самопринятия, а также самовыражения в превосходстве. Они в равной степени проявляют инициативу в общении, стараются выделиться, проявляют интерес к происходящему в группе. Дети, воспитывающиеся в семье, показали более высокий уровень самоуважения, для них более свойственно пытаться произвести впечатление, добиваться результатов при выполнении заданий, в отличие от детей экспериментальной группы.

Для детей - участников экспериментальной группы наиболее выраженным ориентиром в поведении стало самоутверждение в защите. Они чаще ожидают посягательств на свои права, ведут себя упрямо и напористо. В попытках привлечь к себе внимание могут вести себя навязчиво, при этом быстро переключаться с одного человека на другого.

 

Выводы

 

В результате сравнительного изучения особенностей структуры «Я-концепции» у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и детей, воспитывающихся в семье, были получены следующие выводы.

  1. Специфика структуры «Я–концепции» ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме, характеризуется низким уровнем дифференциации «Я-реального» и «Я-идеального». Для детей данной категории свойственно противопоставлять себя окружающим, они обладают высокой степенью эгоцентризма.
  2. Эмоциональный уровень самооценки детей, воспитывающихся в детском доме, имеет положительное значение, порой переходящее в неадекватно завышенные формы. Подобная позиция свидетельствует о переоценивании ребенком себя и своих возможностей, что, как следствие, может стать причиной в неудачном межличностном взаимодействии со сверстниками.
  3. Дети-воспитанники детского дома в решении возникающих жизненных проблем вынуждены опираться исключительно на собственные силы. При подобных условиях, процесс принятия себя и формирования положительной «Я-концепции» осложнен, поскольку ребенок оказывается эмоционально не вовлеченным в социальные отношения.
  4. У детей, воспитанников детского дома обнаружились менее развитые способности к приобретению в процессе социализации эффективных поведенческих программ и стратегий, поскольку для них свойственно фиксирование не проблемной ситуации. Подобный паттерн взаимодействия может стать причиной отклонений в эмоционально - волевой сфере, невозможности адекватного реагирования на требования социума.
  5. Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют тенденцию к перекладыванию ответственности за себя и свое благополучие на других людей. У детей данной категории наблюдается выраженная потребность в защите и покровительстве. Подобная пассивная позиция ведет к неспособности справиться с многочисленными жизненными трудностями и оказывает непосредственное влияние на формирование негативной «Я-концепции».

 

Литература

 

  1. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб: Речь, 2006. 320 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Под общ. ред. В. Я. Пилиповский. Пер. М. Б. Гнедовский, М. А. Ковальчук.  М.: Прогресс, 1986. 420с.
  3. Буравцова Н.В., Столбикова М.Ю. Влияние самоотношения и значимых взаимоотношений на развитие Я-концепции личности// Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: материалы конференции Новосибирск:  НГПУ, 2010.  С.177-182.
  4. Калинина О.С., Свистунова Е.В. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с гиперкинетическим расстройством // Психологическая наука и образование. 2009. №5.С. 89-96.
  5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
  6. Неволина В. В. Специфика эмоционального взаимодействия детей в семье и вне семьи // Социокультурные проблемы современной молодежи материалы Международной научно-практической конференции Часть II / Под науч. ред H. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 153 – 160.
  7. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот.//Системная психология и социология. 2010. №1. С. 72-76.
  8. Сафукова Н.Н. Понятие «Я-концепция» личности в отечественной психологии // Психология человека в современном мире. М.: ИПРАН , 2009. С.392-398.
  9. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности./Пер. с англ И. Б. Гриншпун. М.: Психотерапия, 2008. 656 с.
  10. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб: СПбГУ, 2005. 628с.

References

  1. Belobrykina O. A. Diagnostics of development of consciousness at children's age. St. Peterburg: Speech, 2006. 320 p.
  2. Burns R. Self-Concept development and education. The translation with English/Under a general edition  by V.Ya. Pilipovsky. Translators are M. B. Gnedovsky,  M. Kovalchuk. Moscow: Progress, 1986. 420 p.
  3. Buravtsova N. V., Stolbikov M. Yu. Influence of the self-relation and significant relationship on Self-Concept development of the personality//Sociocultural determinants and motivational bases of development of the personality: conference materials Novosibirsk: NGPU, 2010. P. 177-182.
  4. Kalinin O.S., Svistunova E.V. Correction of the emotional and strong-willed sphere of children with hyperkinetic frustration//Psychological science and education. 2009. N5. P. 89-96.
  5. Lisina M. I. Formation of the identity of the child in communication. St. Petersburg: Piter, 2009. 320 p.
  6. Nevolina V. V. Specifics of emotional interaction of children in a family and out of a family//Sociocultural problems of modern youth materials of the International scientific and practical Part II / Under scientific editor  by  N. Ya. Bolshunova, O. A. Shamshikova. Novosibirsk: NGPU, 2006. P. 153 – 160.
  7. Romanova E. S., Ryzhov B. M. «The Brutus complex» of social orphans//System psychology and sociology. 2010. №1. P. 72-76.
  8. Safukova N. N. The concept «Self-Concept» of the personality of domestic psychology//Psychology of the person in the modern world. Moscow: IPRAS, 2009. P. 392-398.
  9. Hall Calvin S., Lindsey Gardner Theories личности. / Translator is I. B.  Grinshpun. Moscow: Psychotherapy, 2008. 656 p.
  10. Shipitsina L. M. Psychology of orphan children: school-book. St.Petersburg: SPbGU, 2005. 628 p.