Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Журнал » 2013 №8 : Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ | |||||||||||||||
Просмотров: 5688 О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В.
МГПУ, Москва
В статье ставится проблема разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые вопросы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на современном этапе. Уделяется внимание технологии психолого-педагогического обеспечения образования, реализуемой с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.
ON INITIATION OF AN INTEGRATIVE MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF EDUCATION PROCESS AT UP-TO-DATE SCHOOL
Romanova E.S., Ryabova I. V., Makshantseva L.V.
In this article the problem of development of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process is put taking into consideration the procedure of Federal state educational standards application. Theoretical and methodological, and also regulatory questions of nowadays psycho-pedagogical maintenance of the education process participations are considered. The main attention is paid to the problem of psycho-pedagogical supply technology. In particular, it is emphasized that psycho-pedagogical maintenance is realized by the functioning of all social interaction participants at all educational levels, including «school», «higher education» and human resources interactions.
1 Научные основы и нормативно-правовые вопросы
В современном обществе, ответственном за подрастающее поколение, отчетливо прослеживается необходимость понимания взрослыми особенностей ребенка и умения развивать его потенциальные возможности. В этой связи усиливается роль знания эффективных методов и приемов воспитания ребенка, отсюда возрастает важность подготовки профессионалов-педагогов. Наука о развитии ребенка, о воспитании детей, занимающая исключительное положение и неразрывно связанная с широкой психолого-педагогической практикой, нацелена на обеспечение гармоничного развития личности во всем контексте ее характеристик и проблем. В этой связи является актуальным создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [10, Статья 5, П.5]. Ключевым аспектом в решении общей проблемы подготовки подрастающего поколения является создание интегративной модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. С одной стороны, социально-психологическое сопровождение рассматривается как направление комплексной системы социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи, базирующейся на методологических основах системной психологии. С другой стороны как интегративная технология психолого-педагогического обеспечения образования, осуществляемая в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу [8, 9]. В процессе практического внедрения интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, прежде всего, следует анализировать два направления: Включенность ребенка в образовательную общность, опосредованная механизмом деятельной роли, позиции, определяется возможностью его существования (функционирования) в деятельности, общении и взаимодействии. Целесообразно учитывать все векторы включенности, осуществляемые на разных уровнях образования, организациях разного вида, а также во взаимодействии всех участников образовательного процесса. В каждом конкретном случае важно рассмотрение вида, типа и формы включенности ребенка в образовательную среду с определенной характеристикой организационно-функциональной структуры. Границы структуры обозначаются исходя из основополагающих целей достижения целостной включенности ребенка в образовательную общность.
Таблица 1
На сегодняшний день одним из главных остается вопрос о классификации объектов изучения в образовании. Нередко они формируются эмпирически, исходя из запросов общественной жизнедеятельности. Принято считать, что объектом экспертизы может и должна быть вся педагогическая сфера в целом. Известны примеры систематизации объектов, в основе которой положено представление о том, что в ее качестве выступают элементы педагогической системы. Например, для гуманитарной экспертизы принято выделять следующие объекты: учащиеся; преподаватели; учебно-воспитательный процесс; уклад жизни школы; среда и окружение [1]. Причем, объектами могут выступать образовательные учреждения разного типа (например, государственное / негосударственное образовательное учреждение). Так, например, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, среди прочих, «организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации». [10, Статья 8, П.12]. К организациям, осуществляющим обучение, относятся и «организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».[10, Статья 31, П.1]. Следует отметить, что обучающимся предоставляются права на: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, имеет свои особенности. В первую очередь – это, наряду с профилактикой и предотвращением, преобладание в программе преимущественно коррекционного характера, что делает особенно актуальным тщательную разработку и анализ процесса внедрения их в практическую деятельность, особенно в контексте Федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающего преемственность образовательного процесса. Программа предполагает формирование универсальных учебных действий на каждом из этих этапов, которые рассматриваются как способность ребёнка к развитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также культурную идентичность учащегося, его социальную компетентность и способность к самостоятельной организации процесса усвоения новых знаний и умений. Это подразумевает анализ: личностных действий (категорий учебных действий, направленных на ценностно-смысловую ориентацию учащихся); коммуникативных действий (обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию детей на мнение окружающих); познавательных действий (направленных на установление причинно-следственных связей и закономерностей, выявление круга интересующих проблем); регулятивных действий (обеспечивающих организацию учащимся своей учебной деятельности). При оценке сформированности универсальных учебных действий учащихся, педагогу необходимо знать уровень нескольких важных показателей: состояние здоровья детей; уровень развития речи; развитие навыков общения; умение контролировать своё поведение во время занятий. В итоге можно обозначить, что в свете решения общей проблемы создания интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, ключевую позицию занимает разработка функционирующего механизма сопровождения, опосредованного введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Технология психолого-педагогического обеспечения образования, включающая в себя аспекты обучения, развития и сопровождения, осуществляется с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также социальное взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.
2 «Школьное» взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения
Данное сопровождение традиционно рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, которое имеет свои особенности, свои актуальные цели и задачи. Рассматривая социально-психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс, охватывающий всех субъектов деятельности в сфере образования, на всех его уровнях, важно гармоничное сочетание его основных аспектов: Создание социально-психологических условий для успешной включенности ребенка в образовательную общность (адаптации, школьной успеваемости) является главной целью интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу. Включенность каждого ребенка в образовательную общность тщательно планируется и осуществляется в ходе проведения основных видов и направлений психолого-педагогической и медико-социальной деятельности, которая, может проводиться поэтапно, начиная с принятия решения о поступлении ребенка в школу, например: В рамках адаптационного этапа важно проведение аналитической работы, направленной на осмысление итогов общих усилий педагогов, психолога и родителей (законных представителей), по созданию благоприятных условий для адаптации первоклассников. Особого решения требует работа со школьниками, испытывающими проблемы в школьной адаптации, которая может быть выстроена следующим образом: сначала с использованием методов психолого-педагогической диагностики выявляются школьники, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Затем проводится психологическое консультирование и просвещение педагогов в контексте результатов диагностики – это, по сути, является началом организации помощи детям, испытывающим различные сложности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Возвращение к проблеме адаптации, как правило, происходит при переходе в среднюю школу. В этом случае психолого-педагогическое сопровождение может включать мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся; ознакомление с результатами мониторинга администрации, педагогов, родителей (законных представителей), самих учащихся; организация и проведение коррекционно-развивающих занятий; просветительская и консультационная деятельность; профилактическая работа. Актуальным вопросом психолого-педагогического сопровождения современного образовательного процесса является обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности учащихся, которое может осуществляться в рамках следующих мероприятий: исследование и диагностика особенностей личности учащихся старших классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы; организация информационной работы с родителями (законными представителями) учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования; проведение коррекционно-развивающих занятий. Особого подхода требует решение таких задач как психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» (исследование особенностей познавательной деятельности, изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений, организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, просветительская и консультационная деятельность); сохранения и укрепления психологического здоровья (просветительская и профилактическая работа с участниками образовательного процесса). Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, а также успешностиреализации интегративной модели данного сопровождения, основана, прежде всего, на показателях развития личности учащихся, формирования у них необходимых навыков компетентности, которые определены новыми образовательными программами в контексте внедрения последних Федеральных государственных образовательных стандартов. При этом можно дифференцировать педагогические и психологические критерии оценки. Например, к педагогическим критериям относятся: успеваемость учащихся; их активность, инициативность, заинтересованность в школьной жизнедеятельности; специфика поведения в школе и вне школы; особенности взаимодействия с одноклассниками, педагогами; профессиональное самоопределение учащихся старших классов и выпускников школы. В структуру психологических критериев оценки входят такие как: психологическая готовность к регулярному обучению; реализация потенциальных возможностей обучающихся; развитие их способностей; особенности личностного развития; психическое и физическое здоровье; уровень социальной адаптивности; специфика межличностного взаимодействия; соотношение интересов, мотивации, способностей. Вопросы, связанные с решением таких сложных проблем, требуют особых методов, которые носят социальный характер. Эти методы и методики находятся в стадии разработки, но они необходимы, т.к. нацелены помочь в решении вопроса модернизации образования и модернизации науки.
3 «Вузовское» взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения
Обеспечение профессионального становления, имеющего свою специфику и характеристики, направлено, прежде всего, на создание благоприятных социально-психологических и психолого-педагогических условий для обучения в вузе в условиях компетентностного подхода; формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов; помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов [6]. Компетентностный подход к высшему профессиональному образованию предполагает реализацию следующих функций психолого-педагогического сопровождения: Важным в обеспечении профессионального становления является: оказать помощь в овладении студентами эффективными способами преодоления широкого спектра возможных проблем, а также научить будущего профессионала решать свои проблемы самостоятельно. Раскрытие проблемы современного студента как субъекта образовательного процесса можно осуществить через следующие актуальные вопросы: социально-психологические особенности студенческого возраста, прежде всего, на тех из них, которые влияют на поведение и учебную деятельность студентов. Например, мотивация учебной деятельности зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности студентов, ценностные ориентации и т.д.; адаптация к обучению в вузе – одна из важных общетеоретических проблем, исследуемых на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях; успешность обучения в вузе во взаимосвязи с формированием специальных способностей; параметры компетенций выпускника, определяющие его состоятельность как профессионала [3]. Исходя из поставленной цели, психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода осуществляется по следующим направлениям:
4 Развитие кадрового потенциала в педагогической области
Как уже отмечалось, важным аспектом в деле качественного образования является подготовка способных, знающих, творчески мыслящих, компетентных педагогов. Развитие кадрового потенциала в педагогической областиопосредовано необходимостью решения таких практических задач, как: обеспечение учащихся квалифицированными учителями, придерживающимися четких стандартов профессиональной деятельности и поведения; совершенствование программ непрерывной подготовки учителей и повышения их квалификации; развитие и распространение этических норм и принципов профессионального поведения [7]. Особое значение имеет деятельность научно-методических центров, центров оценки и сертификации, научные изыскания университетов, институтов, факультетов, кафедр и лабораторий, исследовательских образовательных учреждений. Обобщение и трансляция опыта по данному вопросу могут служить дополнительным научным основанием для выработки рекомендаций по качественно новому уровню образовательных услуг, совершенствованию менеджмента и управления образованием во всех его уровнях и сферах. Результаты этих обобщений (с учетом динамических изменений, генерируемых в образовательных учреждениях) способны стать основой научного прогноза построения школы будущего, усилить мотивацию научных и педагогических кадров, повысить их конкурентную устойчивость и адаптацию к меняющимся потребностям общества. Выполнение творческих задач, как показывает анализ общей ситуации, могут взять на себя специализированные центры, органически связанные непосредственно с образовательными учреждениями, с одной стороны, и органами управления образованием – с другой. Это в полной мере отвечает решению задачи развития общественно-профессиональной экспертизы как одного из приоритетов государственной политики на современном этапе. Многие современные исследования посвящены рассмотрению предмета педагогической отрасли, в том числе: закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность. Исследование педагогической деятельности, закономерностей формирования конкретных ее видов, направлено на изучение: индивидуального и коллективного субъекта труда, а также системы взаимоотношений в целом. Проблема развития кадрового потенциала системы общего образования актуальна и с позиции решения общей задачи управления состоянием образовательной сферы, и с позиции удовлетворения потребностей общества в высокопрофессиональных педагогических кадрах. Постановка данной проблемы предполагает участие и координацию усилий самых различных уровней и субъектов управления и организации учебного процесса. Все большую значимость во всех процессах реконструирования учебно-педагогической деятельности занимают общественные и общественно-государственные формы образования. В целях повышения эффективности и качества педагогического труда важно решение таких задач, как:
Заключение
Таким образом, в результате разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, можно подвести следующие итоги: предложена ее научная характеристика; уточнены принципы психолого-педагогического обеспечения образования в соответствии с актуальными целями и задачами; сформулированы ключевые проблемы психолого-педагогического сопровождения всех участников социального взаимодействия (в том числе, школьного и вузовского); актуализирован вопрос развития кадрового потенциала системы общего образования.
Литература
|
|||||||||||||||