Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М. КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Журнал » 2013 №8 : Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М. КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5973 КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М. МГПУ, Москва
В данной статье обсуждается возможность комплексного использования компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем у детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации. Особое внимание уделено изучению возможностей комплексной терапии искусством в формировании сложных двигательных актов. Осуществляются разнообразные подходы к гармоничному развитию личности по трем направлениям: когнитивному, эмоциональному и социальному.
THE COMPLEX USE OF COMPENSATORY SKILLS IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS DURING THE SOCIAL ADAPTATION PROCESS
Svistunova Е. V., Ananieva E.V., Kogan B.M.
In this article the possibility of complex use of compensatory skills in children with hearing impairments during the social adaptation process is discussed. Particular attention was attributed to a complex art therapy and its opportunity for a forming complicated moving activity. The problem of harmonious development of personality is presented on the basis of three main branches: cognitive, emotional and social.
Введение
В современном обществе все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ОВЗ необходимо создать условия для постепенного усвоения ими социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ решаются в условиях целенаправленного социально-психологического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей. До последнего времени работа по социализации детей с нарушениями слуха осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения (групповая работа в образовательных учреждениях, совместные мероприятия, совместная трудовая деятельность и т.п.). Благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ОВЗ появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению и коррекции [1, 3, 6]. Образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. В связи с этим становится особенно актуальным поиск комплексных методов оптимально использующих компенсаторные возможности детей и подростков для их успешного включения в социальную среду. Современное общество предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как социальную группу, имеющую свою систему потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. В настоящее время назрела необходимость разрабатывать систему методов и средств развития компенсаторных возможностей детей и подростков с нарушениями слуха в целях коррекции их учебной деятельности и социальной сферы. При нарушениислуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды деятельности. Двигательный анализатор в этом случае выступает как мощный компенсаторный механизм, дополняя такие сенсорные системы как зрительная, кожная, тактильная, и остаточный слух. Они являются компенсаторными каналами связи при обучении и социализации неслышащих и слабослышащих детей. Поэтому успех психокоррекционной работы будет, во многом, определяется не только состоянием сохранных компенсаторных механизмов, но и умением их использовать. Сенсорной основой двигательной деятельности является зрительный анализатор. Особенности зрительного реагирования, связанные с восприятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия у неслышащих во всех возрастных периодах. Значение кожного анализатора при нормальном функционировании всех сенсорных каналов, как правило, маскируется другими сенсорными системами. Однако он активно участвует в компенсаторно-приспособительных механизмах и формировании познавательных процессов у неслышащих и слабослышащих детей, выступая как дополнительный канал получения информации об окружающей действительности. Тактильная чувствительность у детей и подростков с нарушениями слуха носит индивидуальный характер. Экспериментально доказано, что более высокие пороги пространственного различения и нарастание с возрастом тактильной чувствительности, связаны у лиц с нарушениями слуха с высокой точностью распознавания тактильного раздражителя, в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками. Актуальность коррекции и развития анализаторных систем, участвующих в организации сложных движений, обусловлена тем, что у неслышащих детей замедленная скорость выполнения отдельных движений и всего темпа деятельности в целом. Имеются недостатки в технике выполнения движений, нарушение деятельности вестибулярного аппарата [7, 10, 11]. Данные отклонения приводят к уменьшению объёма получаемой информации, что негативно сказывается на развитии всех познавательных процессов, и как следствие, процессов социализации. Современные методы коррекционной работы осуществляются в рамках комплексного подхода. В этом контексте наилучшим методом, стимулирующим все компенсаторные возможности сохранных сенсорных систем выступает терапия искусством. Она связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм творческой деятельности человека и продуктов его творчества. Искусство объединяет художественно-эмоциональные и познавательно-интеллектуальные компоненты личности и тем самым расширяет возможность формирования социальных навыков [8]. Через различные формы терапии искусством можно развить не только компенсаторные возможности неслышащего ребенка, но и приобщить его к национальной культуре, способствуя гармоничному развитию личности по трем направлениям: когнитивному, эмоциональному и социальному. Целью исследования было создание условий для комплексного использования компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации. Для достижения поставленной цели была создана и апробирована программа комплексной психотерапии искусством. Ее основу составила танцевальная терапия, мимическая и пантомимическая передача вербальной информации (рассказы и притчи народов мира, раскрывающие морально - нравственные аспекты социального взаимодействия людей), интегрированная с такими видами искусства как драматическое, изобразительное и декоративно-прикладное. Было предположено, что определенные параметры звука и света оказывают эффективное управляющее воздействие на двигательную деятельность [5, 9]. Воспринимаемое звучание и создаваемый музыкальный образ трансформируется в мышцах и вызывает адекватный рефлекс, который определяет форму движения в пространстве [2]. Соединение музыки и цвета (цветомузыка) может использоваться как в качестве расслабляющих, так и интенсифицирующих средств воздействия, помогает лучше усвоить поступающую информацию [4].
1 Описание контингента, методического обеспечения и Экспериментальное исследование проводилось в период с сентября 2012 г. по сентябрь 2013 г. в образовательных учреждениях I-II вида Москвы и Московской области. В исследовании приняли участие учащиеся среднего звена школы (дети и подростки 10 - 14 лет). В эксперименте принимали участие 126 человек, имеющие диагнозы глухота и 1-4 степени тугоухости. Следует отметить, что далеко не все дети умели вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, у них не было потребности в общении. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, другая наоборот слишком возбудима и неорганизованна. Работа состояла из нескольких связанных между собой блоков, в которых реализовывались различные задачи и использовались специфические методы. Блок 1 – констатирующий. Цель: выявление детей с низким уровнем социальной адаптации. На этом этапе использованы следующие методики: Блок 2 – формирующий. Была разработана программа комплексной психотерапии искусством, направленная на повышение социальной адаптации детей и подростков с нарушениями слуха с использованием компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем. Программа была реализована в течение 7 месяцев (30 занятий). Блок 3 – контрольный. Была проведена повторная диагностика, направленная на выявление изменений в социальной адаптации детей. На этом этапе использовались те же методики, что и в диагностическом блоке с измененным стимульным материалом.
2 Результаты исследования
Проведенное пилотажное исследование позволило определить группу детей в количестве 57 человек, имеющих в той или иной мере нарушения социальной адаптации.Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
От общей выборки респондентов, число детей с нарушением слуха, имеющих ту или иную степень социальной дезадаптации составило 45%. Всего в коррекционной программе приняло участие 57 человека. Группы были сбалансированы по возрасту и степени нарушения слуха. Занятия проходили на протяжении учебного года в среднем, 1 раз в неделю. Было сформировано 9 групп по 6 -7 человек. Для обеспечения возможности оценки эффективности проведенной работы, 5 групп занимались по основной программе (всего 33 человека), а 4 группы (24 человек) – по программе, исключающей танцевально-двигательные упражнения. В основу занятий были положены принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы танца, пантомимы, изобразительной деятельности, сказкотерапии, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности. Все занятия имели гибкую структуру, были построены с учетом поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Каждое занятие имело 3 логически связанные между собой части. Часть 1 — вводная. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, дать вводную информацию в виде притчи. Пример 1. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
2. Развивать творческие способности, потребность самовыражения:
3. Развивать и тренировать психические процессы:
4. Развивать нравственно-коммуникативные качества личности:
На занятиях использовалась музыка яркая, выразительная, в том числе и современные ритмы. Сюжет и движения танца были максимально приближены к теме занятия и доступны пониманию детей, отражая их опыт. Для повышения эффективности восприятия музыки, магнитофон находился на полу, что способствовало развитию вибрационной чувствительности. Участники занятия располагались на специальных матах. Динамические темповые обозначения передавались через изменение напряженности, скорости, амплитуды и направления движения. Движение помогало полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придавало движению особую выразительность. Музыкально-ритмические упражнения выполняли в заключительной части релаксационную функцию, помогали добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимали нервно-психическое напряжение, помогали участникам группы наладить дружеские, доверительные отношения. На занятиях дети учились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Предложенная программа сочетаема с любой программой развития и воспитания ребенка с нарушением слуха. На протяжении всего года ребенок через искусство может усваивать умения и навыки, которые предусмотрены его возрастным периодом. По окончании программы была проведена повторная диагностика: использовались те же методики, что и при первом тестировании, но с другим стимульным материалом. Результаты представлены в таблицах № 2-4. Таблица 2
Знание нравственных норм поведения повысилось как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Это показывает, что получение информации у детей с нарушением слуха происходит, в основном, вербально (при помощи жестовой речи) и с помощью зрительного анализатора (рассматривание картинок и подписей книг).
Таблица 3
*Различия между показателями экспериментальной и контрольной группы достоверны при Р<0,05
*Различия между показателями экспериментальной и контрольной группы достоверны при Р<0,05. Понимание специфика социально значимых ситуаций требует от ребенка большой эмоциональной включенности в этот процесс. После проведения коррекционных занятий, направленных в том числе на развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным слухом по средствам драматических и пантомимических этюдов, мы получили достоверную разницу показателей по сравнению с контрольной группой. Количество детей полностью понимающих социально значимые ситуации увеличилось вдвое, количество детей частично понимающих социально значимые ситуации формально не увеличилось, но фактически качественно она изменилась за счет детей до коррекции понимающих только эпизоды ситуаций или не понимающих их совсем. Таким образом, комплексное использование компенсаторных возможностей позволило у детей и подростков с нарушениями слуха сформировать устойчивые привычки нравственных норм поведения. Повысить понимание специфики социально значимых ситуаций и взаимодействия в этих ситуаций. По оценке экспертов (педагогов и родителей) у детей и подростков после прохождения занятий повысилась устойчивость внимания на занятиях, изменились способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, существенно изменилась пластика движений.
Основными проблемами социализации неслышащих детей являются нарушения эмоционально-волевой сферы, искажение социального взаимодействия, снижение самооценки, затруднения в формировании общепринятых норм поведения. Соответственно, основной задачей является формирование коммуникативной и социальной компетенции. Для решения таких многофункциональных задай наилучшим образом подходит метод комплексной психотерапии искусством. Разработка и экспериментальное обоснование современных методов и техник, опирающихся на компенсаторные возможности детей с нарушениями слуха, является перспективным направлением коррекционной педагогики и специальной психологии. Проведение занятий с использованием комплексной терапии искусством обеспечивает создание искусственной среды способствующей повышению двигательной активности и социальной адаптивности, эмоциональной восприимчивости неслышащих детей и подростков. Применение специальных приемов, повышающих эффективность аудиовизуальных, кинестетических, тактильных воздействий, основанных на компенсаторных возможностях сохранных сенсорных систем неслышащих детей, дает возможность адаптировать их в образовательном и социокультурном пространстве. Конечная цель социальной адаптации детей с нарушениями слуха заключается в интеграции таких детей в общество слышащих людей, предоставление им возможностей приобретения и усвоения определенных ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в социуме.
Литература
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||