Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Крыжановская Л. М. АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Журнал » 2014 №9 : Крыжановская Л. М. АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    Просмотров: 6179

АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Крыжановская Л. М.
МГПУ, Москва

 

В статье говорится об артпсихологии как о методе психологической коррекции личности подростков. Даются практические рекомендации по проведению занятий.
Ключевые слова: артпсихология; специальная психологическая коррекция; психологический портрет личности; коррекционные технологии.

 

ART-PSYCHOLOGY, PERFORMING ART AS A METHOD OF SPECIAL PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PERSONALITY IN ADOLESCENTS

Kryzhanovskaya L. M.
MCTTU, Moscow


The article describes art-psychology as a method of psychological correction of personality in adolescents. Here are the practical guidance on carrying out the work.
Key words: art-psychology, special psychological correction, psychological portrait of the personality; correction technology.

 

Введение

 

Психологическая коррекция – это мероприятия комплексного, системного психологического вмешательства в структуру личности с целью исправления, восстановления утерянных ценностей, личностных качеств. Успешность деятельности, комфортность общения и определяется не только функцией интеллекта, но и функцией многих компонентов психологической структуры личности: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, потребностно-мотивационных) [6]. Среди многочисленных течений в современной психологической и педагогической практике наиболее интересным и плодотворным является  воспитание художественной культуры. О положительном влиянии искусства на развитие ребёнка с проблемами в развитии указывал Л.С. Выготский, отмечая роль художественной деятельности как в развитии высших психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в  разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) [1]. Особенности театрального искусства можно использовать в психокоррекционной работе с детьми и подростками, юношами и взрослыми. Специальная психологическая коррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств [5]. Психокоррекционная технология – это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса [4].

Театральное искусство и сценическое действие в процессе специальной психологической коррекции на основе уяснения психологических, эмоциональных проблем каждого подростка помогает ему понять и осознать эти проблемы, определить свое отношение к ним, что не преминет положительно сказаться на его адаптации, учебе, поведении. Используя специальные театрально-игровые упражнения в коррекционной работе, открываются новые возможности оказания психологической поддержки и помощи в развитии творческого потенциала, достижении оптимальной работоспособности личности. Метод специальной психологической коррекции артпсихология направлен не только на коррекцию личности взрослого человека, но и на воспитание, обучение, исправление эмоционально отягощенного подростка[2]. Объектом артпсихологии является подросток с высоким уровнем тревожности, страхами, неуверенностью в себе, плаксивостью, эмоциональными взрывами разрушительного характера, агрессивностью. Предметом артпсихологии являются: разнообразные нарушения эмоционально-волевой сферы подростков; нарушения поведения, общения, социализации адаптации. Основные цели артпсихологии: преодоление эмоционально-волевых нарушений личности подростков путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы; ораторского искусства и сценического действия как самовыражения личности. В коррекционные задачи входит: преодоление эмоциональной отягощенности, эмоциональных взрывов разрушительного характера; преодоление тревожности, стрессовых состояний; развитие саморегуляции, уверенности в себе, социализация личности подростков. Воспитательные задачи включают в себя: развитие чувств подростков; осознание себя и чувства собственного достоинства; самовыражение и самореализация личности [2]. Каждый трудный подросток отягощен личными эмоциональными проблемами, трудностями преодоления себя, внутренними противоречиями, конфликтами, психологическими барьерами. Этим и определялась необходимость придания учебно-воспитательному процессу профилактического и психолого-коррекционного направления,  возникновения идеи, разработки и внедрения метода артпсихология [2]. Сущность метода артпсихологии – это не только снятие эмоциональной отягощенности, но и главное – это изменение личностной позиции ученика, его переход с позиции пассивного объекта педагогического процесса на позицию активного субъекта. Безусловно, артпсихология решает и этические задачи: у подростков создается мировоззренческая идея, которая впоследствии закрепляется мотивом поведения, становится их системой убеждений, верой в принципы и идеалы.

 

1 Коррекционные технологии артпсихологии

 

Метод артпсихологии — это совокупность (система) приемов и средств, направленных на активное вовлечение подростков в сценическое действие, что, как правило, побуждает, заставляет их проявлять различные положительные качества, а также испытывать позитивные психические состояния[2].Известно, что театр создает особую атмосферу, благотворно влияющую на психофизическое самочувствие людей. В театре отражаются социальная и художественная правда о жизни человека. Социальная – это отражение актуальных проблем. Художественная – как художественно разрешаются проблемы. В каждом спектакле, как и в каждой роли, гармонически сочетаются три элемента: социальный, жизненный и театральный. Жизненное в искусстве – это стремление к большим обобщениям, к типизации, к отбору наиболее существенных и характерных явлений, и к наиболее яркому их театральному выражению. Известно, что задачами театра является обострение конфликта, направленность и активация личности по типу «действие – контрдействие». Такие задачи становятся значимыми и в жизни подростков. Самое трудное на сцене — найти самочувствие.

Перед показом упражнения исполнитель должен вспомнить все сценические действия и тогда самочувствие на сценической площадке приходит само собой. Всего этого трудно добиться, если не развивать у себя внутренне направленного внимания, без чего роль не может быть «прожита» на сцене, а значит, и нет творческого процесса. Хорошо известно, какой восторженный и светлый отклик на произведение искусства может возникнуть у зрителя, какие мысли, устремления, переживания нравственного характера могут у него появиться. Лишь в этом случае театр становится символом творческой сущности человек. Занятия по артпсихологии для подростков включают в себя не только психодраму, но и приемы выразительного чтения, приемы психологических этюдов и другое. В определении «специальное театральное упражнение» [2]. Отражается содержание пьесы или сценария (театрализованного, литературного), выбранное психологом в соответствии с той психологической проблемой подростков, которая выявлена. Занятия по артпсихологии проводятся с учетом возрастных особенностей занимающихся. В упражнениях применяются следующие средства театрального искусства: сценическое движение; сценическая речь; сценическое действие. Цели упражнений включают в себя развитие координации, пластичности, ритмичности; умения владеть своим телом, голосом; умения владеть собой в различных жизненных ситуациях, адекватно действовать; умения осуществлять разный выбор своих действий (поступков), отвечать за свой выбор, что соответствует са­моактуализации личности. Самоактуализация — это способность личности оценивать и избирать адекватную ценностным ориентациям личности мотивацию поведения. Известно, что воля — это сознательная саморегуляция активности личности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Занятия по артпсихологии проходят в форме специальных театральных упражнений и, как правило, насыщены жизненной правдой и достоверностью. В сценическом действии подросток сознательно регулирует свое поведение, проявляет активность своей личности, применяет волевое усилие как некое психическое напряжение. Внимание, восприятие, запоминание, воспроизведение, мышление и воображение в сценическом действии требуют мобилизации волевых усилий и являются волевыми процессами (у младших подростков они направленно формируются, у старших — уже сформированные корректируются.. Специальные театральные упражнения обучают подростков способности «преднамеренно регулировать свои эмоции и чувства, стимулируя действия одних и затормаживая другие» (В.И. Селиванов) [3].Реализуется самоконтроль личности, что является главным определяющим в процессе социализации подростков.

В театральном упражнении важно отражать достоверную жизнь, достоверные переживания. Любое действие в упражнении (литературном сценарии или пьесе) должно быть логически обоснованным, адекватным игровой ситуации, целенаправленным и доведенным до конца. Лобовые прямолинейные ролевые действия противоречат бережному отношению к человеку и лишь затрудняют понимание его истинно человеческой природы.

Занятия по артпсихологии наиболее эффективны, когда психолог как можно более полно учитывает проявление эмоций учащихся, толерантность их по отношению к другим, акцентуацию характеров, а также степень активности в различных упражнениях или беседах. Непосредственно перед проведением подобных занятий учащимся разъяснялось, что такое артпсихология и для чего она нужна; тем самым у них формировалась соответствующая установка не только на восприятие таких занятий, но и на активное, заинтересованное участие в них. В результате ученики, по данным анкетирования, получали рациональную основу на восприятие артпсихологии как метода, который может помочь им в разрешении их собственных эмоциональных проблем, что особенно важно в становлении их позиции как субъектов обучения в дальнейшей учебной работе. Психологическая коррекция подростков методом артпсихологии усматривается в следующих задачах.

  • Формирование позиции учащихся как субъектов обучения.
  • Целенаправленное углубление самосознания учащихся при помощи саморегуляции психических состояний и др.
  • Самоопределение учащихся в социальной ситуации развития.
  • Побуждение учащихся к адекватной самооценке своей личности, стимулирование на этой основе усилий по преодолению недостатков в личностном развитии и др.
  • Мотивация — мотив осознанной и психически напряженной постановки цели предстоящего действия; представление личности о ценностных ориентациях, симпатиях и антипатиях и т.п..
  • Саморегуляция — вид тех же действий и поступков, в которых ярко выражена волевая регуляция (известные действия, но выполняемые в необычной обстановке — сцена, «театр», требующие ускорения или замедления — пластические этюды и др.).

       Компетенции психолога, ведущего занятия по артпсихологии, заключаются в следующем.

  • Следить за тем, чтобы подросток действовал обоснованно, целесообразно и продуктивно. Ни один жест, ни одна интонация не должны быть случайны;
  • Подготовить подростка к тому, чтобы он сумел жить в в предлагаемых обстоятельствах «если бы»;
  • Решать с подростком проблему травматической ситуации, разделив его действия на части; анализировать действия, научив учащегося ставить перед собой задачи, давать оценку стрессу и т.п.;
  • Анализировать с подростком его эмоции, сильные чувства, переживания (отложившись в памяти, они смогут вылиться в нужный момент в упражнении);
  • Осуществлять тренинг, развивающий сенсорные умения: совершенствуется деятельность всех органов чувств, образуются яркие ассоциации;
  • Развитие интеллектуально-эвристических способностей личности: способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, ассоциативность мышления, способность видеть противоречия мотивировок, способность преодолеть инерцию мышления, критичность и т.п.
  • Развитие способностей, объяснительный стиль, реализация мотивированного позитивного поведения и психологической установки — необходимое условие ведения занятий по артпсихологии.

             Специальное упражнение театральное — это импровизация, но это не игра актера на сцене. Это сам человек в ситуации «здесь и теперь». Прежде чем начать действовать в данной ситуации, учащийся внутренне готовится. Внутренняя структура психологической готовности участника занятий:

  • интуитивное осмысление ситуации;
  • озарение (нахождение своего действия, поступка);
  • осмысление хода решения проблемы или адаптации к стресс-ситуации;
  • выбор способа решения (или адаптации).

Результаты проведённой работы в условиях специального коррекционного учреждения представляют интерес в рамках изучения особенностей использования артпсихологических методик. Как известно, овладение специалистами умением работать с вариативными методиками психотерапевтического, арттерапевтического направления вызывает ряд трудностей, возникновение которых связано с отсутствием специалистов (арттерапевтов и психотерапевтов), и также систематизированных научных рекомендаций, методических пособий, способствующих успешному применению их на практике. В настоящее время применение метода артпсихология оптимально решает подобные задачи, так как такие занятия может проводить практический и специальный психолог, всё большее число специалистов охотно стремится работать в этом направлении. Систематизация и разработанная структура данного метода позволяют определить и корригировать уровень развития  эмоционально – коммуникативной сферы личности учащихся. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме, проводятся два раза в неделю по 25 – 30 минут. Индивидуальные занятия с детьми, требующими дополнительного внимания, проводятся  по 10-15 минут, несколько раз в неделю. На занятиях учитывается то, чтобы сценический материал или стихи не утомляли детей, способствовали возникновению у них положительные чувства радости, приподнимал настроение детей, соответствовал бы восприятию детей данного возраста. В процессе занятий по артпсихологии определяется уровень развития познавательной активности и интереса к предметам – образам. Занятия также проводятся как индивидуально, так и в группе, чаще это - комбинированные занятия: показы – инсценировки, театральные зрелища (кукольный театр, теневой театр, настольный спектакль, игрушки – забавы и т. д.)  С детьми выполняются игровые действия с игрушками, объединенные несложным сюжетом, перенося знакомые действия на действия с игрушками. В качестве партнёра по игре часто используется кукла, мишка, собачка, кошка и т.д. Во время занятий дети учатся оптимально взаимодействовать друг с другом, играть рядом, не мешая друг другу, играть вместе и так далее. Игрушки на занятиях дублировались и располагались в разных местах комнаты для сюжетно – ролевых игр. В работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья эффективнее использовать весь спектр артпсихологических методик, в совокупности, но адаптировать их к возрастному восприятию, с учетом патологии ребенка. Коррекционная работа с детьми и подростками, имеющими патологии развития, проводится по следующим пяти направлениям: развитие эмоционального и коммуникативного уровня развития; формирование социальных представлений; развитие предпосылок для формирования творческой деятельности; стимулирование познавательного уровня развития у детей и подростков; улучшение динамики развития внеситуативно – познавательного общения; развитие речи, расширение словарного запаса [7]. Занятия, проводимые с помощью артпсихологических методик, позитивно влияют на умственное и физическое развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

 

Заключение

 

     В процессе специальной психокоррекции  наблюдаются существенные изменения подростков[3]. Метод артпсихологии позволяет формировать положительную динамику подростков:  регулирование эмоциональных состояний; изменение позиции ученика в педагогическом процессе; активизация творческого потенциала подростка. Результаты исследования позволяют сделать выводы.

  • Занятия по артпсихологии чрезвычайно важны для подростков с их высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, комплексом неполноценности, потерей учебной мотивации и др. Эти занятия с применением научно обоснованных методик являются важным средством развития личности учащихся, сохранение их здоровья и повышение эффективности учебной деятельности.
  • Сердцевиной психологической работы по артпсихологии, от которой во многом зависит гармоничность психического развития учащихся и успешность успеваемости, является формирование у каждого из них позиции субъекта познавательной деятельности, рефлексии на внутренние процессы в органичной связи с достижением эмоциональной уравновешенности, психической устойчивости.
  • Результаты многолетней экспериментальной работы показали прямую зависимость отставания в учебе от эмоциональной отягощенности подростков, от неадекватности самооценки и уровня притязаний, других компонентов подструктуры самоопределения личности, а также от некоторых негативных привычек и акцентуаций характера.

 

Литература

 

  1. Выготский Л.С. Полн. Собр. Соч. в 6 томах. 5Т. М., 2000.
  2. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. М.: Педагогическое общество России, 2004 158 с.
  3. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования. М.: Владос, 2013.143 с.
  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. СПб.: Речь, 2003. 400 с.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А.А.Осипова.  М.: ТЦ Сфера, 2002. 512 с.6.
  6. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии. //Системная психология и социология.  М.: МГПУ,  2010. №1 (I)  С. 6–43.
  7. Романова Е.С. Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников// Вестник практической психологии образования. М. 2010 №2 (23) С.50-55.

 

References

 

  1. Vygotsky L.S. Complete works in 6 volumes. 5T. M., 2000.
  2. Kryzhanovskaya L.M. Artpsychology as direction of psychology and pedagogical rehabilitation of teenagers. M.: Pedagogical society of Russia, 2004 158 pages.
  3. Kryzhanovskaya L.M. Psychological correction in the conditions of inclusive education. M.: Vlados, 2013. 143 p.
  4. Mamaychuk I.I. Psychocorrectional technologies for children with problems in development / I.I.Mamaychuk. SPb.: Speech, 2003. 400 p.
  5. Osipova A.A. General psychocorrection: Manual / A.A.Osipova. M.: Sfera, 2002. 512 p.
  6. Ryzhov B. N. The basic of systemic psychology. // Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2010. No. 1. P. 6-43.
  7. Romanova E.S. Development of social representations as one of problems of civil and professional formation of school students//Messenger of practical psychology of education. M.: 2010 No. 2 (23) P. 50-55.