Ефимова И.Н РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ
Журнал » 2014 №9 : Ефимова И.Н РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 234512 РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ
Ефимова И.Н
В статье приводятся результаты эмпирического исследования связи особенностей системного профиля мотивации родителей и степени их родительского выгорания. Показано что влияние на степень родительского выгорания имеют место витальной и нравственной мотивации в системном профиле мотиваций. Связи мотивационного профиля и показателей родительского выгорания (эмоционального истощения деперсонализации и редукции родительских достижений) имеют сложный нелинейный характер.
THE ROLE OF SYSTEMIC MOTIVATION PROFILE IN DEVELOPMENT OF PARENT’S BURNOUT
Efimova I.N.
The article represents the results of empiric researches of connection between character of parent’s systemic motivation profile and degree of burnout. Profound of vital and moral motivations on degree of parent’s burnout is shown. Connection between motivation profile and parent’s burnout’s features (emotional exhaustion, depersonalization and reduction of parent’s achievements) has complicated nonlinear nature.
В настоящее время в условиях выхода из демографического кризиса особое значение имеет проблема детско-родительских отношений. Современное поколение родителей, выросших чаще всего в нуклеарных семьях, не имеет опыта наблюдения за взаимодействием собственных родителей с другими детьми, что должно было бы способствовать формированию у них мотивации к родительству, эффективного репертуара и стиля общения с детьми. Одной из возможных деформаций родительства выступает синдром родительского выгорания, который является разновидностью синдрома эмоционального выгорания, возникает как следствие продолжительных и хронических стрессов в сфере родительства и определяется как «многомерный конструкт, включающий в себя набор негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения матери и отца, связанных с продолжительным и интенсивным детско-родительским взаимодействием, отличающимся высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, при выполнении родителями деятельности, связанной с заботой о детях, их воспитанием и развитием»[1]. Родительское выгорание приводит к уплощению эмоциональной сферы родителя до радости или раздражения, преобладанию в отношении к ребенку отвержения и инфантилизации, стремлению свести к минимуму совместную активность требующую эмоциональной включенности, недооценку достижений ребенка приписывание ему вины за свои родительские неудачи и желание переложить груз ответственности за воспитание на печи педагогов и психологов [1]. Для ребенка подобная ситуация в семье может стать травмирующей и привести, в зависимости от возраста, к негативным последствиям в виде патологических форм привязанности, агрессивности, проблемам самооценки и т.п. Сотрудничество представителей образовательных, медицинских и социальных служб с выгоревшими родителями затруднено. Чем интенсивнее специалисты пытаются привлечь родителей к активному участию, тем сильнее сопротивление со стороны родителей, что приводит к снижению эффективности помощи ребенку и фрустрации профессионалов и может стать причиной развития у них профессионального выгорания. Так как одним из важных компонентов родительства являются ценностные установки [4] для изучения явления родительского выгорания и разработки профилактически-коррекционных мероприятий важной задачей представляется многостороннее изучение роли мотивационно-ценностной сферы личности в развитии родительского выгорания и в том числе выявление связи родительского выгорания с системным профилем мотивации испытуемых
1 Методика
Для решения поставленной задачи были использованы две методики. Уровень родительского выгорания определялся с помощью опросника «Родительское выгорание» (РВ), который представляет собой модификацию опросника эмоционального выгорания Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой (русскоязычная адаптация Maslach Burnout Inventory). Опросник «Родительское выгорание» включает в себя 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением деятельности по заботе, развитию и воспитанию собственных детей (деятельности «родительства»). Опросник состоит из трех субшкал (параметров): эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция родительских достижений. Результаты проверки модифицированной методики «РВ» показывают, что она обладает высокой конструктной и критериальной валидностью, внутренне однородна и обладает высокой ретестовой надежностью [2]. Для выявления системных особенностей ценностной сферы испытуемых использовался тест системного профиля мотивации (СПМ) Б.Н. Рыжова, разработанный на основе теории системной психологии [7]. Объем выборки исследования проведенного в 2013 году – 60 человек: родители несовершеннолетних детей (психологи, педагоги ОУ г. Москвы) (54 матери, 6 отцов, в возрасте от 24 до 54 лет, число детей в семье от 1 до 4). Состоят в браке – 50 человек, не состоят в браке (разведенные, вдовые) – 10; один ребенок у 29 родителей, двое детей у 27, 3 и более – у 4 человек; работают с полной занятостью 56 родителей, с частичной – 4 человека. Все испытуемые славянской национальности; постоянно поживают в г. Москве, их дети обучаются в этнически неспециализированных учреждениях либо находятся на этапе раннего детства и младенчества, все семьи социально благополучны.
2 Результаты и их обсуждение
В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что в выборке 30 родителей имеют низкую степень родительского выгорания и столько же - среднюю или сильную степень. В таблице 1 приведены средние значения показателей теста системного профиля мотиваций Б.Н. Рыжова для этих групп.
Таблица 1
Средние значения показателей теста системного профиля мотиваций Б.Н. Рыжова для групп невыгоревших и выгоревших родителей
Как видно из таблицы при поверке значимости различий с помощью t-критерия только различия по показателям витальной мотивации и нравственности имеют значимость выше 0,05. При этом, витальная мотивация у «выгоревших» родителей ниже, чем у «невыгоревших», а нравственна мотивация выше. Показатели первых трех по значимости мотиваций (репродуктивная мотивация, самосохранение и альтруизм) практически одинаковы. Корреляционный анализ выявил связь только между двумя показателями системного профиля мотивации (витальная и нравственность) с уровнем эмоционального выгорания: средние обратная корреляция между деперсонализацией в области родительствования и витальной мотивацией (-,448) и прямая корреляция деперсонализации с нравственностью (0,418), значимые при p≤0,01, на уровне тенденции можно говорить об обратной связи между витальной мотивацией и эмоциональным истощением родителей (-,313 при p≤0,05) . Далее с целью более подробного исследования различий системного профиля мотивации у выгоревших и невыгоревших родителей были выделены три группы испытуемых (с высоким, средним и низким уровнем выгорания). В группу с высоким выгоранием вошли 7 родителей, в группу со средней степенью выгорания – 14, в группу с низкой степенью выгорания – 30 родителей. Остальные отнесены к неопределенному типу и не будут учтены в анализе. К сожалению, размеры групп слишком малы для того, чтобы результаты были статистически значимы, однако на данном этапе исследования родительского выгорания важно увидеть возможные тенденции. Чтобы сделать картину более четкой построим кривые не средних значений, а порядковых номеров (8-максимальное предпочтение, 1- минимальное) выборов мотиваций в среднем по группам. Они отображены на рисунке 1.
Из рисунка видно, что пики у кривых всех групп приходятся на репродуктивную мотивацию и мотивацию самосохранения и альтруизм. Вероятно, это связано с факторами, одинаковыми для всех участников исследования, независимо от степени их родительского выгорания. Но также на рисунке видно, что имеются различия в минимумах кривых. Исходя из этого, можно предположить, что на развитие родительского выгорания может влиять пренебрежение некоторыми мотивационными аспектами. Можно отметить, что наибольшие различия у групп с разной степенью выгорания обнаруживаются по тем шкалам СПМ, с которыми были выявлены связи в ходе корреляционного анализа (витальная мотивация, самореализация, нравственность). Основные отличия группы с низкой степенью выгорания от групп со средней и высокой степенями выгорания – в некотором предпочтении витальной мотивации. Отличие группы с высокой степенью выгорания от групп с низкой и средней степенью выгорания сильнее всего проявляется в более высоком предпочтении нравственности как мотивационного фактора, что согласуется с результатами корреляционного анализа, и в несколько меньшем внимании к самоуважению, что согласуется со свойственной для выгоревших родителей склонностью к обиде. Также на одну позицию отличается предпочтение самоактуализации группой сильно «выгоревших» родителей, по сравнению со слабо и средне «выгоревшими». Таким образом, хотя различия в показателях групп не являются статистически значимыми, они хорошо согласуются с результатами других методов анализа и могут быть использованы для построения предположений о мишенях профилактической и коррекционной работы с родителями. Иерархия ценностей как более стабильный конструкт может являться фактором определяющим риск развития более лабильного феномена – эмоционального выгорания. С помощью математического анализа были исследованы механизмы влияния особенностей СПМ на развитие родительского выгорания: каждый их факторов выгорания имеет свои предпосылки, и результирующее изменение степени выгорания может быть представлено как сумма изменений, вносимых каждым из параметров в ответ на изменение иерархии мотиваций. Данную мысль можно описать с помощью следующей формулы: Для определения иерархии ценностей исходного уровня выгорания были выделены группы испытуемых, имеющих низкие, средние или высокие значения по всем показателям родительского выгорания одновременно. Так же были выделены группы родителей, у которых один из показателей отличается от двух других в худшую сторону, и затем проведено сравнение системных профилей мотивации этих групп с принимаемым за отправную точку усредненным профилем мотивации для группы с одинаковым (более низким) уровнем всех показателей выгорания. В выборке были выделены следующие группы: Так же существует группа с низким уровнем деперсонализации и средними уровнями эмоционального истощения и редукции родительских достижений. Наличие этой группы позволяет проверить предположение о суммарном вкладе факторов в степень развития родительского выгорания. Нет данных о профиле системной мотивации, который определяет средний уровень деперсонализации, но на основании имеющихся можно провести его вычисление двумя способами и сравнить результаты. А. Сопоставим показатели СПМ групп с низким уровнем выгорания, средним уровнем эмоционального истощения и средним уровнем редукции родительских достижений. При этом исходим из следующей формулы: Преобразовав эту формулу, получим: Б. Вычисление значений показателей СПМ для группы со средней степенью деперсонализации, с помощью сравнения группы со средним уровнем выгорания и группы со средними уровнями эмоционального истощения и редукции родительских достижений и низким уровнем деперсонализации. При этом мы исходим из следующей формулы: Где ЭИ(ср)РРД(ср) – средние значения показателей СПМ группы со средними уровнями эмоционального истощения родителя и редукции родительских достижений и низкими показателями деперсонализации. По обоим вариантам были вычислены показатели профиля мотивации. Результаты в пункте Б несколько отличаются от результатов, полученных в пункте А, что естественно при малых выборках. Сравним характер полученных способом А и способом Б профилей мотивации (рисунок 2).
Как видно из рисунка эти кривые практически совпадают в четырех точках и имеют различия в значениях других четырех мотиваций, однако все эти расхождения по абсолютному значению не достигают 1 и, следовательно, не оказывают принципиального влияния на порядок предпочтения мотиваций. При этом характер кривых имеет полное совпадение по минимумам и максимумам. Таким образом, можно считать, что данные графики правомерно рассматривать, как отражающие специфику феномена. Данный результат в целом подтверждает правомерность рассмотрения картины выгорания как суммы вкладов параметров. Для дальнейшего использования построим усредненную кривую СПМ группы со средним уровнем деперсонализации и низкими уровнями эмоционального истощения и редукции родительских достижений («усредненная кривая» на рисунке 2) Рассмотрим характер влияния порядка выборов СПМ на показатели родительского выгорания в диапазоне низкой и средней степени с помощью рисунка 3.
Из рисунка видно, что профиль группы со средней степенью эмоционального истощения имеет два существенных отличия от профиля группы со слабым выгоранием: снижение мотивации к самоактуализации (с седьмого на последнее место в профиле) и повышение мотивации альтруизма (с третьего на второе место). К росту деперсонализации родителей с низким уровнем выгорания приводит перемещение познавательной мотивации c шестой позиции на вторую, снижение значимости альтруизма с третьего места до шестого и повышение значимости самоактуализации с седьмого места до пятого. Редукция родительских достижений связана с профилем мотивации, в котором количественные отличия минимальны и можно выделить лишь чуть более высокие показатели репродуктивной мотивации и самосохранения и несколько сниженный показатель познавательной мотивации по сравнению с профилем «слабовыгоревших родителей». Однако эти небольшие изменения приводят к смене порядка значимости мотиваций: нравственность с последнего места переходит на шестое, а познавательная мотивация с шестого опускается на последнее. В завершении анализа связи СПМ и особенностей родительского выгорания на основании имеющихся данных проведено сравнение усредненные профилей мотивации родителей с низкой, средней и высокой редукцией родительских достижений, которые изображены на рисунке 4.
Из рисунка видно, что показатели репродуктивной мотивации и самосохранения у родителей со средней и высокой степенью редукции родительских достижений практически совпадают и в среднем выше, чем у родителей с низкой степень выгорания. Два показателя имеют противоречивую динамику. При средней степени редукции витальная и познавательная мотивация ниже, чем при низком уровне, а при сильной редукции родительских достижений эти два показателя превышают уровень, характерный для невыгоревших родителей. Редукция родительских достижений повышается при незначительном росте Мотивация нравственности и при снижении показателей альтруизма и самоуважения. Мотивация самоактуализации не играет роли при низкой и средней степени редукции, но при сильном ее снижении редукция родительских достижений растет до высокой степени. Таким образом, видно, что мотивационные профили нелинейно влияют на степень редукции родительских достижений и на степень родительского выгорания в целом, что снижает возможности анализа с помощью сравнения средних значений и корреляционного анализа. В дальнейшем для подтверждения характера соотношения профиля мотиваций и степени родительского выгорания необходимо провести исследование на большей выборке. Отличие «выгоревших родителей» от благополучных связано с показателями витальной мотивации, которые у выгоревших родителей ниже, и с нравственнотью, показатель которой у выгоревших родителей выше, чем у благополучных. С системной точки зрения усредненный профиль обследованной выборки совпадает с профилем, характерным для представителей эпохи расцвета (25-48 лет) [6], в первых двух выборах, а третий и четвертый меняются местами (альтруизм на третьем месте а самоуважение – на четвертом). В выборах второго эшелона отличия от средневозрастных более значимы: выше позиция нравственности, а мотивации познания и самоактуализации – ниже. Место витальной мотивации у благополучных родителей выше средневозрастного, а у «сильно выгоревших» – ниже. Сравнивая группы родителей с разной степенью выгорания, в первую очередь следует отметить, что у «выгоревших» происходит смещение баланса мотивации сохранения в социальной сфере от личности к социуму, которое у «сильно выгоревших» приводит к тому, что мотивация нравственности переходит в верхнюю половину профиля, вытесняя самоуважение на пятое место. Мотивации развития остаются в нижней части иерархии, но для «выгоревших» первую очередь характерно резкое снижение позиции биологической мотивации развития индивида, вплоть до восьмого места при повышении значимости развития социума, а также большее значение мотивации развития личности у «средневыгоревших» родителей.
Полученные результаты объясняют некоторые факты. То, что выгорание не затрагивает все сферы жизнедеятельности человека (что было бы связано с характером главенствующих мотиваций), а проявляется только в той сфере, где существуют локальные дисбалансы, не влияющие на другие стороны жизни. То, что прямое мотивирование к лучшему выполнению родительских функций, которые связаны с находящимися на вершинах структуры репродуктивной мотивацией и мотивацией к самосохранению, не может изменить ситуацию в случае родительского выгорания, так как эти мотивации уже максимальны, а их повышение может привести к усилению редукции родительских достижений Изменение баланса возможно за счет перемещения мотиваций из «нижнего этажа» в «средний» (витальная мотивация и самоуважение) и за счет «спуска» на менее значимый уровень нравственности и как не парадоксально, в случае эмоционального истощения и деперсонализации - самоактуализации в качестве движущей силы в зоне родительствования. То, что ряд мотивационных факторов не линейно связан со степенью родительского выгорания, позволяет выдвинуть гипотезу о различии механизмов формирования средней и высокой степени родительского выгорания и поставить задачу ее проверки в последующих исследованиях. Важным моментом профилактики родительского выгорания в связи с полученными данными о роли познавательной мотивации можно рассматривать интенсификацию эмоционально насыщенного взаимодействия родителя с ребенком и обучение пониманию потребностей ребенка через эмпатическое вчувствование, начиная с первых месяцев его жизни. Это предотвратит выхолощенный когнитивный подход, приводящий к риску деперсонализациии и редукции родительских достижений, и сделает взаимодействие с ребенком источником удовольствия для родителя, что будет препятствовать тенденции снизить родительскую активность.
Литература
References
1. Efimova I.N. Personal characteristics and features of emotional and behavioral manifestations of parents in relation to their degree of burnout / / Russian scientific journal. M.: ANO «RIEPSI», 2013 №4 (35). P. 206-215. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||