Морозова Т.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Журнал » 2014 №9 : Морозова Т.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 31789 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
Морозова Т.Ю.
В статье рассматриваются особенности проявления копинг-поведения в юношеском возрасте, так как именно этот этап формирования связан с решением задач самоопределения. Также рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий и личностных особенностей, связанных с осознанностью смысложизненных целей и ориентиров, как локус-контроля, адаптивность.
A STUDY OF COPING BEHAVIOR PECULIARITIES
The article considers the peculiarities of the manifestation of coping behaviour in adolescence, since this is the stage of formation is concerned with the decision of tasks of self-determination. Also discusses the relationship between coping strategies and personality traits associated with awareness of life-meaningful objectives and targets, as a locus of control, and flexibility.
Введение
Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях социокультурного развития общества. Изменения происходят во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической, духовной. Юношеский возраст по определению психологов, это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Промежуточность данного положения порождает у молодых людей тревогу и беспокойство, несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. Социальную ситуацию развития в юности можно рассматривать как ситуацию стрессогенную. Конструктивные способы совладания с данной ситуацией во многом определяют решение ведущих задач этого возраста. Анализ особенностей проявления копинг-поведения в юношеском возрасте позволит выявить адекватные стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшить отрицательное воздействие негативных обстоятельств, трудностей на личностное развитие, сформировать программы психологического сопровождения молодежи в этот период. Психология юношеского возраста наименее разработанный и исследованный период возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остается справедливой и по сей день. Перед юношами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Отечественные психологи рассматривают самоопределение как основное психологическое новообразование юношеского возраста.Формирование личностной идентичности (наиболее близкое в англоязычной литературе понятие к понятию самоопределения) является психологической задачей юношеского возраста [16, 17]. В возрастном аспекте проблема самоопределения в юношеском возрасте рассматривалась в работах Божович, Гинзбург, Бершедовой и др. [7, 10, 5]. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». Не смотря на это она выделяет основные характеристики личностного самоопределения, которые заключаются в следующем: 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире [7; 8]; 2) личностное самоопределение ориентировано в будущее; 3) личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему [10]. Чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости зафиксировала Л. И. Божович: самоопределение осуществляется через «деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования» [8]. Самоопределение, по определению исследователей, связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым — определение смысла своего существования [6; 10, 11]. Размышления о смысле жизни являются существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Многими исследователями неоднократно отмечалось, что характерной чертой юношеского возраста является заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности. Эти проблемы волнуют юношей и девушек, они широко обсуждают их со сверстниками и с теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствуют об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - о его искажении.
1 Сущность понятия «копинг-стратегия»
Высокая степень сложности, неопределенности данного периода предъявляют особые требования к адаптивным ресурсам молодого человека, его способности быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия. В психологической науке процессы преодоления человеком трудных жизненных событий принято обозначать как совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение (от англ. сope- преодолевать, справляться). Термин «coping» был впервые использован в 1962 году L.Murphy. Исследуя поведения детей дошкольного возраста по преодолению требований, выдвигаемых кризисами развития, автор выделил врожденные и приобретенные (дифференцированные) формы поведения индивида в процессе приспособления к стрессовой ситуации. Согласно определению L.Murphy (1974), термин «копинг» означает «некую попытку создать новую ситуацию, будь она угрожающей, опасной, ставящей в неловкое положение или радостной и благоприятной» [24]. Основные подходы к пониманию копинг-поведения преимущественно разработаны зарубежными исследователями (Amirchan J., Folkman S., Lazarus R., Nakano K., Petrovsky M. и др.). В отечественной психологии изучению различных аспектов проблемы копинг-поведения посвящены работы В.Л.А.Китаева-Смык, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского и др. Классические, наиболее цитируемые определения копинг-поведения позволяют понимать его следующим образом: как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [15]; как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий [19]. В последнее время ряд авторов рассматривают проблему совладающего поведения как многоуровневый процесс, сочетающий в себе требования ситуации, культуры, испытывающий на себе особенности личности и использующий процессы внутренней и внешней регуляции субъекта [18]. В рамках данного субъективного подхода Т.Л. Крюковой были предложены факторы совладающего поведения. 1. диспозиционный (личностный) – особенности личности, способствующие или препятствующие успешному преодолению стрессовой ситуации; 2. динамический (ситуационный) – свойства ситуации, оказывающие непосредственное или опосредованное влияние на совладающее поведение; 3. социокультурный (экологический) – особенности и реалии культуры, в которой действует субъект, а также критерии оценки совладающего поведения, базирующиеся на культурных ценностях; 4. регулятивный – процессы регуляции и саморегуляции, задействованные в процессе преодоления стрессовой ситуации, причем совладающее поведение понимается как уровень в структуре саморегуляции субъекта [11]. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, по высказыванию С.К. Нартовой-Бочавер, «будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «coping» охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций». Отличительным признаком современного понимания копинг-поведения является перенос рассмотрения проблемы совладания на более широкий круг ситуаций, не только экстремальных, но и просто субъективно значимых. Так С.К. Нартова-Бочавер говорит о том, что «со временем понятие coping «оторвалось» от проблематики экстремальных условий и стало успешно применяться для описания поведения людей в поворотные жизненные моменты, а затем – в условиях хронических стрессоров и повседневной действительности» [15]. Поворотные жизненные моменты – это этап в жизни человека, на котором принимаются некие важные решения. Необходимость принятия подобных решений определяется ситуацией, в которой оказался человек. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, особенности жизненного выбора, разрешения человеком противоречий развития являются определяющей характеристикой жизненной стратегии [1]. Именно в разрешении постоянно возникающих жизненных, и, прежде всего, ценностных, противоречий человек и проявляет себя как субъект собственной жизни. Среди них весьма существенное значение имеет противоречие между «внешними и внутренними условиями реальной жизни», в которой внешние условия отнюдь не всегда соответствуют и способствуют склонностям, интересам человека. В рамках жизненной стратегии способы разрешения ценностных противоречий выполняют важную функцию – совладания с неопределенными, конфликтными, стрессовыми ситуациями наиболее общего характера, содержащими противоречия между требованиями социального окружения и индивидуальностью человека и оказывающими существенное влияние на ход его жизни [2]. Как отмечает А.В. Либин, от того, как человек реагирует на неблагоприятные жизненные обстоятельства, во многом зависит, насколько гармонично развивается его индивидуальность [14]. Говоря о копинг-стратегиях, нужно помнить следующее: любая трактовка понятия совладания соединяет в себе контекст ситуации и контекст человека, который попадает в эту ситуацию. Еще L.Murphy на начальном этапе изучения копинга обратил свое внимание на его связь с индивидуально-типологическими особенностями личности и предыдущим опытом проживания стрессовых ситуаций. Копинг-поведение осуществляется на основе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. В теории копинг-поведения выделяют такие базисные копинг-стратегии как разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Копинг-ресурсы – это характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам. В большинстве работ, касающихся проблемы копинг-поведения, используется типология копинг-ресурсов, предложенная S.Folkman или ее модификации S. Folkman выделяет следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость), материальные (имущество, деньги), психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.), социальные (социальные связи человека). Автор подразделяет ресурсы на личностные и средовые. Личностные ресурсы включают в себя ресурсы когнитивной сферы (возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды); ресурсы самосознания (Я-концепция, представления человека о себе); ценностно-мотивационную структуру личности; позицию человека по отношению к смерти, жизни, любви, одиночеству, вере; духовность человека; конкретные личностные качества, свойства (интернальный локус контроля, аффилиация, эмпатия, социальная компетентность). Ресурсы социальной среды связаны с системой социальной поддержки (окружение, в котором живет человек: семья, общество) и социально-поддерживающим процессом (умение находить, принимать, оказывать социальную поддержку) [23]. Одним из центральных вопросов в теории копинга является вопрос о его динамики. По мнению Folkman S. и Lazarus R.S., копинг - это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста [3]. Можно, рассмотреть развитие копинг-поведения и копинг-стратегий с точки зрения созревания психических функций в онтогенезе. Е.А.Скиннер и М.Дж. Циммер-Гембек [26] выделили три основных «скачка» в развитии совладающего поведения. Первый происходит в период между 18 и 24 месяцами, когда дети учатся регулировать свое собственное поведение. В предшествующий период их реакции носят нерегулируемый характер, копинг осуществляется родителями, или лицами, заботящимися о ребенке. Второй важный скачок в развитии совладающего поведения происходит в период между 5-ю и 7-ю годами. Связан, в первую очередь, с изменениями в процессах памяти, восприятия, социальных отношениях, эмоциях и самопонимания. Наибольший интерес в этом периоде представляют возрастающая интеграция между регуляторными субсистемами, возникающая вследствие когнитивных изменений, таких как генерация намерений и выбор альтернативных стратегий действия. Третий скачок развития копинг поведения происходит в возрасте 10-12 лет отмечен физиологическими изменениями и изменениями способов осмысления себя, отношений с внешним миром и другими людьми. В этом возрасте возрастает роль социальной поддержки со стороны других. В этом возрасте резко расширяются области потенциального получения такой поддержки. Дальнейшие изменения не являются столь революционными, однако можно выделить точку в 14-16 лет, когда возрастает роль автономии и самоидентификации, и 20-22 года, когда возникают изменения, связанные со значительными изменениями в социальных отношениях, значительными жизненными событиями. Особенно интересными представляются изменения в протекании эмоциональных процессов и принятии решений, возрастание роли мета-когнитивной и эмоциональной регуляции [20, 21, 22].
2 Описание контингента, методического обеспечения и организации исследования
Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению копинг-поведения, недостаточно рассмотрена тема совладающего поведения у лиц юношеского возраста. Наше исследование было направлено на изучение применяемых копинг-стратегий у юношей и девушек 16-18 лет. С целью изучения копинг-стратегий у современной молодежи, было проведено исследование по методике E. Heim Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаци» [25]. Методика позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Виды копинг-поведения были распределены E. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. 1. К адаптивным вариантам в поведенческой сфере относятся сотрудничество, поиск социальной поддержки; в когнитивной сфере – проблемный анализ, установка собственной ценности, повышение самооценки и самоконтроля, глубокое осознание собственной личности; в эмоциональной сфере – протест по отношению к трудностям, оптимизм; 2. К неадаптивным вариантам копинг-поведения в поведенческой сфере относятся активное избегание, отступление, отказ от решения проблем; в когнитивной сфере – смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование; в эмоциональной сфере – подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность – типы поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, безнадежностью, покорностью, недопущением других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. 3. К относительно адаптивным вариантам копинг-поведения в поведенческой сфере относятся компенсация, отвлечение, конструктивная активность, то есть поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью, в частности алкоголя, лекарственных средств; в когнитивной сфере – относительность, придание смысла, религиозность – формы мышления, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими жизненными затруднениями, придание особого смысла их преодолению, веру в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами; в эмоциональной сфере – эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация – поведение, направленное на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л. И. Вассермана. В исследовании было задействовано 212 человек, из них 87 юношей и 125 девушек в возрасте 16-18 лет.
3 Результаты исследования
Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности копинг-поведения в юношеском возрасте. Результаты диагностики представлены в таблице 1. Таблица 1
В эмоциональной сфере 16-летние демонстрируют в основном адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии (48% и 40% соответственно). Почти поровну распределились данные у 18-летних 43% - адаптивные копинги и 42% - неадаптивные. К адаптивным относятся протест по отношению к трудностям, оптимизм, а к неадаптивным - типы поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, безнадежностью, переживанием злости и возложением вины на себя и других. 17-летние в основном выбирают адаптивные копинг-стратегии. В поведенческой сфере преобладают у 16, 17 и 18-летних относительно-адаптивные варианты (отвлечение, конструктивная активность, то есть поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью, в частности алкоголя, лекарственных средств), а также у 18-летних неадаптивные копинги, характеризующиеся пассивностью, стремлением уйти от активных интерперсональных контактов, отказом от решения проблем.
Таблица 2
Результаты психологического тестирования указывают, что наиболее используемый юношами копинг - это неадаптивный вариант эмоционального копинг-механизма (64%), когда выбираются варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. У девушек также больше используется эмоциональный копинг-механизм, но только две его формы: адаптивный вариант – 46% (который говорит об эмоциональном состоянии с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации) и чуть меньше – неадаптивный вариант – 44%. Использование адаптивных вариантов поведения в основных сферах психической жизни (эмоциональной – 46% и поведенческой – 42%) преобладает у девушек. юношей преобладают относительно-адаптивные варианты поведения в когнитивной и поведенческой сферах (41% и 50% соответственно). Конструктивность относительно-адаптивных вариантов зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. В когнитивной сфере эти формы поведения направлены на оценку трудностей и придание особого смысла их преодолению. «Использование когнитивных копинг–стратегий указывают на высокий уровень психологической зрелости юношей, ощущение собственной значимости, высокую самооценка» (B.J.Felton, T.A.Revenson). В поведенческой сфере относительно-адаптивные варианты характеризуются стремлением к временному отходу от решения проблем.
Анализируя полученные результаты можно предположить, что в современном мире юноши и девушки более свободны от социальных стереотипов, и легче переходят от традиционно женских занятий к мужским и наоборот. Этим может быть объяснено высокий процент эмоционального копинг-механизма у юношей и большой процент адаптивный копингов в поведенческой сфере у девушек. Взяв за основу предположение, что выбор копинг-стратегий юношей и девушек определяется такими личностными особенностями как локус контроля, адаптивность, качество осознанности смысложизненных целей и ориентиров и уровнем их развития, было проведено исследование по методике «Смысло-жизненных ориентаций» Д. Леонтьева. [13]. Методика СЖО позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.
Таблица 3
Результаты методики «Смысло-жизненных ориентаций» Д. Леонтьева у 16, 17, 18 летних (в %)
Из таблицы видно, что по шкале «Цель в жизни» «низкий» и «высокий» уровень демонстрируют 16 и 17-летние (соответственно) юноши и девушки. Это свидетельствует о том, что люди с «низким» уровнем живут, как правило, сегодняшним или вчерашним днем, боясь перемен, а лица с «высоким» уровнем по данной шкале имеют планы на будущее, не имеющие реальной опоры в настоящем и не подкрепленные личной ответственностью за реализацию. У 18-летних показатель по данной шкале в рамках нормы. Шкала «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». «Низкий» уровень, который выражается неудовлетворенностью своей жизни в настоящем, но при этом придается полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее, наблюдается у 16- и 18-летних. У 17-летних данная шкала представлена «высоким» уровнем, что характеризует их как гедонистов, живущих сегодняшним днем. По шкале «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией», которая отражает оценку пройденного отрезка жизни, продуктивность и осмысленность прожитой части жизни, явных предпочтений нет ни у одного из возрастов. Высокие результаты по шкале «Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни)» - соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле - не отмечены ни у одной возрастной категории. «Низкий» уровень (неверие в свои силы контролировать события собственной жизни) – ярче всех представлены у 16-летних, у 17- и 18-летних данный показатель в рамках нормы. По шкале «Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни» фатализм присущ 16-летним, тем, кто находится в предкритической фазе кризиса. Убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь («высокий» уровень) отмечен у 17-летних. К 18-летнему возрасту данный показатель приходит в норму, что свидетельствует об адекватном восприятии действительности. Недостаточное развитие некоторых личностных особенностей (таких как локус контроля, качество осознанности смысложизненных целей и ориентиров и уровнем их развития) приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности [4]. Корреляционный анализ показал наличие связи между проблемно-ориентированным копингом и показателями по шкале процесс жизни (интерес и насыщенность жизни) r = 0,271 (p_<0,05). Юноши и девушки, которые воспринимают свою жизнь как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс выбирают копинг, направленный на рациональный анализ проблем, разрешение трудной ситуации, обращение к другим за помощью. Отрицательные корреляционные зависимости выявлены между показателями эмоционально-ориентированного копинга и показателями по шкале «цели в жизни» r = - 0,249 (p_<0,05); эмоционально-ориентированного копинга и результативностью жизни r = - 0,283 (p_<0,05); эмоционально-ориентированного копинга и локус контроля-жизнь (или управляемость жизни) r = - 0,244 (p_<0,05). Эмоционально-ориентированный стиль является последствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде погружения в собственные переживания, самообвинения и вовлечение других в свои переживания. И чем выше показатели по шкале эмоционально-ориентированного копинга, тем ниже результаты по шкалам ответственным за осмысленность, удовлетворенность жизнью.
Выводы
1. Анализируя полученные результаты можно предположить, что молодые люди, использующие адаптивные копинг-стратегии имеют более высокий уровень психологической зрелости, высокую самооценку и ощущение собственной значимости, и являются готовыми к качественным изменениям будущей жизни. Они уверенны в возможности самостоятельного осуществления жизненного пути, готовы принимать решения и воплощать их в жизнь. 2. Юноши и девушки, использующие неадаптивные и относительно-адаптиные копинги-стратегии, более подвержены психосоматическим и другим заболеваниям, характеризуются осторожным, а подчас инфантильным поведением, убежденностью в том, что жизнь, в большинстве случаев, неподвластна сознательному контролю и бессмысленно загадывать что-либо на будущее. Они по мере взросления менее способны решать возникающие проблемы, осваивать новые формы поведения и деятельности. 3. Молодые люди, выбирающие эмоциональный копинг неудовлетворенны прожитой частью своей жизни, убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, и что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило связь копинг-стратегий с такими личностными особенностями как локус контроля, адаптивность, качество осознанности смысложизненных целей и ориентиров и уровнем их развития.Юношеский возраст по определению психологов, это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Социальную ситуацию развития в юности можно рассматривать как ситуацию стрессогенную. Конструктивные способы совладания (копинг-поведение) с данной ситуацией во многом определяют решение ведущих задач этого возраста. Многие исследователи отмечают, что копинг-стратегии – результат приобретенного опыта. Таким образом, можно предположить, что последовательное и методическое обучение юношей навыкам адаптивного копинг-поведения, включающее в себя формирование и развитие соответствующих копинг-ресурсов и копинг-стратегий, является эффективным направлением в психолого-педагогической профилактики различных рисков, связанных с разрешением сложнейших жизненных вопросов в юношеском возрасте.
Литература
References
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||