Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Кожинова О. В., Чибискова О.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Журнал » 2013 №7 : Кожинова О. В., Чибискова О.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    Просмотров: 5880

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ 
К САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Кожинова О. В.,
Чибискова О.В.
МГПУ, Москва


В статье на примере учащихся кадетского корпуса рассматривается проблема самоорганизации и саморегуляции старшеклассников, оказывающая влияние на их учебную успеваемость. По результатам исследования составлены рекомендации по повышению учебной успеваемости учащихся.
Ключевые слова: старшеклассник, самоорганизация, саморегуляция, успеваемость, мотивация, тревожность, психическая работоспособность, системный подход.

 

THE PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF ABILITY TO SELF-ORGANIZATION AND SELF-CONTROL IN SENIOR SCHOOL CHILDREN


Kozhinova O. V.,
Chibiskova O.V.
MCTTU, Moscow

 

In this article on the example of cadet school pupils the problem of self-organization and self-control  influence on educational progress is considered.. By results of the research recommendations on  increasing of pupils’ educational progress are made.
Keywords: senior adolscent, self-organization, self-control, educational progress, motivation, anxiety, psychic working capacity, systems approach.

 

Введение

 

Основной целью современных кадетских корпусов является не только воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, но и формирование интеллектуального, работоспособного, успешного специалиста.Образование и воспитание в современных кадетских корпусах способствуют формированию и развитию у старших подростков более четких представлений о мире профессий военного профиля, что чаще мотивирует их на выбор карьеры в профессиональной сфере, связанной с деятельностью силовых структур. Само содержание  организационно–методического процесса в кадетском корпусе оказывает значительное влияние на психологическое развитие подростков, выражающееся в качественном своеобразии свойств личности кадет. Среди основных причин, детерминирующих эти особенности, выделяются наличие в учебно-воспитательном процессе элементов воинского воспитания и направленность на патриотическое воспитание, что отличает их от старшеклассников общеобразовательных школ.

Вместе с тем подросткам необходимо развитие определенного уровня самоорганизации [3] и способности к саморегуляции для того, чтобы качественно и своевременно выполнять поставленные задачи.В решении этих вопросов важную роль играют выявление основных проблем, мешающих образованию воспитанников кадетского корпуса и создание благоприятных условий для профессионального самоопределения кадет в пользу определённой военной специальности.
Целью настоящего исследования явилось выявление проблемной ступени обучения в кадетском корпусе и разработка рекомендаций для помощи в профессиональном самоопределении учащихся кадетского корпуса в пользу конкретной военной специальности.

 

1 Методы и методики исследования

 

Методологическую базу исследования составили положения теории деятельностного подхода (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.), представления о специфике психического развития подростка и его ведущей деятельности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Фельдштейн Д.И.), теории развития личности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г.); мотивационные концепции (Левин К., Маслоу А., Хекхаузен Х.) и системный подход (Ломов Б.Ф., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Шадриков В.Д.).

В процессе эмпирического исследования по всей совокупности выборки было проведено диагностирование психологических особенностей воспитанников кадетского корпуса по следующим методам и методикам: мотивация поступления (вопросник), «Мотивация на успех», «Мотивация избегания неудач», «Направленность на знание», «Направленность на отметку» [5], «Профиль мотивации» [8], «Самооценка», «Тревожность», «Притязания» [4], «Опросник профессиональных предпочтений» [6], блок методик «Психическая работоспособность» [8]. На протяжении всего исследования проводились наблюдения, беседы, анализ документов, жалоб, с которыми воспитанники обращались к педагогам, медицинским работникам и родителям.

 

2 Результаты и обсуждение исследования

 

В исследовании были выделены трудности, с которыми сталкиваются воспитанники кадетского корпуса. Специально разработанная на основе наблюдений, бесед и анализа документов анкета, позволила выявить проблемы, которые, по мнению воспитанников, мешают успешности их обучения. Было выявлено, что на  первой ступени обучения основными являются проблемы адаптации к новым условиям  (недостаток общения с родителями и друзьями отметили 75% кадет, чувство подавленности и снижение настроения – 69%), на второй ступени обучения ситуация стабилизируется, количество жалоб уменьшается,  и они касаются в основном быстрой утомляемости (60%). В таблице 1 представлена шкала состояний, где указаны основные проблемы, мешающие учиться воспитанникам третьей ступени обучения,которая и оказалась самой трудной. 


Таблица 1
Шкала состояний кадет третьей ступени обучения


Причины, мешающие учиться

%

1

Быстрая утомляемость, нарушение сна

80

2

Чрезмерные учебные и физические нагрузки

78

3

Головные боли, слабость

64

4

Чувство тревоги и напряжение, раздражительность

58

5

 Понижение работоспособности

54

6

Взаимоотношения с педагогами

51

7

Недостаток общения с родителями и друзьями

42

8

Конфликтные ситуации

39

9

Дисциплина, необходимость выполнять приказы

35

10

Взаимоотношения с одноклассниками

33

 

    Как следует из таблицы, на третьей ступени обучения трудности в основном связаны  с быстрой утомляемостью, нарушениями  сна (80%), чрезмерными учебными и физическими нагрузками (78%), головными  болями, слабостью (64%),  чувством тревоги,  напряжением и раздражительностью (58%).  Все это свидетельствует о снижении общей работоспособности,  что отмечают и сами подростки (54%). На четвертой ступени обучения, в выпускном классе кадеты уже приобретают навык справляться с трудностями, тем не менее, отмеченные ими проблемы касаются утомляемости и нехватки времени. Таким образом,  опрос учащихся показывает, что наряду с общими проблемами, касающимися кадет всех курсов, особо отмечается несформированность саморегуляции и самоорганизации, вследствие чего наблюдается потеря работоспособности, что в свою очередь влияет на удовлетворённость учебной деятельностью. Подтверждением того, что третья ступень обучения является критической в плане отношения к учебе и дальнейшему профессиональному выбору, служит оценка учащимися степени удовлетворённости образованием в кадетском корпусе,  которая представлена на рис. 1.

   
Обозначения:            - устраивает полностью             - не совсем устраивает   

                                    - не устраивает 

Рис. 1. Степень удовлетворённости кадет получаемым образованием
на различных ступенях обучения в процентах

 

На рисунке наглядно показано, что на третьей ступени образования 80% воспитанников указали на неудовлетворенность (33%) образованием или не полную удовлетворенность (47%), что характеризует их общее  состояние  и имеет немаловажное значение для мотивации обучения.

Наличие у воспитанников кадетского корпуса внутренней заинтересованности в познании и учении является одним из важнейших аспектов проблемы общеобразовательной подготовленности, а также  интеллектуального и личностного развития. Анализ ответов на вопрос о мотивах поступления в кадетский корпус показал, что на первой ступени обучения доминирующими являлись внешние мотивы, к которым можно отнести советы родителей (40%), привлекательность формы (28%), общение с друзьями (12%). Внутренние мотивы такие, как  подготовка к получению профессии (12%), развитие интересов и способностей (8%), были выражены в меньшей степени. От первой к четвертой ступени обучения удельный вес внутренних мотивов увеличивается, а внешних – уменьшается. На третьей ступени обучения внутренние мотивы такие, как подготовка к получению профессии (42%), развитие интересов и способностей (28%), становятся более значимыми, тогда  как внешняя мотивация постепенно отступает на второй план. Формирование внутренней мотивации свидетельствует об активных процессах личностного и профессионального самоопределения, происходящих в этом возрасте, на фоне общего снижения работоспособности, которые требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных затрат на анализ собственной личности и своей позиции. В целом опрос показывает, что большая часть воспитанников называют внутренние мотивы поступления в кадетский корпус. Можно констатировать, что интересы к обучению постепенно возрастают по мере социального взросления и становления личности воспитанников. Говоря о внутренней и внешней мотивации, мы подразумеваем понимание внутренне мотивированного поведения, совершаемого ради себя самого [9].

Объективные показатели успешности обучения оценивались на основе анализа успеваемости учащихся. Все основные предметы были условно отнесены к трём направлениям по принципу разделения данных дисциплин в кадетском корпусе: точные науки, социально-гуманитарный цикл и естественно-научный. Таким образом, было выявлено, что имеется значительное понижение успеваемости по всем циклам дисциплин на третьей ступени обучения.  Именно  эта ступень характеризуется возросшими  учебными и физическими нагрузками,  спортивной и строевой подготовкой, добавлением профессиональной подготовки  и так далее.

С целью выявления причин неуспеваемости были проведены исследования компонентов мотивационной сферы учащихся. В таблице 2  представлена степень выраженности направленности учебной мотивации кадет на приобретение знаний или на отметку на всех ступенях обучения.

 

 

Таблица 2
Степень выраженности учебной мотивации воспитанников
кадетского корпуса на всех ступенях обучения


Учебная мотивация

Уровень

Всего (%)
I ступень

Всего (%)
II  ступень

Всего (%)
III  ступень

Всего (%)
IV  ступень

 

Направленность на отметку

Низкий

 

41

10

 

49

2

 

59

-

 

63

-

Средний

18

17

28

20

Высокий

13

30

31

43

Направленность на приобретение знаний

Низкий

 

59

5

 

51

6

 

41

-

 

37

2

Средний

24

23

13

18

Высокий

30

21

28

17

 

У воспитанников третьей ступени обучения более выражена направленность на отметку (59%) уровни выраженности: высокий и средний – (31% и 28%) по сравнению с первой и второй ступенью обучения. Это объясняется понижением учебной успеваемости в результате возрастания учебной и физической нагрузки, быстрой утомляемостью и другими проблемами, мешающими учиться, отмеченными кадетами третьей ступени обучения, и тем, что у подростков становится не только ярко выраженная потребность в познании, но и в оценке своей личности [3].

Похожие тенденции прослеживаются в исследовании успеха и избегания неудач, результаты которого представлены в таблице 3. Данный вид мотивации также является существенным фактором, оказывающим влияние на процесс обучения и учебную успеваемость кадет, эти виды мотивации являются двумя основными мотивационными направленностями, влияющими на развитие мотивационной сферы воспитанников кадетского корпуса. От преобладания того или иного вида мотивационной направленности в учебной деятельности воспитанников зависит успешность кадет, т.к.  мотивация на достижение успеха относится к позитивной мотивации. Учащихся с преобладанием мотивации на успех и потребности в достижениях отличают активность, уверенность в себе, ответственность, инициативность в процессе обучения, а также настойчивость в достижении цели, целеустремленность [7]. Мотивацию избегания неудач можно отнести к негативно направленной мотивации, т.к. она препятствует активности, продуктивности, конструктивности деятельности учащихся кадетского корпуса. Активность таких воспитанников скорее связана с потребностью  избежать порицания, наказания, неудачи в процессе обучения, да и в любой деятельности вообще.


Таблица 3
Мотивация на успех и мотивация избегания неудач
на всех ступенях обучения в кадетском корпусе


Виды мотивации

Уровень

Всего (%)
1 ступень

Всего (%)
2 ступень

Всего (%)
3 ступень

Всего (%)
4 ступень

 

Направленность на достижение и успех

Направленность на достижение

   

58

41

        
54

34

 

41

19

 

46

18

Мотивационный полюс не выражен

3

4

6

10

Стремле-
ние  к успеху

14

16

16

18

Направленность на избегание неудач (боязнь неудач)

Выражена боязнь неудачи

 

42

27

 

46

 

17

 

59

18

 

54

15

Мотивационный полюс не выражен

5

10

13

17

Ожидание неудач

10

19

28

22

 

По таблице 3 можно проследить, что от первой к четвертой ступени обучения наблюдается постепенное снижение тенденции стремления к достижениям и повышение тенденции избегания неудач. На третьей ступени обучения в кадетском корпусе ожидание неудач и боязнь неудач составили в совокупности 59%, тогда как направленность на достижение и стремление к успеху несколько понизились (41%). Эти данные согласуются  с  понижением учебной успеваемости на данной ступени обучения,  неудовлетворенностью и трудностями в обучении. В выпускном классе  мотивация избегания неудач и ожидания неудач несколько понижается (54%), а направленность на достижения и стремление к успеху снова повышается (46%). Идея избегания и идея негативных ожиданий, лежит в основании этой мотивации. Начиная дело, такие воспитанники кадетского корпуса заранее боятся возможной неудачи, отрицательной отметки и оценки их деятельности, думая о путях избегания неудачи, а не о способах достижения успеха. Эти воспитанники обычно отличаются повышенной тревожностью, слабой уверенностью в своих силах, стараются избегать ответственных и сложных учебных заданий. Сюда же можно отнести стремление либо к очень легким, либо к очень трудным делам, игнорирование информации о результатах, неадекватно завышенной или заниженной самооценки: свои успехи обычно не замечают, свои неудачи объясняют как подтверждение своей некомпетентности. Всё это является негативными для учебной успешности кадет [7].

Результаты исследования типов доминирующей мотивации по тесту системного профиля мотивации, позволяющего выявить иерархию мотивов личности и приоритетный уровень системной организации мотивов, выявили общую тенденцию умеренной и сбалансированной выраженности типов  мотивации. В таблице  4 показано соотношение потребностей (мотивационных тенденций) воспитанников кадетского корпуса.

Таблица 4
Мотивационный профиль воспитанников кадетского корпуса


Виды мотивации и типы потребностей

Ступени обучения

I

II

III

IV

1

Витальная

4,8

4,3

4,7

3,8

2

Репродуктивная

4,3

4,5

4,4

4,5

3

Самосохранение

4

3.9

4

4

4

Альтруизм

4.1

4,5

4,2

4,5

5

Познавательная

3.8

4

3,4

4

6

Самоуважение

3,6

3,8

3,5

4.2

7

Самоактуализация

3

3,5

3,4

4,3

8

Нравственность

4,7

4,8

4,7

5,2

 

   Таблица показывает, что преобладающими являются социальные потребности, более всего - потребность в нравственности, которая преобладает у кадет на всех ступенях обучения, постепенно увеличиваясь с 4,5 на первой ступени, до 5,2 на четвертой. В целом такие же тенденции выявлены в динамике самоактуализации. Кадеты в большинстве проявляют меньшую склонность к  возможности реализации собственных способностей, индекс познавательной мотивации в среднем невысокий. Следует обратить особое внимание на мотивационный профиль воспитанников третьей ступени обучения, у которых наблюдается статистически достоверное снижение познавательной потребности – мотивация развития личности (3,4), самоактуализации (3,4), самоуважения (3,5), и отметить,  что альтруизм становится значимой мотивационной тенденцией для воспитанников кадетского корпуса старших ступеней обучения.  В данном контексте целесообразно сравнение мотивационного профиля воспитанников старших классов кадетского корпуса и учащихся общеобразовательной школы, представленное на рис. 2.



Рис.2. Профиль мотивации старшеклассников- кадет и учащихся старших классов общеобразовательной школы

 

Как видно из рисунка, показатели старшеклассников общеобразовательной школы по познавательной мотивации, мотивации самореализации и нравственности значительно отличаются от показателей старшеклассников – кадет (p <0,01). При этом, если познавательная мотивация и мотивация самореализации у школьников выше по сравнению с кадетами, то по показателям нравственности школьники значительно уступают данным кадет, что обусловлено особенностями обучения и воспитания последних. Вместе с тем, как у кадет, так и у школьников можно отметить общие тенденции гармоничного развития профиля мотивации, что выражается в стремлении к порядку на уровне личности и социума, с одной стороны, и стремлении к развитию на уровне вида, личности и социума при выборе уровня регули­руемых систем. У старшеклассников-кадет отмечены высокие показатели по шкалам нравственность, альтруизм, самосохранение, у старшеклассников общеобразовательной школы выявлены высокие показатели по шкалам самоуважения и самосохранения. Подобные результаты можно прокомментировать как стремление старшеклассников к самостоятельности, независимости, что соответствует требованиям их социальной ситуации развития.

Для определения взаимосвязи между компонентами мотивации и успеваемостью воспитанников кадетского корпуса были рассчитаны корреляционные связи [1] между мотивацией достижения и успеваемостью кадет,  между направленностью на отметку и успеваемостью, между высоким уровнем направленности на знания и успеваемостью кадет.
В результате сравнения средних результатов установлено, что кадеты с низкой познавательной мотивационной тенденцией (при значении 3,3 – 3, 8) не стремятся к знаниям и имеют низкую успеваемость (средний балл от 3 до 3,5). Воспитанники, у которых познавательная мотивационная тенденция принимает значения  4 – 5,2, стремятся к знаниям, повышая свою успешность (средний балл 4 – 5), различия достоверны при p < 0,01, что в целом говорит о том, что возможности обучения в подростковом возрасте во многом определяются их умением оценить себя, свой потенциал, преодолеть состояние тревожности в трудных ситуациях,  т.е. саморегуляцией и самоорганизацией.

Для определения возможностей кадет в плане саморегуляции были проведены следующие исследования: исследование самооценки, уровня притязаний и тревожности учащихся разных ступеней обучения. По всей выборке кадет наблюдается высокая   и средняя самооценка. Стоит отметить, что на третьей ступени обучения преобладающим оказался средний уровень самооценки, составивший 41 %, показатели низкой самооценки выявлены у 35% кадет. Не менее важными характеристиками для развития определенного уровня самоорганизации и способности к саморегуляции у кадет являются уровни притязаний и тревожности.  Исследование притязаний показало, что для большинства воспитанников характерен средний уровень притязаний. На третьей ступени обучения у воспитанников практически равными оказались показатели полярных уровней притязаний – низкого (40%) и высокого (39%), средний уровень притязаний составил 21%. Это свидетельствует  о неоднородности психологических причин, вызывающих трудности в обучении на третьей ступени и о необходимости индивидуального подхода в обучении [2].

Переходим к рассмотрению следующей важной личностной особенности воспитанников кадетского корпуса, такой, как тревожность. В основном, по всей выборке исследуемых кадет преобладающим является средний уровень тревожности, однако на третьей ступени обучения выявлено наибольшее число высокотревожных и низкотревожных подростков, что также является одной из причин понижения успеваемости. Причиной повышенной тревожности у кадет может служить высокая значимость внешней оценки поступков, деятельности воспитанников – кадет.
Для более подробного изучения проблемы третьей ступени обучения в кадетском корпусе было проведено исследование психической работоспособности, в контексте которой рассматривались показатели счетно-логической, мнемической и сложной логической деятельности кадет. Интегральный показатель психической работоспособности воспитанников кадетского корпуса, рассчитываемый из произведения коэффициентов объёма, сложности и темпа деятельности показал, что и в этом случае третья ступень обучения оказалась представляющей наибольшие трудности для подростков, т.к. для них характерен  самый  низкий показатель психической работоспособности  (среднее значение 0,4). Воспитанники первой ступени обучения показали средний уровень психической работоспособности относительно всей выборки испытуемых (среднее значение 0,6), наиболее высокий уровень психической работоспособности показали кадеты второй ступени обучения (среднее значение 1,1) и четвертой ступени обучения (среднее значение показателя психической работоспособности 0,8). Полученные объективные результаты подтверждают субъективные мнения кадет о причинах их низкой успешности. Также было выявлено три типа психической работоспособности: версативный тип (характеризующийся разносторонностью способностей и интересов), ингенитивный тип (характеризующийся глубиной и сложностью решаемых задач) и уравновешенный тип (при котором все способности выражены или не выражены в равной степени) [8].

Для проведения сравнительного анализа типов психической работоспособности и учебной успеваемости кадет по разным циклам дисциплин  воспитанники были условно отнесены к группам по типам психической работоспособности. Выявлена  прямая, выраженная взаимосвязь версативного типа с успеваемостью по предметам гуманитарного цикла (r=0,79);  с предметами естественного научного цикла и точными науками взаимосвязь обнаружена, она принимает значения умеренной или слабой при r=0,21 и  r=0,19. В группе кадет с ингенитивным типом психической работоспособности обнаружена сильная взаимосвязь с успеваемостью по предметам точных наук (r=0,71), умеренная взаимосвязь с успеваемостью по предметам естественно-научного цикла (r=0,39) и с успеваемостью по предметам социально-гуманитарного цикла (r=0,36). Кадеты с уравновешенным типом психической работоспособности  практически в равной степени успевают или не успевают по всем предметам (средний суммарный балл колеблется  от 4,5 до 3,3), в этом случае сильная взаимосвязь наблюдается при высоких баллах (r=0,77)  и умеренная (r=0,39) или слабая (r=0,19) при понижении успеваемости.

Для уточнения профессиональной направленности и соответствующего типа личности нами был проведён «Опросник профессиональных предпочтений», который показал, что особенностью воспитанников кадетского корпуса является преобладание социального выбора, т.е. большую часть воспитанников можно условно отнести к социальному типу личности. Выраженность социального типа личности среди кадет на первой ступени обучения  –  40%, на второй – 51%, на третьей – 64%  и  на четвертой - 57%. Этот тип характеризуется социальной активностью, предполагающей взаимодействие с людьми.

Данная теория основывается на заключении, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды, т.к. поведение человека наряду с его личностными особенностями определяется окружением, в котором проявляется его активность. Стремление найти профессиональную среду, свойственную своему типу, обусловливается желанием полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации [6], что открывает значительные возможности для дальнейшей психолого-педагогической работы по социализации и профессионализации кадет.

 

Заключение

 

Таким образом, в результате проведённого исследования можно утверждать, что:
- обнаруженные трудности (утомляемость, нехватка времени, неумение организовать рабочий день) на разных ступенях обучения обусловлены структурой мотивации, личностными качествами, психической работоспособностью кадет; 
- третья ступень обучения (9 классы)  является наиболее проблемной в кадетском корпусе, характеризуется  статистически достоверным снижением показателей успешности обучения, учебной мотивации, мотивации достижений, уровня притязаний;
- в этот период установлены статистически достоверное снижение познавательных потребностей, повышение уровня тревожности и мотивации избегания неудач, а также наименьший для всего периода обучения уровень психической работоспособности, что связано с возрастными особенностями подростков и спецификой организации процесса обучения в кадетском корпусе;
- разделение воспитанников на  группы в соответствии с типами психической работоспособности (версативный, ингенитивный и уравновешенный) позволило установить значимые корреляционные связи между типом психической работоспособности и уровнем успеваемости по предметам разных циклов – социально-гуманитарному, естественному и точному;
- большую часть воспитанников можно условно отнести к социальному типу личности, который характеризуется социальной активностью, предполагающей взаимодействие с людьми, что следует учитывать при выборе конкретной военной специальности;
- установленные статистически значимые корреляционные связи между психологическими особенностями личности, психической работоспособностью и успеваемостью учащихся позволяют выделить в качестве факторов повышения психической работоспособности психологические особенности кадет, связанные с развитием саморегуляции и самоконтроля и разработать рекомендации обеспечивающие профилактику снижения успеваемости на третьей ступени обучения.


Рекомендации

 

Полученные в ходе настоящего исследования результаты позволяют предложить ряд рекомендаций.

  1. Трудности, обнаруженные на третьей ступени обучения, указывают на целесообразность психологического обследования воспитанников кадетского корпуса по методикам, определяющим психологические особенности, которые являются факторами, влияющими на  успеваемость воспитанников кадетского корпуса.
  2. Необходимо организовать систему мероприятий по повышению учебной и познавательной мотивации подростков, воспитанников кадетского корпуса, для формирования стремления к знаниям и достижению успеха в выполняемой деятельности. Следует поощрять нравственные потребности кадет, которые выражаются в альтруистической направленности и ценностях морали.
  3. Рекомендуется реализация индивидуального подхода к учащимся с учётом типа психической работоспособности и типа профессиональной направленности кадет, что отвечает требованиям современного образования, базирующегося на личностно-ориентированной концепции.
  4. Преподаватель должен обладать навыками построения взаимоотношений с учащимися на основании знания их индивидуально − психологических особенностей.  Для формирования объективного отношения к учащимся кадетского корпуса педагогам – психологам следует вести консультативную работу среди педагогического коллектива (учителей и воспитателей), направленную на разъяснение особенностей взаимодействия с учащимися, условно отнесёнными к определённому типу психической работоспособности и профессиональной направленности.
  5. Учитывая, что в процессе обучения в кадетском корпусе формируются специфические  способности, необходимые для успешности в профессиональной деятельности, для профессионального самоопределения воспитанников кадетского корпуса в пользу конкретной военной специальности, рекомендуется знакомить подростков – кадет с профессиограммами разных видов деятельности. Каждая профессиограмма содержит перечень тех способностей, которые обеспечивают успешность выполнения профессиональной деятельности и могут подойти человеку с определенным типом личности [6].

Литература

  1. Абушкин А.Б., Романов С.А. Экспериментальная психология / Под общей редакцией Е.С. Романовой. СПб.: Лидер, 2007. 
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды // Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДОК», 2001.
  4. Дубровина И.В., Дандарова Ж.К., Игумнов С.А. и др.Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / под ред. Реана А.А. СПб.: Прайм-Еврознак; М: Олма-Пресс, 2003.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2003.
  6. Романова Е.С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. М.: Аспект Пресс, 2011. 
  7. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.  СПб.: Питер, 2009.  
  8. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. – 2010. № 1.  С. 5 – 42.
  9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.  Спб.: Питер; М: Смысл, 2003.