Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Журнал » 2014 №9 : Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА |
Просмотров: 4038 ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Статья посвящена изучению взаимосвязи свойств личности и качества жизни у подростков с нарушением слуха. Представлены результаты исследования темперамента и характеристик эмоциональности подростков, а также описаны взаимосвязи данных особенностей с субъективным качеством жизни.
INTERRELATION BETWEEN A LIFE QUALITY AND PERSONAL CHARACTERISTICS IN STUDENTS WITH HEARING
Dony E.E., Kogan B.M.
This article covers the analysis of an interrelation of personality traits and a life quality. It provides results of the research of a temperament and emotional characteristics in adolescents with hearing impairments. It also describes a correlation between the quality of life and the above-listed features.
Введение
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, качество жизни – это восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [3]. Другими словами, это субъективная удовлетворенность человека своей жизнью. Исследование качества жизни актуально частности в образовательной среде, в связи с современными тенденциями образования, а именно с распространением личностно-ориентированного, гуманистического подхода, созданием интегративной модели психолого-педагогического Ученик представляется не как объект педагогического воздействия, механически усваивающий знания и умения, а как субъект, обладающий уникальной индивидуальностью, собственными смыслами жизни. Перед педагогикой встает задача создать условия для гармоничного развития личности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, поддержки каждого ученика или студента [5, 9]. Что касается учащихся с ограниченными возможностями здоровья, то для их успешного обучения и развития, а также адаптации в социуме требуется особая система медицинских, психологических и социально-культурных мероприятий, глубокое понимание их индивидуальных особенностей и внутреннего мира [7]. Концепция качества жизни позволяет осветить субъективную сторону жизни человека как субъекта образовательного процесса.
1 Объем и методы исследования
Экспериментальное исследование было направлено на изучение особенностей качества жизни и свойств личности подростков с нарушением слуха. Работа осуществлялась на базе Технологического колледжа №21 г. Москвы, где совместно обучаются группы студентов с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) и их сверстники с нормальным слухом. Всего было обследовано 110 человек, из них 71 юноша и 39 девушек, 61 – имеют полную или частичную потерю слуха, 49 – относительно здоровы.
При обработке данных применялись методы математической статистики: параметрический метод оценки достоверности по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Спирмена.
2 Особенности темперамента подростков с нарушением слуха
В результате исследования темперамента (рисунок 1) выявлено, что подростки с нарушенным слухом обладают более высоким нейротизмом, чем здоровые сверстники(достоверно при p < 0,05).В целом их уровень нейротизма приближается к высокому, в то время как у здоровых он на среднем уровне. Данная тенденция проявляется вне зависимости от пола испытуемых.
Достоверные (при p < 0,05) различия обнаруживаются между юношами и девушками с нарушением слуха. Испытуемые мужского пола имеют выраженную экстраверсию, в то время как у девушек она находится на среднем уровне. У здоровых сверстников подобной разницы не наблюдается. Таким образом, студенты с нарушенным слухом обладают значительно выраженным нейротизмом. Экстраверсия же у них варьируется в зависимости от пола (у юношей выраженная, у девушек средняя).
3 Характеристики эмоциональности подростков с нарушением слуха
Исследование характеристик эмоциональности (рисунок 2) показывает в целом более низкую эмоциональность у испытуемых с нарушенным слухом. Особенно стоит отметить, что подростки данной группы демонстрируют меньшую интенсивность эмоций и менее выраженное отрицательное влияние эмоций на результаты деятельности, чем сверстники с нормальным слухом (достоверно при p < 0,05). При этом у девушек разница особенно значительна по шкале интенсивности эмоций, а у юношей – по шкале отрицательного влияния на результаты деятельности.
Обобщив, можно сказать, что испытуемые с нарушением слуха имеют невысокие показатели эмоциональности, при этом юноши менее эмоциональны, чем девушки. 4 Взаимосвязь качества жизни с особенностями эмоциональной сферы
Ранее нами было проведено исследование особенностей качества жизни подростков с нарушением слуха [6]. Для его реализации применялся опросник качества жизни SF-36. Данная методика дает оценку 8 составляющим качества жизни [1]. 1) GeneralHealth (GH) – общее состояние здоровья - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. 2) PhysicalFunctioning (PF) – физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.). 3) Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности). 4) Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п.). 5) SocialFunctioning (SF) - социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). 6) BodilyPain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. 7) Vitality (VT) - жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным). 8) MentalHealth (MH) - самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций). В заключении исследования были сделаны следующие выводы.
Основываясь на его результатах можно осветить взаимосвязь характеристик эмоциональности, а также темперамента с качеством жизни. Что касается характеристик эмоциональности у подростков с нарушением слуха, здесь прослеживается связь влияния эмоционального состояния на ролевое функционирование с длительностью эмоций(r = - 0,46). Другими словами, чем длительнее эмоциональные реакции у подростка, тем в большей степени он чувствует негативное воздействие эмоционального состояния на повседневную деятельность. Витальность также оказывается связанной с длительностью эмоций(r = - 0,52).То есть подростки, чьи эмоциональные реакции более продолжительны, чувствуют себя в большей степени обессиленными, вялыми. У здоровых студентов качество жизни не связано с длительностью эмоций. Зато витальность имеет связь с такими характеристиками эмоциональности как возбудимость(r = - 0,583) и интенсивность эмоций(r = - 0,432). Чем меньше они выражены, тем более энергичными и полными сил чувствуют себя испытуемые. Социальное функционирование имеет отрицательную корреляцию с эмоциональной возбудимостью(r = - 0,451). Можно сказать, что глухие подростки, у которых эмоции возникают легко и быстро, чувствуют себя более ограниченными в социальных контактах. Возможно, эмоциональная возбудимость делает таких подростков более ранимыми, что негативно сказывается на общении. У здоровых испытуемых социальное функционирование не связано с характеристиками эмоциональности. У подростков с нормальным слухом дополнительно обнаружена отрицательная корреляция между психическим здоровьем и эмоциональной возбудимостью(r = - 0,541). Легкость и быстрота возникновения эмоций связаны с пониженным настроением, низким уровнем положительных эмоций. У здоровых подростков с качеством жизни коррелируют возбудимость, интенсивность эмоций и влияние эмоций на эффективность деятельности. С характеристиками эмоциональности связаны такие компоненты качества жизни как витальность, психическое здоровье и ролевое функционирование. То есть, чем ниже эмоциональность, чем больше энергии, лучше настроение и легче осуществление повседневной деятельности.
Заключение
Проведенное эмпирическое исследование позволило оценить особенности эмоциональности и темперамента подростков с нарушением слуха, а также проанализировать связь этих характеристик с различными компонентами качества жизни. Из полученных данных можно сделать следующие выводы.
Литература
References
|