Львова С.В. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Журнал » 2014 №9 : Львова С.В. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 10284 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ Львова С.В.
В статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования мотивации учения. Анализируются изменения мотивации от первого к одиннадцатому классу. Также уделяется внимание половому аспекту в формировании мотивации учения.
AGE FEATURES OF THE COGNITIVE NEEDS DEVELOPMENT AND MOTIVATION OF STUDYING IN SCHOOLCHILDREN
Lvova S.V.
The article considers the question about age features of formation of motivation of studying, analyses changes in motivation from the first to the eleventh classes, also pays attention to gender aspect in the formation of motivation of studying in school students.
Введение
Познавательные потребности и мотивация связаны с возрастными особенностями ребенка. Согласно данным Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович и др. не возраст как стадия созревания определяет мотивы, а именно характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные образовательные цели и задачи. Наиболее актуальной является задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к личностному самоопределению, саморазвитию и к успешной социализации в обществе. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к «обученности» учащихся, к набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, формированием личности с целью помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки и мотивации [5]. Поэтому исследование развития познавательных потребностей и мотивации учебной деятельности у школьников разного возраста представляется нам чрезвычайно актуальным со стороны практической реализации названных выше задач модификации системы образования. У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы,отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую деятельность [2]. На первых порах пребывания в школе эти мотивы, в сочетании с определенными познавательными интересами, способны обеспечить включение ребенка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.
II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1 Объем и методики исследования
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа [4].Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности. В последнее время в практику обучения активно внедряются различные системы развивающего обучения [8]. Новые программы построены на принципиально ином подходе к определению содержания обучения и способов его организации, что позволяет в большей мере реализовать возрастные возможности младших школьников в усвоении системы научных знаний и способствует развитию у детей устойчивых учебно-познавательных мотивов. К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации.Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте.
Исследование проводилось в несколько этапов:
2 Результаты исследования
Исследования учебной мотивации младших школьников показывает, что среди тех мотивов учения, которые хорошо осознаются и понимаются детьми, преобладают широкие социальные мотивы (41,1%), такие, как мотивы самосовершенствования и самоопределения («хочу быть культурным человеком», «знания нужны мне для будущего»), а также мотивы долга и ответственности в первую очередь перед учителем («стремлюсь быстро и точно выполнить требования учителя»). Однако эти мотивы, придавая общий смысл учению, не являются реально действующими в силу недостаточной приближенности большинства из них к повседневной жизни детей. Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях обучения оказывается для младших школьников отметка (65,8%). Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста (21,8%) и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности. Несмотря на то, что учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста. От I к 4 классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое», «нравится, когда учитель на уроке рассказывает интересное»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер. Однако параллельно с возрастающим интересом к содержанию учения к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности («люблю думать, рассуждать на уроке», «люблю решать трудные задачи»). Характерно при этом, что во внеучебной ситуации при выполнении занимательных задач у большинства детей отмечается высокий интерес к процессуальной стороне интеллектуальной деятельности. Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения. Таблица 1 Исследование школьной мотивации
Проведенное лонгитюдное исследование учебной мотивации младших школьников (с 1 по 4 классы) наглядно показало изменения в развитии школьной мотивации: стабильный высокий уровень в 1 и 2 классе, небольшое снижение школьной мотивации в 3 классе и значительное снижение школьной мотивации в 4 классе. В ходе лонгитюдного исследования (с марта 2013 по февраль 2014 г.г.) уровень мотивации учебной деятельности у всех школьников начальных классов достоверно снижался, особенно ярко это было выражено у учеников 4 класса. При изучении мотивации на приобретение знаний и мотивации на отметку (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) мы исследовали как возрастные особенности развития мотивации, так и различия между мальчиками и девочками (таблица 2).
Таблица 2
Выраженность мотива на отметку у учеников со 2 по 9 класс значимо не различалась и составила 7 баллов, а у учеников 10 и 11 классов составила 5 баллов. С 1 по 11 классы (кроме 7 класса) мотивация на получение знаний была выше, чем мотивация на получение отметок (оценок). Уровень выраженности учебной мотивации на получение знаний в различных возрастных группах (у учеников разных классов) существенно отличался. В первой исследованной возрастной группе (1 – 4 классы) данный уровень составил около 8,5 баллов, во второй исследованной группе (5 – 9 классы) снизился до 6,5 баллов, а в третьей исследованной группе (10 и 11 классы) вырос до 7,5 баллов по методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой. Мотивация на получение знаний у девочек достоверно выше, чем у мальчиков, что подтверждается результатами корреляции. Результаты данного исследования полностью согласуются с данными, изложенными в статьях Т.А. Шиловой [9], О.В. Кожиновой, О.В. Чибисковой [1]. Авторы пишут о трудностях, возникающих при психодиагностическом выявлении мотивационных компонентов учебной деятельности, о необходимости разрабатывать и использовать диагностические методы для количественной оценки мотивационных компонентов регуляции действий. В результате проведения методики «Изучение познавательной потребности» (В.С. Юркевич) были получены следующие данные. Уровень развития познавательных потребностей у школьников с возрастом меняется: растёт с 1 по 3 класс (с 46 % до 82 %), снижается с 3 по 5 класс (с 82 % до 54 %), стабилизируется с 6 по 10 класс (на уровне 30 %), а в 11 классе возрастает до 59 % (таблица 3). Таблица 3 Изучение познавательной потребности
Интерпретируя полученные данные, можно с достаточно высокой достоверностью утверждать, что познавательные потребности школьников и их учебная мотивация проявляются и выражаются по-разному в разных возрастах. Корреляционный анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что наблюдается статистически значимая прямая зависимость между направленностью на отметку и направленностью на получение знаний.
Результаты исследования были положены в основу анализа эффективности психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе № 11 города Пушкино Московской области. Полученные в исследовании данные были использованы при оценке деятельности школьников, педагогов и психологов данного учебного заведения, а также для выявления эффективности образовательной программы «Жизненные навыки и нравственные ценности» (в рамках данной программы проходят обучение школьники младших классов). Исходя из теоретических и практических результатов, полученных в ходе исследования, можно сделать следующие выводы.
Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста: от 1 к 4 классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности. К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Задача взрослых - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и, как следствие, повысить самооценку учащегося.
Литература
References
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||